Технологическая карта
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта итоговой ООД в старшей группе
О.О «Речевое развитие»
Развитие речи
Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков речевого развития воспитанников, полученных в течении учебного года.
Программные задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов; упражнять в употреблении слов противоположных по значению; умении составлять рассказ по сюжетной картине, умении придумывать слова с заданным звуком; подбирать существительное к прилагательному. Формировать умения обобщать, классифицировать. Развивать диалогическую связную речь, образное представление; расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх; развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Материал и оборудование: посылка, конверты с письмами, ключ (целый и разрезанный), колокольчик, сюжетная картинка для составления рассказа, ковер-самолет, мячик, кубик с картинками для придумывания слов с заданным звуком, картинки с изображением первоцветов, букварь.
Предварительная работа: дидактические игры по развитию речи, рассматривание сюжетных картинок и беседы по увиденному.
Методы и приемы:
1-2 Мотивация
Раздаётся стук в дверь, воспитатель заносит посылку.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришла посылка. Что же в ней находится? Мы не можем её открыть, на ней замок, а ключа нет. Что же делать?
Ответы детей
Воспитатель: - Ой, смотрите, а к ней конверт приклеен. Как вы думаете, что находится в конверте?
Ответы детей
Воспитатель открывает конверт и читает письмо.
Здравствуйте, ребята! Пишет вам Королева Грамоты: - Вы так долго и упорно учитесь слушать, запоминать и произносить трудные звуки, составлять слова, предложения, пересказывать сказки, придумывать рассказы, что я, Королева Грамоты, решила наградить вас. Я хочу, чтобы вы научились читать, и поэтому решила подарить вам Букварь. Но, к сожалению, злая колдунья Картава, прилетела, дел пакостных натворила в моей стране Красивой речи, перехватила мою посылку к вам и закрыла ее на огромный замок, а ключ разломила на части и разбросала по всей моей стране. Помогите мне, наведите порядок в стране Красивой речи: соберите все части ключа и спасите Букварь.
Воспитатель: - Ну что, ребята, вы хотите научиться читать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Тогда, нам необходимо как можно скорее отправиться в страну Красивой речи, чтобы раздобыть ключ и спасти Букварь. Согласны?
Ответы детей
Воспитатель: - Вы готовы, отправиться в путь?
Ответы детей
Воспитатель: - Ребята, а на чём же мы можем отправиться в наше путешествие?
Ответы детей (на машине, поезде, самолёте и т.д.).
Воспитатель: - А чтобы это узнать на чем мы все, таки отправимся в путь, отгадайте загадку:
Отправляется в полёт
Не ракета – самолёт.
Не простой – расписной,
Не стальной, а льняной,
Не с крылом, а с бахромой.
(Ковёр-самолёт)
Воспитатель: - Правильно ребята, это ковёр-самолёт. На нём мы сможем попасть в страну Красивой речи. Прошу занимать места.
Дети занимают места на ковре. Звучит музыка. Дети закрывают глаза и представляют, как они летят над полями и лесами.
Воспитатель: -Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на ковре-самолете сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Открывайте глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну Красивой речи.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а здесь какие-то указатели. Нам необходимо двигаться по стрелочкам и выполнять задания.
1-е задание.
Воспитатель: - А вот и первое задание, перед нами мячик, он предлагает нам сыграть в игру «Скажи наоборот». Для этого нам нужно встать в круг, я буду вам бросать мяч и говорить слово, а вы назовёте слово, противоположное по значению.
Быстро – медленно, глупый – умный
твердый – мягкий, большой – маленький
ссориться – мириться, чистый – грязный
жарко – холодно, кислый – сладкий
трусливый – смелый, пасмурно – солнечно
грустный – веселый, короткий – длинный
низкий – высокий, широкий – узкий
- Молодцы! Отправляемся дальше.
После выполнения задания ребята находят первую часть ключа.
2-е задание.
