Выступление на семинаре для педагогов
учебно-методический материал по развитию речи

Тема "Игровые приемы формирования грамматики у дошкольников" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2021.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые приемы формирования грамматики у дошкольников»

Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Формируется в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, самое главное, правильное использование воспитателем методов и приемов по формированию грамматического строя речи.

Игровой приём дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Особым видом игровой деятельности детей является дидактическая игра.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр.

К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание. Требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.

Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Работа с именами существительными осуществляется по нескольким направлениям:

1. Изменение существительных по числам, по падежам:

Игры: «Один- много», «Что спрятано», «Что нужно кукле», «Кому что нужно», «Кто, чем защищается» и др.

Можно использовать такой игровой прием, как бросание мяча.

В игре «Один- много»: Воспитатель называет слово, обозначающее один предмет, и бросает мяч ребенку. Тот образует родительный падеж множественного числа.

2.Изменение имен существительных по родам:

Игры: «Мой, моя, мое», «Один, одна, одно».

3. Формирование обобщающих понятий:

Игры: «Четвертый - лишний», «Что это?», «Игра в загадки», «Чьи детки?», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное».

Игровой прием «Волшебная палочка» в игре «Четвертый - лишний»: Выходит ребенок, который определяет что лишнее в группе предметов и почему. Волшебной палочкой показывает лишний предмет.

4. Словообразование:

Игры: «Назови ласково», «Что для чего», «Кто у кого», «Игра с мячом», «Чей малыш?», «Назвать профессии», «Чьи хвосты?», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано».

При словообразовании глаголов используются игры «Кто как голос подает?», «Кто как ест?» (Кошка – лакает, собака – грызет, корова – жует, курица – клюет), «Кто как передвигается?».

Игровой прием «Волшебное дерево»: Воспитатель называет два слова, дети образуют из них одно. Если верно ответили, берут листочек и приклеивают на картонное дерево.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей.

В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Следует подчеркнуть, что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"

Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....

Выступление на семинаре для педагогов Д\С Тема: «Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»

На третьем году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Предметно-орудийная деятельность, в кото...

Выступление на семинаре для педагогов совместно с детьми

Мастер - класс по изготовлению рамок из газетных трубочек, проведённый педагогом совместно с воспитанницей старшей группы....