Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития связной речи у детей. Расскажу вам о мнемотаблицах. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия
Мнемотехника, в переводе с греческого, "искусство запоминания". Это система методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем , помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты.
Мнемоквадрат - это отдельная карточка - изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, для того, чтобы ребенок запомнил, где его шкаф, на него наклеивают картинку, например, картинка "Зайчик". И теперь он знает, что вещи, на которых есть "Зайчик" - его вещи.
Когда ребенок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки.
Они представляют собой таблицу, состоящую из четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову, словосочетанию или предложению. Например, "Травка зеленеет, солнышко светит, ласточка
с весною, в сени к нам летит".
В младшей группе ее можно использовать для легкого запоминания последовательности разных процессов: последовательность умывания, одевания, чистки зубов и т. д.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблицы. Суть ее заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
В качестве символов-заместителей используются:
- Предметные картинки.
- Силуэтные изображения.
- Геометрические фигуры.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая. Начиная со среднего возраста можно использовать не только картинки, но и геометрические фигуры, условные, силуэтные изображения.
На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.
Мнемотаблицы можно использовать:
- при обучении составлению описательных, творческих рассказов;
- при заучивании стихов.
- при отгадывании и загадывании загадок.
- при пересказах художественной литературы.
- обогащения словарного запаса.
- Работа по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказ по данной теме.
Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте - это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, о которых сегодня с вами говорили, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-652243-1440159014.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-636683-1432362032.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-702238-1446982838.jpg)
Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/04/picture-212492-1630766686.jpg)
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-241027-1366130372.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/21/picture-935290-1705846286.jpg)
"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-949113-1507327302.jpg)
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
СОДЕРЖАНИЕ 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА...