Конспект НОД «Жилище ненцев – чум»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе
«Жилище ненцев – чум»
Педагог дополнительного образования:
Сэротэтто Ю.Д.
Яр-Сале 2022 г.
Тема: «Жилище ненцев – чум»
Возрастная группа: старшая, 5-6 лет
Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы.
Задачи:
Обучающие задачи:
-расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры – ненцев;
- познакомить детей с последовательностью сбора чума; закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум, что и где находится в чуме;
- дать представление об орнаменте.
Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес;
-расширять словарный запас детей;
-развивать диалогическую речь;
-развивать творческие способности и мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение работать в коллективе при сборе чума под руководством воспитателя;
-воспитывать чувство толерантности по отношению к коренным народностям Севера.
Форма совместной деятельности: Интегрированная НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, ненецких национальных орнаментов
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, продуктивная, трудовая, художественная.
Методы обучения:
Проблемно-поисковый
Наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов)
Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
Практический (игровая, продуктивная, трудовая, художественная
деятельность)
Учебно-методический комплект:
Средства:
Наглядные – ненецкая кукла Майне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.
Мультимедийные – презентация.
Литературные – стихи, загадка.
Оборудование – ИКТ; ненецкая кукла Майне, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, цветные карандаши, предметы для сбора макета чума: основание для чума, деревянные шесты, сукно, дощечки, жестяной лист, печь, столик, дрова.
Словарная работа: чум, сукно, брезент, шест, орнамент.
Ход НОД
- Организационный момент.
Входит педагог в руках ненецкая кукла Майне, здоровается с детьми.
К вам пришла я не одна,
Майне в гости куклу принесла,
Будем вместе мы играть,
На вопросы отвечать.
- К нам пришла сегодня гостья, давайте встретим её. (Дети здороваются с Майне).
- Ребята, Майне, очень люблю свой край. И хотела бы узнать, знаете ли вы что-нибудь о крае, в котором живёте.
-Ребята, давайте расскажем Майне о своём крае.
- Где мы живём? (на Севере, в Тюменской области, в Ямальском районе, в посёлке Яр-сале).
- Как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий автономный округ).
- Какие коренные жители проживают в Ненецком округе? (Ненцы).
- Как называется жилище ненцев? (Чум).
- А кто знает, из чего шьют покрытия для чума? (Из оленьих шкур).
- Ребята, Майне ненецкая девочка, она со своими родителями живёт в чуме и много про него может рассказать и показать.
- Основная часть.
- Давайте посмотрим какие бывают чумы, как их строят и что находится внутри чума.
Детям предлагается просмотреть презентацию «Жилище ненцев – чум».
Презентация сопровождается рассказом педагога.
- Ставят чум быстро, по строго установленным правилам. Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола.
Главный элемент чума — шест. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.
На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку. Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее. В верхней части чума находится дымовое отверстие.
Когда каркас готов, на него натягивали покрышки – из шкуры, войлока либо брезента.
Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег, ставили нарты.
Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место чум можно разобрать без очистки.
Когда пастухи вместе со стадом оленей кочуют по тундре, то в местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Ставят чумы – свои жилища. Раскладывают костры. Вот такое место и называется – стойбище. Место для стойбища люди выбирают там, где повыше и посуше и чумы издалека видны.
Летом чума ставят на открытых местах рядом с водоемом. Чтобы вблизи был ягель, корм для оленей.
Чум - это переносное жилище северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком, брезентом.
- Послушайте загадку.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла (чум).
Чтобы жилище всегда было тёплым, около входа в чум складываются дрова. Женщины собирают дрова для очага, колют их, сушат у входа и разжигает огонь.
Из мебели в чуме - низкий столик высотой 20 сантиметров, за которым едят.
Вещи в чумах хранят в мешках разных размеров из оленьих шкур. Для перевозки деталей чума необходимо восемь грузовых нарт.
Основная деятельность ненцев – это оленеводство, рыболовство, охота.
- Ребята, а давайте поиграем.
Физминутка «У оленя дом большой»
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
- Продуктивная деятельность
- Ребята, Майне к нам пришла с подарком, она принесла всё, что необходимо для строительства чума. Конечно он будет не такой большой как настоящий, но зато вы сможете его сами собрать. Хотите?
- Давайте посмотрим, что нам принесла Майне. (Дети рассматривают предметы, которые принесла Майне и приступают к сбору чума).
- Вот и готов наш чум.
- Хороший чум у нас получился.
- Теперь каждый из вас знает, как строят чум ненцы.
- Давайте скажем Майне спасибо за такой подарок.
- Но посмотрите, у Майне ещё есть конверт.
- Посмотрим, что там?
Педагог достаёт из конверта полоски бумаги с изображением орнамента.
- Ребята, что это такое? (Орнамент, узор).
- Правильно это ненецкий орнамент.
- Для чего его используют? (Для украшения одежды, обуви, сумочек).
- Орнаментом ненцы украшают даже свои чумы, чтобы они были красивые. И мы тоже можем украсить свой чум.
Педагог раздаёт детям полоски с изображение орнамента и просит его раскрасить, чтобы потом украсить чум, который построили.
Дети украшают чум орнаментом.
- Итог.
- Ребята, что вы сегодня интересного и нового узнали из нашей беседы?
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, а давайте попросим Майне остаться у нас в группе пожить в чуме, который мы построили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки о быте ненцев.
Загадки о быте ненцев....
Конспект проекта "Жилища народов мира
узнать о том, какие жилища были у человека раньше...
Конспект по познанию "Ненцы" во второй младшей группе
Конспект по познанию "Знакомство дошкольноков с народностью "ненцы"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Беседа о труде ненцев»
познакомить детей с трудом оленеводов, охотников, рыбаков...
Конспект НОД «Жилище народов Урала» старшая группа
Цель:• Формировать знания о культуре народов Урала;• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.Задачи:Обучающие:познакомить детей с культурой коренных жителей Урала;ак...
Конспект НОД "Жилища русского человека"
- Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища.- Поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище чел...
НОД по художественно-эстетическому развитию(рисование) для детей средней группы 4-5 лет на тему: «Чум- жилище ненцев»
Задачи:1. Учить детей рисовать чум, передавая треугольную форму.2.Развивать умение дополнять изображение элементами на основе впечатлений от окружающей жизни. 3. Формировать у детей осознание нео...