«Составь описательный рассказ по картинке»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какая интересная картинка, а что на ней изображено? Мне кажется, что это какое-то время года. (Ответы детей: Весна). Правильно, это весна. Посмотрите, какая она красивая, красочная, яркая. Чтобы получить следующий кусочек ключика нам необходимо выполнить следующее задание, составить рассказ по картинке. Давайте придумаем по одному предложению, и у нас получится красивый рассказ о весне.
После выполнения задания ребята находят следующую часть ключа.
- Молодцы! Вы и с этим заданием справились, отправляемся дальше выполнять задания. А перед тем, как начать выполнять следующие задания давайте немного разомнемся.
Физминутка
Мы устали, засиделись, нам
размяться захотелось,
Руки в боки, улыбнулись,
Вправо, влево повернулись.
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
А теперь давайте вместе
Мы попрыгаем на месте.
3-е задание.
Игра «Бросайка»
Ребята посмотрите какой интересный кубик, он предлагает нам поиграть в игру «Бросайка»
Дети встают в круг, по очереди бросают куб с картинками. Все дети придумывают слова на первый звук выпавшей картинки. Например, выпала картинка «солнышко» дети придумывают слова на звук «С».
После выполнения задания ребята находят следующую часть ключа.
4 задание:
Игра «Определи количество слогов»
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с весенними первоцветами, один ребенок называет цветок, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.
Цветы: подснежник, крокус, медуница, тюльпан, ландыш, нарцисс.
Воспитатель: - А назовите, пожалуйста, какой первый звук в слове, а какой последний.
Ответы детей
Воспитатель: - А как, одним словом, можно назвать эти цветы?
Ответы детей
После выполнения задания ребята находят следующую часть ключа.
5 задание:
«Назовите признаки предмета. К признаку назвать предмет» (в кругу)
Воспитатель: - А вот и следующее задание от Картавы. Нам нужно придумать, что может быть холодный, красным, большим, высокая, круглое, интересная, грустный…
Воспитатель: - Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
После выполнения задания ребята находят следующую часть ключа.
6 задание:
«Составь предложение»
Воспитатель: - А вот и конверт со следующим заданием.
В этом задании слова в предложении потеряли свое место, давайте мы их поставим на свое местечко и составим красивое предложение:
- Сосульки висят на крыше. (сосульки, крыша, висят)
- Тюльпаны растут на лугу. (луг, тюльпаны, растут)
- На ветках появляются цветочки. (появляются, ветки, цветочки)
- Птицы летят в гнездо. (гнездо, летит, птица)
После выполнения задания ребята находят последнюю часть ключа и собирают его.
Воспитатель: - Ребята, но ключ не стал целым. Что же делать?.. А чтобы ключ стал целым, нам необходимо волшебство. Давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя, позвоним в волшебный колокольчик и скажем такие волшебные слова:
- Колокольчик позвони, ключик целым нам верни!
- Ну вот, у нас и ключ от нашей посылки. Давайте скорее возвращаться в нашу группу, чтобы вернуть Букварь.
Садятся на ковер-самолет, под волшебную музыку возвращаются в группу.
- Ключ у нас есть, попробуем открыть посылку. (Открывают посылку и достают Букварь).
В посылке еще одно письмо от королевы Красивой речи.
- Молодцы, ребята! Вы навели порядок в стране Красивой речи, выполнили все задания, собрали все части ключа и спасли Букварь. Теперь вы сможете научиться читать. А еще я приготовила для вас сюрприз, вы найдете его на дне посылки. (Из посылки воспитатель достает медальки, и раздает детям)
Рефлексия: вот мы и вернулись. Где мы с вами побывали? Что мы там с вами делали? Что вам больше всего понравилось, ребята? Какие у вас впечатления? Какое задание понравилось вам больше всего? Всё ли у вас получалось? Трудно ли вам было?
Литература: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет). Издательство Мозайка- Синтез Москва.
Присутствовало:
Отсутствуют:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...