Выступление на семинаре для педагогов "Формирование способов словообразования в разных формах образовательного процесса"
учебно-методический материал по логопедии на тему
В материале кратко изложены способы словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_slovoobrazovaniya.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методика формирования грамматического строя речи детей»
Формирование способов словообразования
в разных формах образовательного процесса.
Словообразование — один из важнейших источников пополнения словарного состава языка, один из главных путей образования терминов.
Словообразование – создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств.
Периоды формирования словообразования в дошкольном возрасте:
- от 2,6 до 3,6 – 4 лет - период формирования предпосылок словообразования , когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер.
- от 3,6 - 4,0 до 5,5 - 6,0 лет - период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества. В этот период формируется словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.
- 5,6 - 6,0 - период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества
Программа по развитию речи (раздел «Формирование грамматического строя речи») включает задачи по формированию морфологической, словообразовательной и синтаксической сторон речи.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо:
- развивать речевой слух;
- обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире;
- обогащать словарь, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи;
- обогащать смысловую сторону грамматических средств;
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.
Основные способы словообразования в русском языке:
морфологический способ
(с помощью различных морфем)
неморфологический способ
(без помощи морфем)
Морфологический способ.
- Аффиксация:
- суффиксальный (учитель — учительница);
- приставочный (ехал — уехал — переехал — выехал);
- приставочно-суффиксальный (шёл – ушли, скорый – ускорить, есть – наесться);
- бессуффиксальный (переходить – переход, кричать – крик).
- Сложение – сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной (тёмнокожий – тёмная кожа, семилетний – семь лет).
- Сложение + суффиксация – сложение сокращённых основ (спецкор – специальный корреспондент, стенгазета – стенная газета).
Неморфологический способ.
- Морфолого-синтаксический – переход одной части речи в другую. (Столовая (комната) — (заводская) столовая. Прилагательное столовая перешло в существительное столовая. Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный).
- Лексико-синтаксический – образование слов из словосочетаний объединенных в одно слово в процессе употребления в языке (Ума лишенный — умалишенный. В этом слове нет соединительной гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее словом. Быстро растворимый — быстрорастворимый. В этом слове нет соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим далее словом.)
Формы образовательного процесса при формировании способов словообразования:
совместная деятельность непосредственно – организованная деятельность
прогулка
интеграция через все образовательные области в
в различных видах детской деятельности
В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ. Овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через:
- словотворчество детей;
- самостоятельное «искание» нужных форм.
Свидетельством усвоения морфологических средств являются так называемые образования по аналогии.
Свертывание явления словотворчества к концу дошкольного возраста говорит о том, что ребенок овладевает механизмом словообразования как автоматизированным действием.
Дети с нормальным речевым развитием часто занимаются словотворчеством. Педагогу необходимо понять, где заканчивается словотворчество, как норма, а где начинается нарушение законов словообразования. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы помочь ребёнку сказать правильно.
Таким образом, процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Ребенок, наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"
В презентации рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...
Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".
Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....
Материал для выступления на Круглом столе « Применение информационно- коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста», для воспитателей Тема: «Мультимедийная презентация - одна из форм ИКТ в работе с д
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опрных образов, наполненных исчерпывающей структурирующей информацией в алгоритмическом порядке. В э...
Выступление на семинаре Д/С "Организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения".
quot;Организации взаимодействия семьии дошкольного образовательного учреждения"...
Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»
ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.Аспекты звуковой культуры речи:- Слуховое внимание- Фонематический слух- Подвижный артикуляционный...
Цифровой ресурс МЭО как средство организации разных форм образовательного процесса
Одним из ресурсов реализации образовательной деятельности, которую осуществляет наш сад, является цифровая образовательная платформа МЭО.Использование Internet-ресурса позволяет сделать образова...
Презентация "Использование Яндекс-форм - как способ анкетирования, тестирования, опроса участников образовательного процесса в ДОУ"
Презентация "Использование Яндекс-форм - как способ анкетирования, тестирования, опроса участников образовательного процесса в ДОУ" поможет педагогам познакомиться с возможностями Янде...