Развивающий диалог, как инструмент развития познавательных способностей
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развивающий диалог, как инструмент развития познавательных способностей дошкольников
Воспитатель детского сада – важная и сложная профессия. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, оказывает огромное влияние не только на последующие учебные достижения, но и на успешность человека в целом. Здоровая самооценка, способность слушать и понимать другого, вера в свои силы, богатство эмоциональных переживаний, умение выступить с инициативой и довести замысел до конца, воображение, способность сообща находить решение проблемы, чувство юмора, физическое здоровье – это база, которая в основном формируется до семи лет и позволяет человеку строить собственную семью, профессиональную карьеру, заниматься общественной деятельностью в течении всей жизни.
Все дети без исключения нуждаются в уважительном общении и поддержке, доступной и насыщенной среде, пространстве для творчества и самовыражения, а так же в том, чтобы их голос был услышан. А для детей с ОВЗ эти условия являются просто необходимыми: только при их наличии детский сад станет местом компенсации ограниченных возможностей здоровья и полноценного развития ребенка.
Диалог – это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому? Однако если между взрослым и ребенком не будет диалога – заинтересованного разговора между двумя равноправными партнерами, ребенок окажется в ситуации исполнения чужих правил, а в этом случае уже нельзя будет говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве.
Чем ребенок может быть интересен взрослому
- готовность играть, а в игре уже присутствует способность быть «самому себе режиссером», субъектом своего действия.
- готовность экспериментировать и пробовать, в том числе пробовать свои собственные силы и границы в отношениях с другими людьми.
- живость воображения
- любопытство
Важно слышать голос ребенка
Дошкольники постоянно стремятся выразить своё отношение к миру и понимание этого мира. Они часто:
- задают вопросы
- отвечают на нестереотипные вопросы («вопросы на понимание»)
- рисуют решение задачи (выражают свою идею в рисунке)
- пытаются планировать (можно планировать совместно с педагогом)
- выдвигают гипотезы и зарисовывают их
- воплощают свой замысел (придумывая свой танец, рисунок, мелодию…)
- рисуют карты, чертежи (отражение представления о пространстве)
- делают фото и видеосъемку, сами выбирая, что именно должно попасть в кадр
- сочиняют истории (если взрослый будет их записывать, можно сделать собственную книжку)
- играют (игра будет богаче, если на нее у детей будет достаточно времени, не менее непрерывного 1,5 часа в день)
Как говорить, чтобы дети думали, и как думать, чтоб дети говорили?
Часто дети отвечают быстро и хором, и это не потому, что они успевают подумать, а потому что по интонации угадывают правильный ответ. Как это разительно отличается от настоящего диалога, где обсуждается настоящая проблема, где собеседники с удовольствием ждут ответа друг друга – и именно потому что не знают его, где разговор непредсказуем и этим ценен.
Учебный псевдодиалог плох для развития мышления
- Ответ всегда однозначный и не терпит возражений
- Ответ всегда известен взрослому, и он проверяет, знают ли его дети
- Педагог сразу требует, чтобы все «думали самостоятельно» и не поощряет обмен суждениями между детьми
Печальный вывод:
- дети будут считать, что их собственный ответ никакой ценности не представляет
- главное – чтобы тебя похвалил взрослый, а не решение задачи
- самостоятельное решение - небезопасно
- проблемные ситуации – это страшно и неприятно
- самостоятельное мышление- небезопасно
А как правильнее – настоящий диалог
- взрослый предлагает задачу, ответ которой неизвестен и интересен ему самому
- у задачи может быть несколько интересных ответов
- взрослый призывает обсуждать проблемные ситуации вместе, потому что в группе может рождаться разные интересные идеи
- приветствуются возражения, и на них никто не обижается
Вывод:
- у детей появится чувство самоуважения
- радость авторства
- представление о том, что идея (своя или чужая) – это ценность
- азарт и радость при встрече с проблемной ситуацией (познавательная активность)
- радость совместного решения задач
Структура настоящего диалога
ВОПРОС – СОПОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ОТВЕТОВ – АРГУМЕНТАЦИЯ – ВОЗРАЖЕНИЕ – ВЫБОР ОТВЕТА
В диалоге рождается умение выдвигать идею, обосновывать своё суждение, возражать и принимать возражение. А именно это и есть мышление. В диалоге рождается умение думать. Важно развивать диалогическое мышление.
