Создание условий для развития речи младших дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Меркулова Наталья Владимировна

В 2021-2022 учебном году мы с коллегой Захария Т.А.. начали работу с детьми 3-4 лет. 

В нашей группе мы сделали упор развитие речи детей, т.к. не все дети были говорящими. 

В работе по развитию речи мы выделили такие важные моменты, как

  • развитие мелкой моторики
  • развитие крупной моторики
  • создание комфортной психологической среды для детей и их родителей.

В работе мы отдавали предпочтение нетрадиционным техникам изобразительного искусства, речевым и пальчиковым играм  в организационных моментах, а также увеличению физической активности детей путем создания многофункциональных полос препятствий.

По итогам учебного года нами был проведен мониторинг в ходе которого мы выяснили, что такой подход показывает положительную динамику в развитии детей, а именно в развитии коммуникативной сфере, социальной сфере и сфере физического развития.

Предлагаем  вам ознакомится с презентацией по нашей работе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для развития речи младших дошкольников

Слайд 2

Дети группы «Кроха» на начало 2021 учебного года В начале учебного года ма провели анализ, который показал , что дети, родители которых регулярно читают им сказки, стихи и другую детскую литературу, говорят гораздо лучше своих сверстников. Хотя активно говорящие дети хуже переносят адаптацию.

Слайд 3

Развитие речи тесно связано с развитием МЕЛКОЙ МОТОРИКИ . Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Нарушение и развитие мелкой моторики являются одним из характерных симптомов нарушения интеллекта В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Слайд 4

Пальчиковые игры . Массаж, самомассаж кистей рук Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи. Мы выполняем упражнения пальчиками в организационных моментах, промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности. Родители из нашей группы приобрели массажные мячики для каждого ребенка. И практика самомассажа кистей рук стала в нашей группе регулярной. Массаж сопровождается стихотворениями, что также способствует развитию речи.

Слайд 5

Изобразительное искусство (в том числе нетрадиционные техники) В нашей группе активно используются не только традиционные материалы, но и нетрадиционные: рисование при помощи ватных палочек, коктельных трубочек, трафаретов; пластилинография ; лепка из соленого теста; обрывная аппликация. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук, тактильного восприятия, зрительно-моторной координации, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогает научить мыслить смело и свободно, ориентироваться на результат.

Слайд 6

Крупная моторика и развитие речи Крупная моторика - это движения крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Крупная моторика развивается намного раньше мелкой. Крупная моторика играет не менее важную роль в общем гармоничном развитии малыша и в частности в развитии речи. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий. У таких детей низкий уровень энергии, они медленно реагируют слова педагога, могут казаться усталыми и апатичными. Крупная моторика влияет на самостоятельность ребенка – умение обслуживать себя. Выполнение физических упражнений способствует обдумыванию своих движения и алгоритма действий, что способствует развитию интеллекта, а речь, как известно, напрямую связана с интеллектом.

Слайд 7

В своей группе мы создали среду для развития крупной моторики, используя следующие инструменты: 1. Пляшущие человечки . Эта игра на равновесие, баланс. Она уравновешивает процесс возбуждения и торможения и работает на развитие концентрации внимания. 2. Многофункциональная полоса препятствий. Наша полоса препятствий предполагает перешагивание, прыжки, хождение по скакалке, выравнивание осанки (хождение с мешочком на голове или с тубами и мячами). 3. Массажные коврики . Хождение по массажным коврикам включено в нашу ежедневную гимнастику пробуждения.

Слайд 8

Логоритмические упражнения Известно, что игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. Мы говорим, и у нас происходит смена разных звуков, работает на навык переключения. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться чтобы словить и отбросить мяч. В группе вместо мяча мы используем изготовленные родителями мешочки: подбрасываем и ловим, обводим вокруг тела, проводим под ногами, перебрасываем из одной руки в другую.

Слайд 9

Комфортная психологическая среда для родителей Одним из важнейших компонентов в развитии детей в нашей группе стало взаимодействие с родителями. В начале года она отнеслись к нам настороженно, они не знали нас и не знали, чего от нас ожидать. Сейчас мы можем говорить о том, что родители нас слышат, и наше взаимодействие дало плоды. Родители выполняют наши домашние задания, это не всегда творчество. Практически все родители, которым мы рекомендовали ПМПК, прошли комиссию, часть родителей начала посещать с детьми секции, начали заниматься со специалистами, большинство из детей заметно лучше стали разговаривать.

Слайд 10

В качестве нашей итоговой работы с родителями стал конкурс, посвященный 140-летию К.Чуковского . Дети совместно с родителями учили стихотворение «Телефон», театрализовано представили его и сняли на видео, которое мы смонтировали .

Слайд 11

Вывод: Речь – помимо того, что это высшая психическая функция, - это навык. Чтобы говорить – нужно говорить. Чем больше разговариваешь с ребенком, тем быстрее активизируется его речь. Подтолкнуть развитие речи можно и нужно ежедневными упражнениями. В младшей группе НОД занимает 15 минут. Помимо НОД дети много занимаются творчеством по своему выбору: лепят, рисуют, раскрашивают, клеят каждый день пребывания в саду. Стоит отметить, что самостоятельный выбор занятия ребенком создает благоприятную психологическую атмосферу. Такая атмосфера формирует доверие к педагогу, помогает раскрыться и это также способствует развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Создание условий для социализации дошкольников в ДОУ

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, об...

«Создание условий для ознакомления дошкольников с достопримечательностями Самары».

Уважаемые родители, в наше время, век современных технологий, мы мало внимания уделяем экологическому воспитанию подростающего поколения....

Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи

 В статье "Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи" даются рекомендации для родителей по организации творческой деятельности дошко...

Методическая разработка "Создание условий по ознакомлению дошкольников с миром профессий."

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. И НАЧИНАЕТСЯ ОНО УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НОСИТ АКТУАЛЬНЫ...

Создании условий для подготовки дошкольников к обучению.

Все ступени развития «От рождения до школы» вы проходите вместе с детьми и  понимаете, что все этапы формирования и развития определённых знаний, умений, навыков должны быть своевреме...

Создание условий для интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательную школу

Актуальность проблемы интеграции детей и создание для этого условий занимает одно из важных мест в современной логопедии, а содержание понятия "готовности к школьному обучению" является одни...