Формирование речи ребёнка в дошкольном возрасте (методическая разработка)
методическая разработка по развитию речи

Глазова Ольга Юрьевна

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В настоящее время в средствах массовой информации, а также с правительственных трибун много говорится о чистоте и даже защите русского языка. Одна из важнейших задач педагогов и родителей – научить детей правильно, красиво, выразительно говорить на родном языке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi_rebyonka_v_dou.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Глазова Ольга Юрьевна

ГБОУ гимназия № 66
Приморского района Санкт-Петербурга

музыкальный руководитель ОДОД

Формирование речи

ребёнка в дошкольном возрасте

(методическая разработка)

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В настоящее время в средствах массовой информации, а также с правительственных трибун много говорится о чистоте и даже защите русского языка. Одна из важнейших задач педагогов и родителей – научить детей правильно, красиво, выразительно говорить на родном языке.

1 Значение речи в развитии личности ребёнка.

Родной язык является средством овладения знаниями. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С Выготский пришёл к выводу: “Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи” (Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения,- М.,1935г.). Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.[6]

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И.А.Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка: (в широком смысле). Это характеристики обеспечивающие а) социальные, б) интеллектуальные, в) личностные функции человека.[5]

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, то есть социализации;        3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основой и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; 5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 6) опосредования высших психических функций человека; 7) развития познавательных интересов; 8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования “языкового сознания” человека, как решающий фактор умственного развития.

Третью группу составляют “личностные” характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) осознания человеком собственного “я” и 10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребёнок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру и к себе.

Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщённом виде (таблица 1).

Таблица 1 - Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик

Функциональные характеристики родного языка

1)характеристики, отражающие социальные функции человека

1)средство общения, форма социального взаимодействия

2)средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности

3)средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)

2)характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции

4)средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию

5)средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата

7)средство развития познавательного интереса

8)средство решения коммуникативных, познавательных задач

3) “личностные” характеристики

9)средство осознания собственного “Я”, рефлексия

10)средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

        В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребёнка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

        Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А.А.Леонтьевым выделяется ещё одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К.Д.Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания. “Присваивая” общественный опыт предшествующих поколений людей, ребёнок овладевает языком как частью национальной культуры.

        В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

        Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребёнка, следует помнить предостережение А.Н.Леонтьева, что, “хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако, язык не является демиургом человеческого в человеке” (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981 – с 378). Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

                        2 Цель и задачи по развитию речи в детском саду.

        Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

        В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, то есть умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д.Ушинский).

        Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчёркивалось такое требование к речи ребёнка, как её правильность. Ставилась задача “научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, то есть свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и  взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту”. Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике языка (Соловьёв О.И. Методика развитии речи и обучение родному языку в детском саду. – М.,1960).

        Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как её правильности. В конце 60-х гг. ХХ века в понятии “культура речи” стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г.И.Винокур, Б.Н.Головин, В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (“Методика развития речи на уроках русского языка” Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 1991). Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

        Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдение правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

        Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.

        Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведённые под руководством Ф.А.Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

- структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

- функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);

- когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

        Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей (таблица 2).

Таблица 2

Основные единицы языка

Формы речевого общения

Задачи развития речи

Слово

1.Развитие словаря.

Звук

2.Воспитание звуковой культуры речи.

Словоформа

Словосочетание

Предложение

3.Формирование грамматического строя речи.

Текст

Диалог

Монолог

4.Развитие связной речи:

а) формирование диалогической (разговорной) речи;

б) формирование монологической речи.

        Остановимся кратко на характеристике каждой задачи.

        1. Развитие словаря.

        Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи.

        Главное в развитии словаря – освоение значений слов и их уместное употребление.

        Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Её задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи с другими словами, особенности употребления в речи. Большое значение в современной методике придаётся развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалгической и монологической речи.

        2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительной речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку чёткой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения.

        Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение чётким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

        3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса.

        Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. К тому же, грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

        Дети усваивают грамматический строй практически, путём подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений. Обращается внимание на освоение всех частей речи, разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций.

        4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

        а) Развитие диалогической (разговорной) речи.

        Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными средствами.

        Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф.А.Сохин).

        б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

        5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.

        Но, осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф.А.Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов, синонимов, отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Причём важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов “слово”, “звук”.

        Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

        В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается ещё одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее её можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребёнка и усвоения языка в его эстетической функции. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

        Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

        Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребёнка в овладении родным языком.

        Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Основные компоненты речевой деятельности: мотив, обеспечивающий потребность ребёнка включиться в речевую деятельность; цель, в которой прогнозируется будущий результат деятельности; содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребёнка; средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания, понятного для слушателя; результат, в качестве которого выступает речевая форма.

