Конспект НОД с использованием ТРИЗ технологии в старшей группе "Заколдованная принцесса"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный материал может быть полезен воспитателям старших групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
с использованием технологии ТРИЗ
в старшей группе
Тема: «Заколдованная принцесса».
Цель: Развитие речевой деятельности детей творческого характера.
Задачи.
Обучающие: Учить детей самостоятельно связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты в определенном месте и времени, составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло. Закрепить умения выделять свойства объектов, находить общее между объектами. Закрепить умение составлять загадки, опираясь на заданную модель.
Развивающие: Развивать умение классифицировать объекты рукотворного мира по заданным признакам. Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач. Развивать воображение, коммуникативные навыки, выразительность движений и речи.
Воспитывающие: Воспитывать умение выслушивать сверстников, помогать им в случае затруднений.
Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла Принцесса, кусок ткани, которой накрыт домик; сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, морковка, домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель составления загадки, конфеты, магнитофон.
Ход занятия: Дети заходят в музыкальный зал под песню «Приходи сказка».
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла Принцесса.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали?
Дети: В сказку, в волшебный лес.
Воспитатель: Посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нетка». Для того, чтобы отгадать что спрятано под тканью, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них «да» или «нет».
Варианты вопросов детей, на которые был дан ответ «да»: Предмет относится к рукотворному миру? Это игрушка? Она сделана из пластмассы? Она большая? Она разноцветная? У неё есть крыша? У неё есть окна и двери? Это домик?
Воспитатель (снимает ткань): Это домик Принцессы. В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовал её злой Волшебник. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.(Звучит тревожная музыка).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу? Вспомните, как в сказках помогают положительным героям?
Ответы детей: Нужно победить злого Волшебника, выполнить его задания, разгадать загадки и др.
Воспитатель: Чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: Да!
В.: Смотрите, все задания Волшебник спрятал в этом сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Что за зверь в лесу густом притаился под кустом?
Длинноухий, косоглазый.
Не заметишь его сразу.
И кого он так боится?
Может, волка иль лисицу?
Это кто такой трусишка?
Ну, конечно же, …
Дети: Зайчишка.
Воспитатель: Правильно, это зайчик.
Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.
Воспитатель: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде.
Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь – это хорошо или плохо? Что хорошего в дожде?
Ответы детей: Все растет, цветёт, растения пьют воду. Свежий воздух после дождя. Чистые листочки. Чистые дорожки.
Воспитатель: А что плохого в дожде?
Дети: Можно заболеть, промочить ноги. Может промокнуть одежда. Плохая погода для прогулки. Бывает гроза с молнией.
Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда … .
Воспитатель: Как мы можем помочь зайцу?
Дети: Высушить, закутать в одеяло, положить на солнышко.
Воспитатель: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока зайчик греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Давайте развеселим зайчика и сочиним про него загадку. Придумаем загадку по модели: «Что делает? Кто или что делает так же?».
Воспитатель: Заяц что делает?
Дети: прячется, прыгает, боится.
Воспитатель: Кто делает так же?
Дети: Мышка, лягушка, страус.
Ребёнок: Отгадайте загадку: «Кто прячется как мышка, прыгает как лягушка, боится как страус?».
Дети: Зайчик!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы придумали замечательную загадку, которую раньше никто не знал.
Воспитатель: А теперь давайте угостим зайчика морковкой, но чтобы она появилась, нужно придумать про неё загадку по модели: «Какой? Что такое же?».
Воспитатель: Морковка какая?
Дети: Оранжевая, длинная, сладкая.
Воспитатель: Что бывает такое же?
Дети: Апельсин, карандаш, конфета.
Ребёнок: Отгадайте загадку: «Оранжевая, но не апельсин, длинная, но не карандаш, сладкая, но не конфета. Что это?».
Физминутка «Два притопа, два прихлопа». (Открыть окно в замке).
Воспитатель: Мы помогли зайчику, согрели его, развеселили, накормили и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
Воспитатель: Зайчику пора возвращаться домой, но он совершенно забыл, из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц-Хваста», «Рукавичка».
Воспитатель: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Теремок», и просит заглянуть в сундучок Волшебника. А нам с зайчиком нам пора прощаться, пойдёмте, отнесём его под ёлочку. (Открывается ещё одно окно в замке).
Воспитатель: А мы с вами заглянем в сундучок. (Достаёт иллюстрацию сказки «Теремок»). И следующее задание такое - игра «Теремок». Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Это я, Утюг. А ты кто?
- А я – зубная щетка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и утюг и щётка сделаны из пластмассы, они фиолетового цвета, имеют похожие ручки.
Воспитатель: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение?
Дети: Хорошее. (Во время игры открывается ещё одно окно).
Физминутка «Злой волшебник».
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришел волшебник злой.
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
К нам пришли друзья-зверушки,
Что живут в лесной избушке.
(Выходите зайчики, медвежата, лисята)
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
Воспитатель: Злой Волшебник не любит, когда все улыбаются и его чары слабеют. Посмотрите, еще одно окошко открылось.
Воспитатель: Нам предстоит выполнить ещё одно задание. (Достаёт задание из сундучка). Здесь написано: «Сочините волшебную сказку, поможет вам сочинить волшебная книга, если вы её найдёте. Книга находится на музыкальном инструменте, он большой, чёрный и блестящий».
Дети находят книгу на пианино, садятся. (Открывается окно).
Воспитатель: И с этим заданием вы справились. А сейчас, с помощью чудесной книги, можно и сказку складывать.
Воспитатель задаёт вопросы, дети находят ответы в книге волшебных сказок, указав на любое слово, воспитатель читает указанное слово.
- Жил-был …кто?
- Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошёл гулять (путешествовать) …куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем делал?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был?
- Как мог помочь главному герою?
- Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Все ответы детей постепенно собираются в единый сюжет. Дети придумывают название сказки. Один ребёнок пересказывает сказку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, у нас получилась замечательная сказка.
Звучит шумовой эффект разбитого стекла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чары рухнули, все окошки и двери открылись. Ой, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. (Шумовой эффект разбитого стекла).
Принцесса «благодарит» детей и раздает конфеты. (Песня «Сказки гуляют по свету»).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что для вас было самым интересным? Что самым трудным? А теперь нам пора отправляться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»
Цель: Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года» ...
Конспект НОД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе
- упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика...
Конспект ООД с использованием ТРИЗ на тему: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций....
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....
Сценарий конспекта НОД с использованием ТРИЗ технологии в старшей группе "Заколдованная принцесса"
Данный материал может быть полезен воспитателям старших групп....