Игры по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

В данном конспекте представлены примеры дидактических игр для младшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_sensorike_po_razvitiyu_rechi2.odt25.9 КБ

Предварительный просмотр:

         «Помоги рыбкам»       

Задачи:

  1. Пополнять словарь детей детей существительных в единственном и множественном числе.
  1. Вовлекать в диалог-развивать умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать; стимулировать и поощрять активность.
  2.  Развитие восприятия окружающего мира.

Материал. Рыбки большие и  маленькие, вырезанные из картона и обклеенные бисером.

                Ход игры

Предложите ребенку найти маленьким рыбкам маму. Для этого  нужно брать детенышей-рыбок красного цвета раскладывать  рядом с мамой  - рыбкой красного цвета, и.т. д со всеми цветами.

«Разложи шарики в свои домики»

Задачи:

  1. Формировать  умение и правильно называть , различать 4- е основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
  2. Развивать мелкую моторику рук пальцев.

Материал. Шарики из ниток основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый), пластмассовые прозрачные ведерки, украшенные цветными кружочками.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть шарики по цвету, форме (красный, синий, желтый, зеленый). Все цветные шарики лежат в одном прозрачном ведерке. Воспитатель  предлагает детям разложить  шарики в свои домики «ведерки» с наклеенными цветными шариками.

«Сделай узор»

Задачи.

  1. Продолжать знакомить детей с цветом, размером.
  2. Стимулировать речевую активность детей.
  3. Развивать мелкую моторику рук,внимание.

Материал: Шнурки разного цвета, размера. Пяльцы для вышивания  (красные, синие, желтые, зеленые), сетка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям  сделать красивый узор для куклы Маши при помощи  шнурков различного цвета, называет цвет шнурков (красный, синий, желтый, зеленый), размер шнурков ( большой, маленький).

«Собери шнурки» 

 Задачи:

  1. Закреплять знание основных цветов.
  2. Активизировать умение  детей вступать в диалог, отвечать предложениями.
  3. Развивать мелкую моторику рук через действия с предметами.

Описание: Пластмассовые бутылки с крышками, шнурки основных цветов.

Ход игры

В гости к детям пришел Мишка и принес коробку с бутылочками. Воспитатель , вместе с детьми рассматривают бутылочки, называют цвет шнурков. Воспитатель, показывает детям как нужно достать шнурок из бутылки и затолкать обратно,  называя цвет шнурков . Затем малыши самостоятельно достают шнурок с бутылки пальчиками и вталкивают обратно в бутылку , закрывают крышкой по цвету .

«Украсим коврик»                  

 Задачи:

  1. Закрепить название основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), размер предметов.
  2. Развивать речь детей.
  3. Продолжать развивать мелкую моторики.

Пособия. Ленточки основных цветов ( красный, синий, желтый, зеленый) разного, размера, сетка для раковины.

Ход игры

 Воспитатель показывает детям красивую коробочку, предлагает  угадать , что в ней лежит, выслушивает ответы  детей (игрушки, конфеты и.т.д.) Воспитатель открывает коробочку и показывает ее содержимое – «ленточки» (красная, синея, желтая, зеленая), разного размера. Дети называют цвет, размер. Предложить детям украсить коврик ленточками. Ребенок сам выбирает ленточки и украшает коврик.

           «Весёлая семейка»    

Задачи:

  1. Развивать способности детей узнавать предметы по словесному описанию (петух, курица, цыпленок), по силуэту.
  2. Развивать подражание  речевым звукам.
  3. Развивать мелкую моторику рук.

 Материал. Силуэты петухов, курочек, цыплят основных   цветов (красный, синий, желтый, зеленый)  из плотной ткани.

Ход игры

Воспитатель показывает силуэты, предлагает детям найти маму и папу цыпленка- у красного цыпленка мама курица  и папа петух красного цвета, у синего цыпленка- папа и мама синего цвета, у желтого цыпленка- мама и папа желтого цвета, у зеленного цыпленка- папа и мама  зеленого цвета. Дети по подражанию повторяют за воспитателем кто как кричит «Ко-ко-ко; Ку-ка-ре- ку, Пи-пи- пи».