Примерный список открытых и закрытых вопросов и проблемных ситуаций
- Почему заяц меняет зимой шубку на белую? (почему тогда не становится белыми волк и лиса?)
- Что будет, если сосульку положить в варежку? А, если занести в нашу группу и положить на окно?
- Зачем взрослые ходят на работу? Что было бы, если они сидели бы дома?
- Сможет ли жираф выжить в Африке?
- Если человек летит на самолете, сам человек движется или нет? Он не двигает руками и ногами, будет ли считаться, что человек передвигается?
- Как вы думаете, что есть в мире, что вообще не двигается? (стена, пол, остров под водой…). Можно провести эксперименты с глобусом.
- Как вы думаете, что в мире движется? Что в мире движется быстрее, а что медленнее? А что быстрее всего? А, что еще быстрее, может еще что то есть?
- Можно ли по шуму определить движение (шум поезда, шум ветра…)
- Можно ли нарисовать движение?
- Нарисуйте наш участок зимой и наш участок летом. Что общего есть на всех рисунках? Нарисуйте наш участок через 100 лет.
- Чем отличается древний человек от современного? Что изменилось?
- Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?
- Сравните себя маленьких и какие вы сейчас. Что изменилось? Когда вы станете взрослыми, что в вас изменится? Какими вы будете?
- Можно ли рвать цветы? Что будет, если цветов не останется? Зачем цветы (животных…) заносят в красную книгу? Как сделать, чтобы цветов (животных…) стало больше?
- Почему нельзя уходить с чужими взрослыми без разрешения родителей и воспитателей?
- Что делать с чужими вещами, оставленными на детском участке, в магазине, в подъезде?
- Как бы вы поступили, если бы кто - то повредил ногу (руку…) на детской площадке?
- Как можно проявить сочувствие?
- Чем вы можете помочь членам своей семьи? Как можно помочь пожилым людям, нуждающимся в помощи в знакомой тебе обстановке? (в подъезде, в лифте, на детской площадке, у себя дома). Что чувствуют люди, которым ты помог?
- Зачем нужен порядок? Кто и как создает порядок? Что могут сделать дети, чтобы был порядок? Если в помещении или на улице чисто и аккуратно, это хорошо или плохо?
- Что такое доброта?
- Что чувствует человек, когда он дарит и получает подарки? Что чувствуют люди, которым не дарят подарки? Кто эти люди? (одинокие пенсионеры, дети, у которых нет родителей, беженцы или люди, пострадавшие от стихийных бедствий, и т.д.). Какие бывают подарки? Какие подарки можешь сделать ты? Кому наша группа в этом году будет дарить подарки?
- Хотели бы вы поехать на отдых со своей семьей? Что там должно быть? (море, карусели, мороженое…)
- Н.П. Гришаева «Технологии эффективной социализации В ДОО» // изд. «Линка Пресс» 2020г.
- Е.Е. Крашенинников «Развивающий диалог, как инструмент развития познавательных способностей» // изд. «Мозаика Синтез» 2020г.
- О.А. Шиян «Современный детский сад» //изд. «Мозаика Синтез» 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»
Мне очень нравится знакомить и обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. Я считаю что эта деятельность не только развивает творческие способности дошкольников, но и развивает познаватель...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926377-1495360531.jpg)
Эссе на тему «Развитие познавательных способностей сотрудников как инструмент эффективного руководства».
Эссе на тему «Развитие познавательных способностей сотрудников как инструмент эффективного руководства»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-1425799-1665073341.jpg)
Презентация "Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей".
Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи....
Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей дошкольников 4-7 лет.
Аннотация: статья посвящена новой технологии «Развивающий диалог». Раскрываются задачи, структура развивающего диалога. Описываются этапы обучения дошкольников развивающему диалогу....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-370556-1387467378.jpg)
Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей.
Диалог — это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому?Ведь он меньше знает и не может решать те задачи, с которыми взрослый легко справляется. Да и говорит он менее связно и м...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-1484109-1694871602.jpg)
Образовательное событие как инструмент развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие-это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключи...
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...