Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологий
статья по развитию речи
Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevyh_i_zvukovyh_kompetentsiy_u_detey_s_ovz_posredstvom_ikt-tehnologiy.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»
г. Мичуринск Тамбовская область
«Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологий»
Автор-составитель:
Педагог-психолог
Гришина Анастасия Алексеевна
В законе об образовании в РФ четко определены категории лиц с ОВЗ. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом (психическом) развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К группе детей с ОВЗ относят детей:
- с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР);
- с нарушениями интеллектуального развития, вследствие органического поражения мозга;
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами акустического спектра (РДА);
- с комплексными (сложными) нарушениями развития, а также детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование именно компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом, обеспечить взаимодействие ДОУ с семьей на современном уровне.
В настоящее время мной накоплена достаточно некоторая база презентаций по лексическим темам, а также разработаны занятия по развитию грамматического строя и фонематического слуха в программе Power Point. На занятиях детям интересно, дается материал в красочном виде, а применение компьютерных мультимедийных технологий значительно повышает интерес к занятиям.
Помимо общепринятых корреционно-развивающих методик в работе с детьми, классическими формами взаимодействия с педагогами и родителями, современному воспитателю необходимо применять в своей работе новые, современные, интерактивные практики.
XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры, что является неотъемлемой частью современного образования.
Всё больше и больше педагогов используют в различных направлениях своей деятельности ИКТ-технологии:
- информационные сети Интернет;
- ведение электронной документации;
- создание электронного портфолио;
- использование мультимедийной техники;
- различных графических редакторов;
- создание и оформление текстовых и графических документов средствами Microsoft Office;
- использование программы для создания видеофильмов, обучающих видеорядов, компьютерных тестов;
- образовательные порталы для создания интерактивных игр и др.
В своей практике мне приходилось сталкиваться со множеством развивающих интернет сайтов, компьютерных программ, но качество предлагаемых материалов различно и не всегда соответствует требованиям ФГОС, особенностям речевой патологии, возрастным и психологическим особенностям дошкольников, эстетическим и техническим требованиям.
Применение ИКТ в работе воспитателя охватывает всех участников образовательных отношений.
Мной были выделены основные направления:
- применение ИКТ в методической деятельности воспитателя;
- во взаимодействии воспитателя с родителями;
- в коррекционной работе с детьми.
Применение ИКТ-технологий в методической деятельности воспитателя облегчает организацию работы. Стало возможным:
- оформление документации по организации коррекционно-образовательного процесса средствами Microsoft Office (планирование, рабочая программа, аналитические отчёты, конспекты, презентации к занятиям).
- создано большое количество презентаций к технологическим картам образовательной деятельности по коррекции фонетико-фонематического строя речи, обучению грамоте, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания для старшей и подготовительной групп.
- использование различных графических редакторов и программ (Pinnacle Studio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видео и фотоматериалов дает возможность презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ.
Применение ИКТ во взаимодействии воспитателя с родителями.
Эффективность работы воспитателя с родителями зависит от того, какие формы и методы выбирает педагог. Важным направлением работы воспитателя является информирование и консультирование родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.
Проведение педагогических мероприятий (консультаций, родительских собраний, мастер-классов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее.
В настоящий момент медиатека содержит практические консультации- презентации: «Развитие фонематических процессов у дошкольников», Что такое дизартрия», (для родителей), «Скоро в школу» (для родителей); мастер классы: «Язычок пошел гулять», «Тренируем пальчики, развиваем мозг».
Самой быстрой формой взаимодействия с родителями считаю общение и мини-консультирование через messenger whatsapp.
Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов позволяет наладить более тесный контакт, такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка за какие – либо достижения), оперативно организовать обратную связь. Для некоторых родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.
Применение ИКТ в работе с детьми.
У дошкольников с нарушениями речи зачастую присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи. В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее оптимальных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИКТ-технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса. Компьютерные средства не заменяют основных методов коррекции, а служат одним из средств оптимизации воздействия при условии соблюдения норм СанПин.
Работа воспитателя с детьми включает в себя коррекционно- профилактический блок.
Использование ИКТ-технологий в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи возможно как во фронтальной, так и в индивидуально-подгрупповой формах работы.
Фронтальное занятие сопровождается мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. Используется как часть занятия.
Очень результативным считаю применение ИКТ на индивидуальных занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует много времени и сил, как от ребенка, так и от педагога. Основной прием коррекционной работы – это повторяющиеся упражнения. В результате таких повторений возникает нужный навык. Но, если не проводить специальную психологическую работу, интерес к занятиям с воспитателем и логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия носят монотонный характер, вследствие чего падает результативность коррекции. Использование компьютерных средств на занятии позволяет создать дополнительную мотивацию ребенка к коррекционному процессу, поддерживать ее длительное время, что приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта.
Активно использую ресурсы развивающего портала mersibo.ru. Интерактивные игры распределены по разделам:
- артикуляционная гимнастика,
- развитие воздушной струи,
- автоматизация, дифференциация звуков,
- развитие лексико-грамматического строя речи и связного высказывания,
- игры на логику, внимание и память и многое другое.
Применение ИКТ-технологий в коррекционной работе позволяет усилить самоконтроль ребенка через анализ собственной звучащей речи. Для этого провожу аудиозапись голоса ребенка на начальном этапе занятий, а затем, в процессе автоматизации звука, повторяем. Ребенок может услышать и исправить свои ошибки. Данная технология позволяет в более быстрые сроки формировать самоконтроль за правильным звукопроизношением.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет:
- разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения;
- оптимизировать процесс коррекционной работы;
- повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно:
- значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс;
- стимулировать индивидуальную деятельность;
- стимулировать развитие познавательных процессов у детей;
- расширить кругозор ребенка;
- воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование комуникативной компетенции у детей с ОНР посредством дидактических игр в стихотворной форме.
Презентуемый материал показывает преимущество использования в коррекционной работе дидактических игр в стихотворной форме. Представлен в двух презентациях....
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...
«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».
laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....
«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых спо...
Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологий
Помимо общепринятых корреционно-развивающих методик в работе с детьми, классическими формами взаимодействия с педагогами и родителями, современному воспитателю необходимо применять в своей работе новы...
Консультация на тему «Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологии»
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст в...
Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"
ОПЫТ РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...