Создание условий для развития речи младших дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Меркулова Наталья Владимировна

В 2021-2022 учебном году мы с коллегой Захария Т.А.. начали работу с детьми 3-4 лет. 

В нашей группе мы сделали упор развитие речи детей, т.к. не все дети были говорящими. 

В работе по развитию речи мы выделили такие важные моменты, как

  • развитие мелкой моторики
  • развитие крупной моторики
  • создание комфортной психологической среды для детей и их родителей.

В работе мы отдавали предпочтение нетрадиционным техникам изобразительного искусства, речевым и пальчиковым играм  в организационных моментах, а также увеличению физической активности детей путем создания многофункциональных полос препятствий.

По итогам учебного года нами был проведен мониторинг в ходе которого мы выяснили, что такой подход показывает положительную динамику в развитии детей, а именно в развитии коммуникативной сфере, социальной сфере и сфере физического развития.

Предлагаем  вам ознакомится с презентацией по нашей работе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для развития речи младших дошкольников

Слайд 2

Дети группы «Кроха» на начало 2021 учебного года В начале учебного года ма провели анализ, который показал , что дети, родители которых регулярно читают им сказки, стихи и другую детскую литературу, говорят гораздо лучше своих сверстников. Хотя активно говорящие дети хуже переносят адаптацию.

Слайд 3

Развитие речи тесно связано с развитием МЕЛКОЙ МОТОРИКИ . Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Нарушение и развитие мелкой моторики являются одним из характерных симптомов нарушения интеллекта В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Слайд 4

Пальчиковые игры . Массаж, самомассаж кистей рук Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи. Мы выполняем упражнения пальчиками в организационных моментах, промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности. Родители из нашей группы приобрели массажные мячики для каждого ребенка. И практика самомассажа кистей рук стала в нашей группе регулярной. Массаж сопровождается стихотворениями, что также способствует развитию речи.

Слайд 5

Изобразительное искусство (в том числе нетрадиционные техники) В нашей группе активно используются не только традиционные материалы, но и нетрадиционные: рисование при помощи ватных палочек, коктельных трубочек, трафаретов; пластилинография ; лепка из соленого теста; обрывная аппликация. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук, тактильного восприятия, зрительно-моторной координации, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогает научить мыслить смело и свободно, ориентироваться на результат.

Слайд 6

Крупная моторика и развитие речи Крупная моторика - это движения крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Крупная моторика развивается намного раньше мелкой. Крупная моторика играет не менее важную роль в общем гармоничном развитии малыша и в частности в развитии речи. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий. У таких детей низкий уровень энергии, они медленно реагируют слова педагога, могут казаться усталыми и апатичными. Крупная моторика влияет на самостоятельность ребенка – умение обслуживать себя. Выполнение физических упражнений способствует обдумыванию своих движения и алгоритма действий, что способствует развитию интеллекта, а речь, как известно, напрямую связана с интеллектом.

Слайд 7

В своей группе мы создали среду для развития крупной моторики, используя следующие инструменты: 1. Пляшущие человечки . Эта игра на равновесие, баланс. Она уравновешивает процесс возбуждения и торможения и работает на развитие концентрации внимания. 2. Многофункциональная полоса препятствий. Наша полоса препятствий предполагает перешагивание, прыжки, хождение по скакалке, выравнивание осанки (хождение с мешочком на голове или с тубами и мячами). 3. Массажные коврики . Хождение по массажным коврикам включено в нашу ежедневную гимнастику пробуждения.

Слайд 8

Логоритмические упражнения Известно, что игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. Мы говорим, и у нас происходит смена разных звуков, работает на навык переключения. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться чтобы словить и отбросить мяч. В группе вместо мяча мы используем изготовленные родителями мешочки: подбрасываем и ловим, обводим вокруг тела, проводим под ногами, перебрасываем из одной руки в другую.

Слайд 9

Комфортная психологическая среда для родителей Одним из важнейших компонентов в развитии детей в нашей группе стало взаимодействие с родителями. В начале года она отнеслись к нам настороженно, они не знали нас и не знали, чего от нас ожидать. Сейчас мы можем говорить о том, что родители нас слышат, и наше взаимодействие дало плоды. Родители выполняют наши домашние задания, это не всегда творчество. Практически все родители, которым мы рекомендовали ПМПК, прошли комиссию, часть родителей начала посещать с детьми секции, начали заниматься со специалистами, большинство из детей заметно лучше стали разговаривать.

Слайд 10

В качестве нашей итоговой работы с родителями стал конкурс, посвященный 140-летию К.Чуковского . Дети совместно с родителями учили стихотворение «Телефон», театрализовано представили его и сняли на видео, которое мы смонтировали .

Слайд 11

Вывод: Речь – помимо того, что это высшая психическая функция, - это навык. Чтобы говорить – нужно говорить. Чем больше разговариваешь с ребенком, тем быстрее активизируется его речь. Подтолкнуть развитие речи можно и нужно ежедневными упражнениями. В младшей группе НОД занимает 15 минут. Помимо НОД дети много занимаются творчеством по своему выбору: лепят, рисуют, раскрашивают, клеят каждый день пребывания в саду. Стоит отметить, что самостоятельный выбор занятия ребенком создает благоприятную психологическую атмосферу. Такая атмосфера формирует доверие к педагогу, помогает раскрыться и это также способствует развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Создание условий для социализации дошкольников в ДОУ

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, об...

«Создание условий для ознакомления дошкольников с достопримечательностями Самары».

Уважаемые родители, в наше время, век современных технологий, мы мало внимания уделяем экологическому воспитанию подростающего поколения....

Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи

 В статье "Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи" даются рекомендации для родителей по организации творческой деятельности дошко...

Методическая разработка "Создание условий по ознакомлению дошкольников с миром профессий."

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. И НАЧИНАЕТСЯ ОНО УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НОСИТ АКТУАЛЬНЫ...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Создании условий для подготовки дошкольников к обучению.

Все ступени развития «От рождения до школы» вы проходите вместе с детьми и  понимаете, что все этапы формирования и развития определённых знаний, умений, навыков должны быть своевреме...