Развивающий диалог, как инструмент развития познавательных способностей
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи, мышления209.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий диалог, как инструмент развития познавательных способностей дошкольников

Воспитатель детского сада – важная и сложная профессия. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, оказывает огромное влияние не только на последующие учебные достижения, но и на успешность человека в целом. Здоровая самооценка, способность слушать и понимать другого, вера в свои силы, богатство эмоциональных переживаний, умение выступить с инициативой и довести замысел до конца, воображение, способность сообща находить решение проблемы, чувство юмора, физическое здоровье – это база, которая в основном формируется до семи лет и позволяет человеку строить собственную семью, профессиональную карьеру, заниматься общественной деятельностью в течении всей жизни.

Все дети без исключения нуждаются в уважительном общении и поддержке, доступной и насыщенной среде, пространстве для творчества и самовыражения, а так же в том, чтобы их голос был услышан. А для детей с ОВЗ эти условия являются просто необходимыми: только при их наличии детский сад станет местом компенсации ограниченных возможностей здоровья и полноценного развития ребенка.

Диалог – это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому? Однако если между взрослым и ребенком не будет диалога – заинтересованного разговора между двумя равноправными партнерами, ребенок окажется в ситуации исполнения чужих правил, а в этом случае уже нельзя будет говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве.

Чем ребенок может быть интересен взрослому

- готовность играть, а в игре уже присутствует способность быть «самому себе режиссером», субъектом своего действия.

- готовность экспериментировать и пробовать, в том числе пробовать свои собственные силы и границы в отношениях с другими людьми.

- живость воображения

- любопытство

Важно слышать голос ребенка

Дошкольники постоянно стремятся выразить своё отношение к миру и понимание этого мира. Они часто:

- задают вопросы

- отвечают на нестереотипные вопросы («вопросы на понимание»)

- рисуют решение задачи (выражают свою идею в рисунке)

- пытаются планировать (можно планировать совместно с педагогом)

- выдвигают гипотезы и зарисовывают их

- воплощают свой замысел (придумывая свой танец, рисунок, мелодию…)

- рисуют карты, чертежи (отражение представления о пространстве)

- делают фото и видеосъемку, сами выбирая, что именно должно попасть в кадр

- сочиняют истории (если взрослый будет их записывать, можно сделать собственную книжку)

- играют (игра будет богаче, если на нее у детей будет достаточно времени, не менее непрерывного 1,5 часа в день)

Как говорить, чтобы дети думали, и как думать, чтоб дети говорили?

Часто дети отвечают быстро и хором, и это не потому, что они успевают подумать, а потому что по интонации угадывают правильный ответ. Как это разительно отличается от настоящего диалога, где обсуждается настоящая проблема, где собеседники с удовольствием ждут ответа друг друга – и именно потому что не знают его, где разговор непредсказуем и этим ценен.

C:\Users\Славик\Desktop\teacher-mom-working-creative-kids-teacher-working-creative-kids-kindergarten-home-105290280.jpg

Учебный псевдодиалог плох для развития мышления

  • Ответ всегда однозначный и не терпит возражений
  • Ответ всегда известен взрослому, и он проверяет, знают ли его дети
  • Педагог сразу требует, чтобы все «думали самостоятельно» и не поощряет обмен суждениями между детьми

Печальный вывод:

  • дети будут считать, что их собственный ответ никакой ценности не представляет
  • главное – чтобы тебя похвалил взрослый, а не решение задачи
  • самостоятельное решение -  небезопасно
  • проблемные ситуации – это страшно и неприятно
  • самостоятельное мышление- небезопасно

А как правильнее – настоящий диалог

  • взрослый предлагает задачу, ответ которой неизвестен и интересен ему самому
  • у задачи может быть несколько интересных ответов
  • взрослый призывает обсуждать проблемные ситуации вместе, потому что в группе может рождаться разные интересные идеи
  • приветствуются возражения, и на них никто не обижается

Вывод:

  • у детей появится чувство самоуважения
  • радость авторства
  • представление о том, что идея (своя или чужая) – это ценность
  • азарт и радость при встрече с проблемной ситуацией (познавательная активность)
  • радость совместного решения задач

Структура настоящего диалога

ВОПРОС – СОПОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ОТВЕТОВ – АРГУМЕНТАЦИЯ – ВОЗРАЖЕНИЕ – ВЫБОР ОТВЕТА

В диалоге рождается умение выдвигать идею, обосновывать своё суждение, возражать и принимать возражение. А именно это и есть мышление. В диалоге рождается умение думать. Важно развивать диалогическое мышление.

 

C:\Users\Славик\Desktop\shutterstock_379181695.jpg

Примерный список открытых и закрытых вопросов и проблемных ситуаций

  1. Почему заяц меняет зимой шубку на белую? (почему тогда не становится белыми волк и лиса?)
  2. Что будет, если сосульку положить в варежку? А, если занести в нашу группу и положить на окно?
  3. Зачем взрослые ходят на работу? Что было бы, если они сидели бы дома?
  4. Сможет ли жираф выжить в Африке?
  5. Если человек летит на самолете, сам человек движется или нет? Он не двигает руками и ногами, будет ли считаться, что человек передвигается?
  6. Как вы думаете, что есть в мире, что вообще не двигается? (стена, пол, остров под водой…). Можно провести эксперименты с глобусом.
  7. Как вы думаете, что в мире движется? Что в мире движется быстрее, а что медленнее? А что быстрее всего? А, что еще быстрее, может еще что то есть?
  8. Можно ли по шуму определить движение (шум поезда, шум ветра…)
  9. Можно ли нарисовать движение?
  10. Нарисуйте наш участок зимой и наш участок летом. Что общего есть на всех рисунках? Нарисуйте наш участок через 100 лет.
  11.  Чем отличается древний человек от современного? Что изменилось?
  12.  Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?
  13.  Сравните себя маленьких и какие вы сейчас. Что изменилось? Когда вы станете взрослыми, что в вас изменится? Какими вы будете?
  14.  Можно ли рвать цветы? Что будет, если цветов не останется? Зачем цветы (животных…) заносят в красную книгу? Как сделать, чтобы цветов (животных…) стало больше?
  15. Почему нельзя уходить с чужими взрослыми без разрешения родителей и воспитателей?
  16.  Что делать с чужими вещами, оставленными на детском участке, в магазине, в подъезде?
  17.  Как бы вы поступили, если бы кто - то повредил ногу (руку…) на детской площадке?
  18.  Как можно проявить сочувствие?
  19. Чем вы можете помочь членам своей семьи? Как можно помочь пожилым людям, нуждающимся в помощи в знакомой тебе обстановке? (в подъезде, в лифте, на детской площадке, у себя дома). Что чувствуют люди, которым ты помог?
  20.  Зачем нужен порядок? Кто  и как создает порядок? Что могут сделать дети, чтобы был порядок? Если в помещении или на улице чисто и аккуратно, это хорошо или плохо?
  21.  Что такое доброта?
  22.  Что чувствует человек, когда он дарит и  получает подарки? Что чувствуют люди, которым не дарят подарки? Кто эти люди? (одинокие пенсионеры, дети, у которых нет родителей, беженцы или люди, пострадавшие от стихийных бедствий, и т.д.). Какие бывают подарки? Какие подарки можешь сделать ты? Кому наша группа в этом году будет дарить подарки?
  23.  Хотели бы вы поехать на отдых со своей семьей? Что там должно быть? (море, карусели, мороженое…)

  • Н.П. Гришаева «Технологии эффективной социализации В ДОО» // изд. «Линка Пресс» 2020г.
  • Е.Е. Крашенинников «Развивающий диалог, как инструмент развития познавательных способностей» // изд. «Мозаика Синтез» 2020г.
  • О.А. Шиян «Современный детский сад» //изд. «Мозаика Синтез» 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Мне очень нравится знакомить и обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. Я считаю что эта деятельность не только развивает творческие способности дошкольников, но и развивает познаватель...

Эссе на тему «Развитие познавательных способностей сотрудников как инструмент эффективного руководства».

Эссе на тему «Развитие познавательных способностей сотрудников как инструмент эффективного руководства»....

Презентация "Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей".

Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи....

Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей дошкольников 4-7 лет.

Аннотация: статья посвящена новой технологии «Развивающий диалог». Раскрываются задачи, структура развивающего диалога. Описываются этапы обучения дошкольников развивающему диалогу....

Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей.

Диалог — это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому?Ведь он меньше знает и не может решать те задачи, с которыми взрослый легко справляется. Да и говорит он менее связно и м...

Образовательное событие как инструмент развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие-это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключи...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...