«Чудо – коврик»              

Задачи:

  1. Формировать первоначальную культуру мышления,  развивать разговорную речь детей.
  2. Обогащать активировать словарь( мягкий, шершавый, твердый, пушистый).
  3. Развивать пальчиковую моторику, тактильные ощущения.

Материал. Сенсорный коврик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям  рассмотреть , потрогать , поиграть на коврике, ощупать поверхность коврика, наполнение игрушек.

«Чудо- юбка»

         Задачи:

  1. Формировать представление детей о цвете, форме, величине предметов.
  2. Обогащать словарь детей за счёт слов обозначающих    название предметов,   форму, цвет, величину , размер.
  3. Воспитывать терпение, усидчивость, внимание, воображение , целеустремленность.
  4. Развивать познавательный интерес, любознательность, тактильное восприятие, мелкую моторику.

Материал. Юбка из ткани, украшенная аппликацией ,разноцветными  и различными  по фактуре шнурками, пуговицами, крючками, молниями, липучими лентами и пр.

Ход игры

Воспитатель надевает юбку, демонстрирует и рассказывает детям  как  играть с юбкой, предлагает застегнуть и расстегнуть пуговицы, закрыть молнию, подобрать ниточки к шарику на липучке, собрать урожай на крючки и.т.д. Дети  собираются вокруг воспитателя и играют.

«Цветное мороженое»    

Задачи:

  1. Закрепить знание  детей  об  основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
  2. Закрепить знания о членах семьи (мама, папа, и .д.).

Материал: Цветные  пластмассовые шарики, «креманки» цветные из бутылок ( нижняя часть бутылок обрезана , края обклеены цветной изоляционной лентой)

Ход игры

В  тарелку положить 4 пластмассовых  шарика ( красны, синий, желтый, зеленый). Рядом поставить вазочки - креманки  такого же цвета ,  рассадить детей  или игрушки- членов семьи. Взрослый предлагает накормить гостей мороженым. Взрослый  говорит: «Я мишка. Я хочу красное мороженое.»  Ребенок  должен найти  шарик «мороженного» такого же цвета как креманка, назвать цвет мороженного.Ответить на вопрос взрослого –«Кого из семьи ты угостил мороженым?»

«Цветные дорожки»

Задачи: 

  1. Закреплять  основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый), размер.
  2. Активизировать познавательную, игровую деятельность.
  3. Развивать мелкую моторику.

   

Материал. Силуэты цветные  дорожки, (красная, синея, желтая, зеленая) из плотной      ткани, игрушки  машинки основных  цветов.

Ход игры

Воспитатель показывает детям машинки красного, синего, желтого, зеленого цвета. Обсуждаем с детьми , какого они цвета. Предлагает подобрать машинам  дорожки подходящие по цвету и отправиться в путешествие.

Художественное слово:

«У нас машины разные   и синие , и красные

Би-би, би-би!

Би-би! Би-би!

Ты машинку прокати!»

Список литературы:

        Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.

       В. Галанова. Издательство «Академия развития», 2007.

        «Игровые занятия с детьми 2—3 лет.»

        Т.Н. Ильюшина «Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста»: комплексные занятия.

       Н.Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет..» М., 2003.

        С.Н. Теплюк «Формирование элементарных математических представлений».

        Издательство «Мозаика-синтез», 2010.

        Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.». Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа.

Издательство «Мозаика-синтез», 2014.

Н. Карпухина «Программная разработка образовательных областей  в первой младшей группе детского сада..» Издательство «Учитель», 2012.

Н. Карпухина «Программная разработка образовательных областей  в первой младшей группе детского сада..» Издательство «Учитель», 2012.

Янушко Е.А."Сенсорное развитие детей раннего возраста(1-3года).

Методическое пособие для воспитателей и родителей- М.Мозаика-Синтез,2010

 Воспитание детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др.— М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

Воспитание и обучение детей раннего возраста/Под ред. Л. Н. Павловой.— М.:   Просвещение, 1986.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г

Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша.— М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....