В соответствии с теорией речевой деятельности развитие речи ребёнка можно рассматривать как процесс постепенного освоения речевой деятельности в единстве всех её компонентов. У детей дошкольного возраста этот процесс протекает под руководством взрослого. Но, при этом эффективность педагогического воздействия зависит от собственной активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Исследования последних лет (Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, Г.И.Вергелес, О.В.Солнцева и др.) свидетельствует о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности прямо зависит от степени освоения или позиции субъекта этой деятельности. Субъектная позиция ребёнка в речевой деятельности способствует единому процессу социализации – индивидуализации личности дошкольника через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.

Основными педагогическими условиями развития ребёнка как субъекта речевой деятельности можно считать:

  1. Привлечение его к речевому творчеству, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес к речевой деятельности. Это требует развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка по линии обогащения мотивации речевой деятельности.
  2. Включение в педагогический процесс по развитию речи элементов метаязыковой деятельности, которая способствует осознанию ребенком языка и речи как особого предмета познания.
  3. Создания условий для постепенного нарастания самостоятельности и активности ребёнка в постановке цели речевой деятельности – переход от принятия цели, поставленной воспитателем, к самостоятельному прогнозированию результата речевой деятельности.
  4. Развитие познавательной деятельности ребёнка, обеспечивающей самостоятельное накопление собственного содержания для речи.
  5. Организацию педагогического процесса, направленного на своевременное освоение ребёнком родного языка как основного средства речевой деятельности.
  6. Решение задач по развитию выразительности речи детей – постепенное освоение ребенком разнообразных средств эмоциональной, речевой и языковой выразительности, переход от подражательности к самостоятельному использованию средств речевой деятельности.
  7. Развитие способности детей к анализу и самоанализу продуктов речевой деятельности в соответствии с поставленной целью.
  8. Организацию субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, предполагающего учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка, ориентацию на его потенциальные возможности.
  9. Использование в работе по развитию речи развивающих игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность ребёнка.

3 Диагностика речевого развития реебёнка.

Для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста можно воспользоваться комплексным методом (Ф.Г.Даскалова), когда испытуемому дошкольнику предлагается выполнить двенадцать вербальных тестовых задания (приложение №2).

Количественная и качественная оценка речевого развития по результатам проведённых испытаний оценивается по формуле:

КоРР =

ВРР х 100 ,

      КВ

где КоРР – коэффициент речевого развития,

       ВРР   - возраст речевого развития,

       КВ     - календарный (хронологический возраст ребёнка).

При этом:

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решённых ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причём остаток более 15 дней округляется до 1 месяца, а 15 и менее – отбрасывается.

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.

КоРР от 1 до 9         – значительно низкое речевое развитие

КоРР от 10 до 41     – низкое речевое развитие

КоРР от 42 до 106   – нормальное речевое развитие

КоРР от 106 до 141 – высокое речевое развитие

КоРР от 142             – значительно высокое речевое развитие

Для устранения воздействия на результаты испытаний внешних переменных (или значительного их ослабления), чтобы они не могли повлиять на результаты исследования, для испытуемых, по возможности, должны быть созданы равные благоприятные условия, а именно – тестирование должног проводиться с каждым индивидуально, в период наибольшей эмоциональной и речевой активности детей (предобеденное время).

Для исправления типичных лексико-грамматических ошибок в речи детей необходимо формировать элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения.

Планируемая работа:

  1. Проведение занятий с использованием дидактических игр, сюжетных картинок, загадок, словесных упражнений.
  2. Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
  3. Проведение с детьми игр-драматизаций и театральных занятий.
  4. Экскурсии и наблюдения в природе.
  5. Образец - правильная речь воспитателей и всего персонала ДОУ.

                        Заключение

Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребёнком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Речь – это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно аргументировать своё отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь – в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

Проблема формирования речи у детей является многогранной и разносторонней и требует серьёзной длительной кропотливой работы педагогов, родителей и общества в целом. В данной работе невозможно было охватить все аспекты решения этой проблемы.

         

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.,1998.

2. Грибова О.Е. Что делать если Ваш ребёнок не говорит?- М.,2004.

3. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду// Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М.,1989.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник.-М.АСТ,2001.

5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. – М.,1989.

6. Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989.

7. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Под рук. Н.Ф.Виноградовой//Начальная школа.–2000.-№5–С.3-20.

8. Крылов А.А.Психология.-М.,2001.

9. Кулагин И.Ю. Развитие психических функций. – М.,1999.

10. Методические советы к программе “Детство”. – СПб.,2002.

11. Немов Р.С. Общая психология.- СПб.,2005.

12. Немов Р.С.Психология, книга 1.-М.,2001.

13. Энциклопедический словарь юного филолога. – М,1984.


                                                                                Приложение №1

                                Протокол                

                беседы с воспитателем                                                    группы

                детского сада___________________________________________

                                        (Ф.И.О. воспитателя)

Краткие сведения о воспитателе:

Стаж педагогической работы                                                                 .

Продолжительность работы в данной группе                                      .

Вопросы и ответы:

1. Как Вы оцениваете уровень речевого развития детей Вашей группы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                    .

2. Какие программы дошкольного воспитания Вы берёте за основу в своей работе?____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие трудности возникают при освоении лексико-грамматических, фонетических, коммуникативных сторон речи у детей в Вашей группе?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли в Вашей группе дети с отклонениями в речевом развитии и нуждающиеся в коррекционной работе? __________________________________             ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Проводите ли Вы индивидуальную работу с детьми по формированию и развитию речи? ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Есть ли у Вас взаимодействие и взаимопонимание с родителями в вопросах речевого развития детей? ___________________________________________ __________________________________________________________________

Протокол составила:


                                                                        Приложение №2

                                        Задания

                для исследования по комплексному тестовому методу

                диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

        Тест №1. Свободные словесные ассоциации по определённому слову.

Задача: “Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты мне скажешь другое, какое хочешь”.

  1. Стул, 2. мяч, 3. Иван, 4. зайчик, 5. пою, 6. красный.

Оценка: по крайней мере три верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации)

        Тест №2. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имён существительных.

  1. Ребёнок толкает… 2. Девочка качает… 3. Зайчик хрупает… 4. Мама стирает… 5. Девочка поливает…

Оценка: пять верных ответов.

          Тест №3. Подбор и активное употребление глаголов.

  1. Что делает зайчик? 2. Что делает ребёнок? 3. Что делает петух? 4. Что делает мама? 5. Что делает папа?

Оценка: пять верных ответов.

         Тест №4. Подбор и активное употребление имён прилагательных.

  1. Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)? 2. Какая собака? 3. Какой слон? 4.Какие цветы? 5. Какая зима?

Оценка: пять верных ответов.

Тест №5. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова.

  1. Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
  2. Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
  3. Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: пять верных ответов.

Тест №6. Составление предложения по одному слову.

      1. Мальчик. 2. Кукла. 3. Мишка.

Оценка: один верный ответ.

Тест №7. Составление предложения по трём определённым словам.

       1.Кукла, девочка, платье. 2. Тётя, плита, кошка. 3. Дядя, грузовик, дрова.

Оценка: два верных ответа.

Тест №8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчинённом  предложении (раскрытие логического вербального мышления).

  1. Он вышел, когда…
  2. Он не пошёл на прогулку, потому что…
  3. Он не вышел во двор, когда…
  4. Он не взял игрушку, которая…

Оценка: три верных ответа.

Тест №9. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования  предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности). 

Задача: “Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?”.

  1. Он ушла на реку.
  2. Там увидел маленькую рыбку.
  3. Потом бросил один камни.
  4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.

Оценка: три верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

Тест №10. Словесное объяснение определённого действия и его последовательности.

Задача: 1. Объясни, как из этих кубиков можно сделать домик?

  1. Объясни, как играть в прятки или игру, которую ты знаешь и любишь?

 Оценка: полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

Тест №11. Практическое осознание основных языковых элементов.

  1. Скажи одно слово! 2. Скажи один звук! 3. Скажи одно предложение!

Оценка: три верных ответа.

Тест №12. Произвольное и сознательное построение устного высказывания. 

Задача: “Хочешь, сыграем в игру “Запрещённые слова”. Я буду спрашивать тебя о чём-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещённые слова”.

  1. Что любит зайчик? (Запрещённые слова: зайчик, морковь)
  2. Что делает собака? (Запрещённые слова: собака, лает).
  3. Какая лиса? (Запрещённые слова: лиса, хитрая)

Оценка: два верных ответа (ответ должен быть предложением, т.е. два связных слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа о семье с детьми старшего дошкольного возраста методическая разработка

помочь детям выяснить состав семьи в рассказе Л.Н.Толстого "Косточка"...

Влияние театрализованных игр на развитие связной речи у детей дошкольного возраста (методическая разработка).

Настоящая статья поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста» методическая разработка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним  из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитани...

"Викторина с детьми старшего дошкольного возраста" методическая разработка

Совершенствование представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах, закрепление знаний о значении сигналов светофора и дорожных знаках детям старшего дошкольного возраста....

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...