Познавательное развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Манжелевская Наталья Геннадьевна

Развитие речи тема: "Опыт с бумагой". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие14.12 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка».

        

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

Старшая группа «Сказка»

по теме «Опыты с бумагой».

                                                                                                                                                          Воспитатель: Манжелевская Н.Г.                                                                                                                                                                                    

г. Советский

 2022 год

 

                                                                                        Тема: "Опыт с бумагой"

 Цель:  формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой. 
Задачи: 
Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. 
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. 
Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. 
Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли. 
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему. 
Демонстрационный материал: 
бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги,
Раздаточные материал: 
Бумага, картон, салфетки, альбомный лист. 
Методические приемы: 
Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа, подведение итогов ходе опытно-экспериментальной деятельности.


         

                                                                               

 

Этап,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Придумано кем-то просто и мудро. 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

 Они приглашают нас с вами в волшебную лабораторию.  

 Воспитатель  просит отгадать загадку о том предмете, с которым  будет, проходит работа

 Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, билетом,
альбомом, книгой и при этом
она бывает оригами.

-  Ребята, а что вы знаете, что раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, потом на глиняных дощечках. А вы знаете какая бывает бумага ?

А для чего она нужна?

На картинки с изображением разных видов бумаги и изделий из бумаги.

Сосредотачивают внимание.

Отвечают на вопросы.

А для чего она нужна?

Ответ детей на загадку

Ответ детей

Ответ детей

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

Ответ детей

Психогимнастика.

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.

Вводно-организационный,

1 -2мин

Организация направленного внимания

Как вы думаете, все эти предметы сделаны из бумаги?  Правильно. Предметы  все разные и все же они сделаны из бумаги.

Я предлагаю вам   встать в круг  и  поиграть в игру.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга              Бумажный стул
Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
Бумажная обувь             Бумажное пальто
Бумажная газета,         бумажная тетрадь,

альбом, салфетка, деньги.

 А сейчас я предлагаю вам познакомиться с необычными свойствами бумаги.  Внимательно посмотрите на то, что лежит у вас на столах.  Все это поможет нам  лучше познакомиться с необычными свойствами бумаги. Расскажут, про наш первый опыт

На предметы для  проведения опыта.

Опыт 1:

-Возьмем три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. Первую полоску отложим в сторону.  На  второй — сделаем  надрез в любом месте, а третью —  слегка смочить  водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны.  Какую полоску было легче всего разорвать?  А какую полоску было разорвать труднее всего?   Что вода сделала с бумагой?

Мы с вами узнали, что бумага непрочная. Может ли бумага стать прочней? Для этого мы проведём следующий опыт. Педагог предлагает вам  провести следующий опыт.

Опыт 2:

-Между двумя кирпичиками одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску, накрывающую весь промежуток.   Теперь поставим на бумагу маленький кубик, что случилось.  Правильно  ,кубик упал Подумайте, как изменить форму бумажной полоски, чтобы под весом кубика  она не прогибалась, а кубик  не упал? Догадались? Делаем полоску толще, складываем ее несколько раз.  Этот способ называется «гармошка». Положим её  на кирпичики. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. А какая бумага самая крепкая? Молодцы.

- А теперь возьмите следующую полоску и посмотрите сквозь нее. Она прозрачная? А можно ли сделать ее прозрачной? Давайте попробуем?

На слайде отображается полоска бумаги до опыта и после опыта

Опыт 3:

-  Возьмите кисточки, наберите масло и смажьте  полоску бумаги маслом. Что мы теперь можем сказать, посмотрев через промасленный квадрат бумаги?

Бумажные самолетики.

 Ребята, а может ли бумага летать? А что чаще всего делают из бумаги? Правильно – бумажные самолетики. Хотите превратиться в бумажные самолетики? Тогда я  сейчас превращу вас в них, но только помните, что самолетики из бумаги не могут летать быстро, они планируют по ветру.

Дети с воспитателем  играют в игру «Бумажные самолетики».

Дети видят предметы для проведения следующего опыта.

-   А  как вы думаете, что тяжелее бумажный лист или монетка? Вы в этом уверенны? Давайте проверим?

Опыт 4:

-Возьмите в одну руку монету, а в другую — квадрат бумаги. Выпустите их одновременно из рук. Что произошло?   Что падало быстрее, а что медленнее? Молодцы! Листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете?  Монета тяжелее бумаги, поэтому монета падает быстрее.  

На следующем слайде дети видят предметы для проведения следующего опыта.

Опыт №5"Бумага намокает"

-  Эта  картинка   показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода  и разные полоски бумаги.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем  полоску альбомного  листа, бумаги, за ними картонную полоску.  Чтобы намокнуть, бумаге нужно время, давайте пока с вами проведем небольшую разминку для пальцев.

-Приготовили ладошки.

-Мы бумагу мяли, мяли,

Мы бумагу жали, жали

Мы бумагу рвали, рвали

Мы немножко отдохнем

и опять играть начнем.

Как вы думаете, достаточно ли уже прошло времени, что бы бумага смогла намокнуть? Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? А теперь поочередно попытайтесь разорвать эти полоски. Какой вывод мы можем сделать?

 Что теперь вы можете  сказать о  бумаге?

Отвечают на вопросы

Дети выбирают сами правильный ответ. 

Ответы детей  

ответы детей

Ответы детей

Дети встают на середину группы для физминутки

Ответы детей

Ответы детей

Дети отвечают на вопрос

Пальчиковая гимнастика

Беседа.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-побудительный,

1–2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Создание проблемной ситуации.

Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Вызвать желание у детей показать ещё один опыт с бумагой

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

 

Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

6- мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений.

.

Решение проблемной ситуации.

Обсуждение.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки

и т. д.

Овладение способами познавательности.

Динамическая пауза.

1 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

дети берут бумагу  и объясняют чем она отличается (картон, салфетка, альбомный лист и простая бумага)

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Практическая работа 

5–10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Рефлексивно-корригирующий

(для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), 3 мин

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами

Сформированность элементарных навыков самоконтроля.

Умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Рефлексивно-корригирующий

(для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), 3 мин

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами

Заключительный этап. Рефлексия,

1 мин

Отношение детей к деятельности.

 -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять?  Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется легче,  если она тонкая и мокрая.

3.  Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло, и становиться прозрачной.

6. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

7. Летает.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...