Конспект НОД с использованием ТРИЗ технологии в старшей группе "Заколдованная принцесса"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Долгова Ольга Николаевна

Данный материал может быть полезен воспитателям старших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по  развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ

   в старшей группе

Тема: «Заколдованная принцесса».

Цель: Развитие речевой деятельности детей творческого характера.  

Задачи.

Обучающие: Учить детей самостоятельно связывать в сюжетную линию случайно выбранные  объекты в определенном месте  и времени, составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло. Закрепить умения выделять свойства объектов, находить общее между объектами. Закрепить умение составлять загадки, опираясь на заданную модель.

Развивающие: Развивать умение классифицировать объекты рукотворного мира по заданным признакам. Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач. Развивать воображение, коммуникативные навыки, выразительность движений и речи.

Воспитывающие: Воспитывать умение выслушивать сверстников, помогать им в случае затруднений.

Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла Принцесса, кусок ткани, которой накрыт домик; сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, морковка,  домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель составления загадки, конфеты, магнитофон.

Ход занятия: Дети заходят в музыкальный зал под песню «Приходи сказка».

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла Принцесса.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали?

Дети: В сказку, в волшебный лес.

Воспитатель: Посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нетка». Для того, чтобы отгадать что спрятано под тканью, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них «да» или «нет».

Варианты вопросов детей, на которые был дан ответ «да»: Предмет относится к рукотворному миру? Это игрушка? Она сделана из пластмассы? Она большая? Она разноцветная? У неё есть крыша? У неё есть окна и двери? Это домик?

Воспитатель (снимает ткань): Это домик Принцессы. В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовал её злой Волшебник. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.(Звучит тревожная музыка).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу? Вспомните, как в сказках помогают положительным героям?

Ответы детей: Нужно победить злого Волшебника, выполнить его задания, разгадать загадки и др.

Воспитатель: Чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Дети: Да!

В.: Смотрите, все задания Волшебник спрятал в этом сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Что за зверь в лесу густом притаился под кустом?

Длинноухий, косоглазый.

Не заметишь его сразу.

И кого он так боится?

Может, волка иль лисицу?

Это кто такой трусишка?

Ну, конечно же, …

Дети: Зайчишка.

Воспитатель: Правильно, это зайчик.

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

Воспитатель: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде.

Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь – это хорошо или плохо? Что хорошего в дожде? 
Ответы детей: Все растет, цветёт, растения пьют воду. Свежий воздух после дождя. Чистые листочки. Чистые дорожки.
Воспитатель: А что плохого в дожде? 
Дети: Можно заболеть, промочить ноги. Может промокнуть одежда. Плохая погода для прогулки. Бывает гроза с молнией.

Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда … .

Воспитатель: Как мы можем помочь зайцу?

Дети: Высушить, закутать в одеяло, положить на солнышко.

Воспитатель: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока зайчик греется,  он попросил, чтобы вы помогли ему. Давайте развеселим зайчика и сочиним про него загадку. Придумаем загадку по модели: «Что делает? Кто или что делает так же?».

Воспитатель: Заяц что делает?

Дети:  прячется, прыгает, боится.

Воспитатель: Кто делает так же?

Дети: Мышка, лягушка, страус.

Ребёнок: Отгадайте загадку: «Кто прячется как мышка, прыгает как лягушка, боится как страус?».

Дети: Зайчик!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы придумали замечательную загадку, которую раньше никто не знал.

Воспитатель: А теперь давайте угостим зайчика морковкой, но чтобы она появилась, нужно придумать про неё загадку по модели: «Какой? Что такое же?».

Воспитатель: Морковка какая?

Дети: Оранжевая, длинная, сладкая.

Воспитатель: Что бывает такое же?

Дети: Апельсин, карандаш, конфета.

Ребёнок: Отгадайте загадку: «Оранжевая, но не апельсин, длинная, но не карандаш, сладкая, но не конфета. Что это?».

Физминутка «Два притопа, два прихлопа». (Открыть окно в замке).

Воспитатель: Мы помогли зайчику, согрели его, развеселили, накормили и, посмотрите,  что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

Воспитатель: Зайчику пора возвращаться домой, но он совершенно забыл, из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?

Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц-Хваста», «Рукавичка».

Воспитатель: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Теремок», и просит заглянуть в сундучок Волшебника. А нам с зайчиком нам пора прощаться, пойдёмте, отнесём его под ёлочку. (Открывается ещё одно окно в замке).

Воспитатель: А мы с вами заглянем в сундучок. (Достаёт иллюстрацию сказки «Теремок»). И следующее задание такое - игра «Теремок». Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Это я, Утюг. А ты кто?
- А я – зубная щетка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и  утюг и щётка сделаны из пластмассы, они фиолетового цвета, имеют похожие ручки.

Воспитатель: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение?

Дети: Хорошее. (Во время игры открывается ещё одно окно).

Физминутка «Злой волшебник».

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой.

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали и застыли.

К нам пришли друзья-зверушки,

Что живут в лесной избушке.

(Выходите зайчики, медвежата, лисята)

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали.

Воспитатель: Злой Волшебник не любит, когда все улыбаются и его чары слабеют. Посмотрите, еще одно окошко открылось.

Воспитатель: Нам предстоит выполнить ещё одно задание. (Достаёт задание из сундучка). Здесь написано: «Сочините волшебную сказку, поможет вам сочинить волшебная книга, если вы её найдёте. Книга находится на музыкальном инструменте, он большой, чёрный и блестящий».

Дети находят книгу на пианино, садятся. (Открывается окно).

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. А сейчас, с помощью чудесной книги, можно и сказку складывать.

Воспитатель задаёт вопросы, дети находят ответы в книге волшебных сказок, указав на любое слово, воспитатель читает указанное слово.

- Жил-был …кто?

- Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошёл гулять (путешествовать) …куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем делал?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был?

- Как мог помочь главному герою?

- Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Все ответы детей постепенно собираются в единый сюжет. Дети придумывают название сказки. Один ребёнок пересказывает сказку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, у нас получилась замечательная сказка.

Звучит шумовой эффект разбитого стекла.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чары рухнули, все окошки и двери открылись. Ой,  посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. (Шумовой эффект разбитого стекла).

Принцесса «благодарит» детей и раздает конфеты. (Песня «Сказки гуляют по свету»).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что для вас было самым интересным? Что самым трудным? А теперь нам пора отправляться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.

Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года» ...

Конспект НОД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе

- упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика...

Конспект ООД с использованием ТРИЗ на тему: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель:  развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций....