" Сказка- средство речевого развития у детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи

Полянская Татьяна Геннадьевна

Сказка — увлекательный и эффективный способ, чтобы развить не только речь, но и личность ребенка с самого раннего детства. Вот какой результат оказывает сказкотерапия. Ребенок учится различать нравственные понятия (например, что такое добро и зло). Чтение сказок развивает эмоциональный интеллект (учит сочувствию, сопереживанию героям). Ребенок стремится подражать положительному главному герою. Читая сказку, дошкольник знакомится с абстрактными понятиями и легко усваивает их. Сказкотерапия хорошо развивает воображение. Младший школьник задумывается над действиями и мотивами героев, анализирует их поступки. Сказки обогащают словарный запас малышей, знакомят их с образными выражениями и метафорами. Слушание сказки прекрасно развивает фонематический слух и чувство ритма. Использование в народных сказках простых слов и их частых повторений (например, в сказке”Репка”) тренирует память. Это позволяет легко пересказать фразу или даже всю сказку. Легко научить ребенка звукоподражанию, озвучивая с ним действия, междометия или слова сказочного героя. Также через чтение сказки можно тренировать интонацию и выразительность речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и полезные свойства сказкотерапии Сказкотерапия — дословно: “лечение” сказками.  Сказкотерапию обычно используют в психологии. Отдельные ее элементы применяют и в логопедии. Различают такие виды сказок. Дидактические (обучающие). Такие сказки помогают ребенку усвоить какие-либо понятия через сказочные образы или поступки героев. Психокоррекционные. Они позволяют изменить поведение малыша, показав в сюжете похожую ситуацию. Такие сказки учат понимать свое поведение и окружающий мир. Психотерапевтические. Анализируя поведение сказочных героев, можно понять мотивы поступков реальных людей. Медитативные. Они избавляют детей от тревожного состояния, настраивают на положительный лад.  Сказкотерапия — дословно: “лечение” сказками.  Сказкотерапию обычно используют в психологии. Отдельные ее элементы применяют и в логопедии. Различают такие виды сказок. Дидактические (обучающие). Такие сказки помогают ребенку усвоить какие-либо понятия через сказочные образы или поступки героев. Психокоррекционные. Они позволяют изменить поведение малыша, показав в сюжете похожую ситуацию. Такие сказки учат понимать свое поведение и окружающий мир. Психотерапевтические. Анализируя поведение сказочных героев, можно понять мотивы поступков реальных людей. Медитативные. Они избавляют детей от тревожного состояния, настраивают на положительный лад.   Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста Для дошкольника сказка — это часть реального мира. Вот как они воспринимают сказочный сюжет: Слушая сказку, они отождествляют себя со сказочными героями. Вникая в сюжет, дети опираются на свой опыт.  Дошкольники (3-5 лет) очень эмоционально относятся к главному герою.  Им нравится слушать ритмичные присказки-наигрыши народных сказок.  Они хорошо запоминают образные яркие названия (например, Петушок-Золотой гребешок). В более старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети учатся видеть причинно-следственные связи в сюжете.  В этот период у них активно обогащается словарный запас, ребята начинают понимать эпитеты и сравнения. Они начинают осознавать события в сюжете, которых еще не было в его опыте.  Старших дошкольников интересуют не только поступки героев, но и их мотивы и чувства.  Методы развития связной речи дошкольника посредством сказок Примерно к 4-5 годам ребенок умеет правильно строить предложения, развернуто отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях. А для того, чтобы научить дошкольника связной и выразительной речи, используются такие методы.   Пересказ Пересказ хорошо обогащает словарный запас. Также при пересказе дети учатся воспроизводить правильные речевые обороты и устоявшиеся фразы. Родителям стоит иметь в виду, что даже старшим дошкольникам это задание дается с трудом. Ведь для пересказа необходимо использовать мышление, память и воображение.  Чтобы облегчить им задачу, стоит использовать опорные иллюстрации. 

Можно использовать такие формы пересказа: пересказ по очереди по частям сказки; по ролям; с изменением действующего лица.   Сочинение собственных историй Сочинениями сказок дети могут заниматься самостоятельно, начиная примерно с 4 лет.   Вот какие задания помогут сочинить сказку на новый лад: создать новые обстоятельства (например, Баба-Яга живет на дне морском); “переиначить” детали знакомой сказки (допустим, героиню звали не Красная Шапочка, а Зеленая Шапочка); рассказать сказку по-новому (например, можно перевоспитать злую мачеху Золушки); спасти героя от подстерегающей опасности; придумать другую концовку.

Речевые игры по сказкам Можно использовать эти игры, или придумать свои на тему прочитанного сюжета. Добрый Колобок В коробку надо положить карточки с изображениями новых персонажей (например, Мухомор, Ромашка, Гусеница, Черепаха и т.д.). Пусть ребенок придумает ситуацию, в которой Колобок помог бы тому персонажу, изображение которого попадется малышу.  Например, Колобок увидел, что Черепаха не может перейти тропинку из-за большого камня. Колобок отодвинул камень с пути Черепахи. Та горячо поблагодарила его и поспешила по своим делам дальше. Кстати, затем можно нарисовать рисунок по мотивам этой истории и рассказать, что там нарисовано. Ледяной осколок. Надо помочь Герде: придумать теплые добрые слова, которые растопили бы сердце заколдованного Кая.  Затем составляется настоящее письмо и “отправляется” главным героям сказки. Лягушка-путешественница Ведущий — это Лягушка-путешественница. Он загадывает место, где побывал в путешествии. Другому участнику нужно отгадать, где он был.  Например, там, где растут цветы и деревья с фруктами. За этим местом ухаживает человек с граблями, лейкой, лопатой и т.д. Конечно, это сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Малинина Ольга Владимировнаучитель-логопедМАДОУ «Детство» д/с № 193г. Нижний ТагилТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В стенах детского ...

«Дидактическое пособие «Сказка на фартуке» как эффективное средство речевого развития у детей раннего возраста»

Автор представил опыт работы  с дедактическим пособием "Сказка на фартуке"...

«Использование метода моделирования как средства речевого разви-тия детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста."

Одна из важнейших задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста – это овладение полноценной речью. Мы хотим, чтобы дети умели связно рассказывать, правильно пользоваться лексико-грамматическ...

«Дидактическое пособие «Сказка на фартуке» как эффективное средство речевого развития у детей раннего возраста»

Автор описал дидактическое пособие по развитию речи в раннем дошкольном возрасте....