Использование опорных схем в речевом развитии дошкольников
статья по развитию речи на тему
В настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В этом нам поможет использование опорных схем в речевом развитии дошкольников.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование опорных схем в речевом развитии дошкольников | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование опорных схем в речевом развитии дошкольников В настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы являются дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Они используются для:
В пособиях по развитию речи много разных вариантов мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Мнемотаблицы можно сделать самим. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: волк – состоит из серых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому, желательно, вместе с детьми систематически дополнять и уточнять схемы. Совместно с детьми, например, легко составить мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы послужат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогут детям выстраивать:
Существуют модельные схемы при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов также используется мнемотехника. Вместе с детьми необходимо побеседовать по тексту, рассмотреть иллюстрации и отследить последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А старшие дошкольники смогут уже под руководством взрослого выбрать нужные элементы модели, последовательно их расположить в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа литературного произведения. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка и взрослого. Если на начальном этапе работы, были готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает дошкольникам находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно дети начинают проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создают, придумывают вместе, сообща. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети смогут составлять сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, опробовать свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В придуманных детьми сказках отражаются их собственные переживания, понимание окружающей жизни. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Модельные схемы можно применять и во всех видах познавательной деятельности. Мнемотехника многофункциональна. На основе её можно создать разнообразные дидактические игры, которые помогут детям не только развивать речь, но и научиться классифицировать предметы, развивать зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
Замечу, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Из всего этого следует, что, воспитатели использующие в своей работе метод наглядного моделирования с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удаётся достичь следующих результатов:
Вывод: Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Литература: |
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии в речевом развитии дошкольника
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и...
Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников
Мнемотаблицы- это схема с определённой информацией, которая помогает развитию связной речи детей....
Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.
Целенаправленное развитие речи дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....
Обучение пересказу детей с использованием опорных схем. Игры для развития речи
Как обучать детей пересказыванию текстов...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
Использование опорных схем при обучении старших дошкольников с ОНР составлению рассказа о профессии взрослого"
Опыт работы по развитию связной речи детей 6-7 лет....
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...