Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Опыт работы по развитию связной речи детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Д.В. Бунина
воспитатель первой кв. категории
МБДОУ № 62 «Родничок»
г. Северодвинск
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА О ПРОФЕССИИ ВЗРОСЛОГО»
Известно, что формирование связной речи является одной из важнейших задач в работе педагога с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Особую сложность в овладении связной речью испытывают дошкольники с общим недоразвитие речи.
В своей педагогической практике по развитию связной речи у дошкольников с ОНР мы руководствуемся адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В. Лопатиной.
Одним из результатов освоения АООП дошкольного образования является то, что ребенок старшего дошкольного возраста выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».
Реализуя с детьми исследовательский проект «Ознакомление старших дошкольников с профессиями родителей», мы обратили внимание, что детям достаточно трудно составить рассказ о профессии своего родителя.
Исходя из всего выше сказанного, мы поставили для себя следующую цель– способствовать обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению рассказов о профессии взрослого на основе опорных схем.
Задачи:
- Закрепить у детей знания о разных профессиях взрослых.
- Формировать у детей умение использовать опорную схему при составлении рассказа.
- Активизировать и обогащать словарь детей по теме «профессии».
- Продолжать развивать психические процессы: воображение, память, внимание, логическое мышление.
- Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать себе профессию и стремление учиться.
Свою работу с детьми мы строили с учетом следующих принципов (по Л.В. Лопатиной):
Принцип концентризма (обучение строилось на основе имеющихся знаний и умений).
Принцип последовательности (процесс обучения происходил от простого к сложному).
Принцип личностной индивидуализации (учет интересов и желаний детей).
Принцип научности, наглядности, прочности усвоения знаний и воспитывающего обучения.
Работа проходила в четыре этапа.
1 этап. Закрепление знаний детей о профессиях взрослых посредством различных дидактических и настольно-печатных игр. («Отгадай профессию», «Кому что подходит?», «Кто больше назовет?», «Четвертый лишний», «Собери целое» и т.д.)
2 этап. Формирование у детей представлений о рассказе.
На этом этапе мы объясняли детям, что в рассказе все предложения связаны по смыслу. Дети учились сравнивать и отличать связное высказывание (рассказ) от других вариантов ненормированной речи по следующим заданиям:
Сравнение рассказа и набора слов из него.
Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
Сравнение рассказа и отдельного предложения из текста.
В том случае, если ребенок слышит рассказ – он поднимал карточку с изображением буквы «Р», в противоположном случае поднимал пустую карточку.
На этом этапе использовались рассказы и отрывки из них Б. Житкова «Обвал», Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом», К. Ушинского «Два плуга», «Теплый хлеб», Л. Толстого «Косточка».
3 этап. Работа по опорным схемам.
Вначале мы использовали сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой. Она отражает сенсорные каналы (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) получения информации о признаках предметов. Яблоко – это первый предмет, который мы обследовали и сразу составляли схему.
Карточка «Глаза» - оно зеленое, круглое, большое (выкладываем карточку зеленого цвета, круг, большая пирамидка). «Нос» - оно ароматное. «Ладонь» - оно твердое и гладкое (картинка с кубиком).
«Губы» - оно сладкое (картинка с улыбкой). Подводим обобщающее слово – это фрукт.
Затем, дети, прослушав образец воспитателя, составляли рассказ про яблоко по опорной схеме. На следующих занятиях мы обследовали другие фрукты (лимон, банан), игрушки (машина, мяч) и другие предметы (стол и т.д.).
Для отработки умения рассказывать по схеме детям предлагалась игра «Угадай предмет». Воспитатель описывал какой-либо предмет (картинки с вариантами ответа были на доске), а дети отгадывали его и доказывали свой ответ. Сначала, детям было трудно. Но, со временем, они сами стали загадывать друг другу предметы по опорной схеме.
4 этап. Формирование умения использовать опорную схему для составления рассказа о любимой профессии.
Последовательно усложняя процесс обучения, мы знакомили ребят с более сложным типом наглядной модели – схематической моделью. Она строится с помощью условных обозначений, знаков, символов. В своей работе мы опирались на схемы А.Т. Ткаченко. На одном из занятий, при описании профессии, ребятам была предложена опорная схема.
Знак «?» - название профессии. «Дом» - место работы. «Комбинезон» - специальная одежда. «Ладони» - трудовые действия. «Молоток и клещи» - трудовые инструменты. «Сердце» - свое отношение к этой профессии.
С детьми составлялись описательные рассказы по профессиям: учитель, швея, продавец, врач, повар, плотник, дрессировщик, парикмахер, сантехник, автослесарь, фотограф.
Чтобы повысить интерес к составлению рассказа о профессии, мы привлекали детей участвовать в игре. В.В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, — в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.
Результатом нашей проделанной работы стали рассказы детей по опорной схеме. На основе полученных знаний, исходя из своих интересов и черт характера, ребенок выбирал для себя профессию. Следует отметить, что дети выбирали разные профессии (полицейский, стоматолог, воспитатель и т.д.) и старались объяснить свой выбор. Мы наблюдали положительную динамику в составлении рассказов детей, что свидетельствует об эффективности использования нами приема опорных схем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-531194-1418522184.jpg)
Описание опыта работы " Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-лич...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-858615-1480357402.jpg)
Использование опорных схем в речевом развитии дошкольников
В настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, поэтому педагогическое ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/02/picture-934449-1498978299.jpg)
Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.
В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.Занимательные упражнения и дидактические...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-416429-1513023395.jpg)
Обобщённый опыт педагогической деятельности воспитателя 1 квалификационной категории на тему: «Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения"
Обобщённый педагогический опыт работыУраковой Ольги Александровнывоспитателя 1 квалификационной категории Тема: «Использование инновационных технологии в обучении старших дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-274390-1374041199.jpg)
Выпускная аттестационная работа" Использование игровых технологий в обучении старших дошкольников"
...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-660557-1441638464.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одним из актуальных вопросов в обучении на современном этапе является активизация познавательной деятельности дошкольников. Одним из средств выделяются опорные схемы, которые помогают создать определе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/10/picture-1238249-1586526231.jpg)
Опорные-схемы мнемотаблицы для старших дошкольников при рассказывании сказок.
Опорные схемы-мнемотаблицы, как результат работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников....