Сценарий НОД по образовательной области "Развитию речи" для детей 6-7 летнего возраста тема "Лесная прогулка"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Сценарий НОД по образовательной области "Развитие речи" для детей 6-7 лет на тему "Лесная прогулка"
Итоговая НОД в подготовительной групе по разделу "Осень": уточнение знаний о растительном и животном мире в осенний период, закрепление грамотной речи соответствено возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_lesnaya_progulka_tulina_m.s.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей 6-7 летнего возраста
Тема: «Лесная прогулка»
Воспитатель:
Тулина Мария Сергеевна
Первая квалификационная категория
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие педагогические технологии;
-технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- игровые технологии.
Санкт-Петербург
2021
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей 6-7 летнего возраста
на тему: «Лесная прогулка»
Цель: развитие грамматически правильной и связной речи у дошкольников.
Задачи:
1.Образовательные:
- обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе;
- совершенствование грамматического строя речи;
- расширение, уточнение, актуализация словаря по теме осень;
- совершенствование певческих навыков;
2.Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности:
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
3.Развивающие:
- развитие связной речи, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, дыхания, тонкой моторики;
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе: за тем как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетаю перелётные птицы;
- Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке, составление букетов и изготовление поделок из собранных листьев;
- Обучение узнаванию деревьев по листьям, семенам;
- Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья» на музыкальном занятии;
- Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», рассказа О. Воронина «Моя береза. Осенью».
Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:
- макет леса с озером, фигурками обитателей леса;
- ларец с атрибутами осеннего леса: макеты крон деревьев, грибы, ягоды, орехи;
- листья деревьев из белой бумаги, контейнер с карандашами;
- карточки для игры «Что лишнее?»;
- опорные схемы для игры «Закончи предложение».
Организация детей: непрерывная деятельность детей проводится в групповом помещении.
Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Мотивация | Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Воспитатель: Ребята, а хотите мы сегодня совершим прогулку по лесу? Воспитатель: Тогда пойдёмте. | Дети: Здравствуйте! (Дети встают и говорят приветствие хором): Здравствуй, здравствуй, Здравствуй друг! (взявшись за руки, выполняют пружинку) Здравствуй, здравствуй, Всё вокруг! (рисуют руками большой круг) Здравствуй, здравствуй, Улыбнись! (поворачивают голову вправо, влево, улыбаются друг другу) Здравствуй, здравствуй, Поклонись! (кланяются друг другу вправо, влево)
Предположительные ответы детей: Да! Хотим! |
Проблематизация | Воспитатель подводит детей к макету леса с озером, фигурками обитателей леса. Воспитатель: Вот мы и пришли в наш лес. Но что-то тут не так? Воспитатель: А как вы догадались? Воспитатель: А как должно быть? Воспитатель: Что произошло? Как вы думаете ребята? | Предположительные ответы детей: Лес выглядит по-летнему. В лесу лето. Предположительные ответы детей: зеленые листья на деревьях, зелёная трава, цветы. Предположительные ответы детей: Должна быть осень. Жёлтые или красные листья на деревьях, жухлая трава, ягоды и грибы. Предположительные ответы детей: Осень опаздывает в наш лес. Осень задержалась |
Целеполагание | Воспитатель: Плохо. Ведь деревья, звери, птицы и насекомые осенью готовятся к зиме. А если они не успеют этого сделать, им зимой будет худо. | Предположительные ответы детей: Надо помочь! Спасать лес и его жителей! |
План будущей деятельности | Воспитатель: Но как мы будем помогать? Что нам нужно для помощи лесу и его жителям? | Предположительные ответы детей: Осенний наряд для деревьев и кустарников. Ягоды, грибы, орехи для запасов лесных жителей. Опавшая листва для ёжика, мышей, хомяков и медведя, чтобы они утеплили свои норки и берлогу. Переодеть животных в тёплые шубки. Птицы чтобы улетели в теплые края. Насекомые спрятались от холодов. |
Реализация плана | Воспитатель: Да много нам всего нужно, где же всё это взять? Стук в дверь, заходит курьер: «Вам доставка, получите, распишитесь». Воспитатель: Смотрите, какой красивый ларец, а к нему письмо приложено, сейчас прочитаю: «Здравствуйте, дорогие ребята! Спасибо, что решили помочь мне подготовить лес и его жителей к зиме, а то у меня столько дел, что закрутилась и ничего не успеваю, выбиваюсь из последних сил. В этом ларце вы найдете всё необходимое вам. С благодарностью, ваша Осень». Воспитатель: Так, посмотрим, что в ларце. Ой, осенние наряды для деревьев. Только надо теперь решить где чей. Игра: «Чей лист?» (образование прилагательного от существительного). Воспитатель: Что это за дерево? Воспитатель: Какой у него лист? Воспитатель: Молодцы, все деревья переодели в осенний наряд. Вот только ель и сосна у нас стоят в летнем наряде. Почему-то для них наряда в ларце не нашлось? Почему? Воспитатель: Правильно! Слышите, в наш лес прилетел осенний ветерок и заиграл с листьями. Давайте тоже поиграем с ветерком. Игра «Ветер и листья» (координация речи с движениями). Воспитатель: Да, ветер любит осенью играть с листьями. Вот только в нашем лесу что-то нет опавших листьев. Где же нам их взять? Упражнение «Штриховка листьев» (развитие тонкой моторики) Воспитатель: Заштрихуйте листья горизонтальными линиями. Какого цвета надо взять карандаши? Воспитатель: Молодцы, какие красивые у вас получились осенние листья! Что мы теперь с ними будем делать? Воспитатель: Смотрите, листья упали в наше лесное озеро. Давайте, с ними поиграет ветер. Упражнение «Осенние листья» (развитие длительного плавного выдоха) Воспитатель: Сейчас вы станете этим ветром. Подуйте так, чтобы листья поплыли по воде. Вы помните, как правильно дуть? Воспитатель: Как красиво, листики словно кораблики плывут по воде. Внимательно послушайте русскую народную пословицу: «В лесу жить – голода не видать». Про что эта пословица? Воспитатель: Правильно, вот чего ещё не хватает в нашем осеннем лесу. И я знаю, где нам их взять - в ларце. Но только чтобы ларец нам их отдал, нам надо будет правильно выполнить его задание. Справимся? Игра «Что лишнее?» (автоматизация звуков): Воспитатель: Молодцы! Красота! Что теперь будем делать? Воспитатель: С чего начнём? Игра «Назовите ласково» (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) Воспитатель: Молодцы! А птицы как подготавливаются к зиме? Воспитатель: Правильно. А какие? Воспитатель: А почему они улетают на юг? Воспитатель: Правильно. А сейчас давайте птичкам расскажем, что им надо делать. Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы». (развитие мелкой моторики) Воспитатель: Птицы улетели. Какое красивое слово «летать», давайте с ним поиграем? Игра «Закончи предложение» (составление предложений, с помощью опорных схем, закрепление навыка употребления приставочных глаголов от глагола в настоящем времени). Воспитатель: Посмотрите, мы все дела сделали? Воспитатель: Вы молодцы, всё сделали правильно. Стук в дверь, входит курьер. Курьер: Вам доставка, распишитесь. Передаёт воспитателю корзинку с шишками. Воспитатель: Спасибо (курьеру). Детям:Что это? Тут письмо: «Дорогие ребята, огромное вам спасибо! Вы так меня выручили, позаботились о лесе. За это я вам посылаю корзину сосновых шишек для ваших будущих поделок. Ваша Осень». | Предположительные ответы детей: Клён. Берёза. Осина. Дуб и т.д. Предположительные ответы детей: Кленовый. Берёзовый. Осиновый. Дубовый и т.д. В ходе игры дети образуются пары слов: берёза – берёзовый, осина – осиновый, и т.д. Назвав дерево и соответствующий лист, ребёнок берёт макет кроны этого дерева и меняет его на макете леса. Предположительные ответы детей: ель и сосна - хвойные деревья, и они свою листву не меняют на зиму. Предположительные ответы детей: Да! Давайте! Дети выполняют движения согласно тексту стихотворения: Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. (бегут по кругу, взмахивают руками) Вот кленовый, Вот дубовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки золотой. (встают лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждую строку, начиная от большого пальца) И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (опускают руки вниз, приседают) Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. (бегут по кругу, взмахивают руками) Вот кленовый, Вот дубовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки золотой. (встают лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждую строку, начиная от большого пальца) И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой. (кружатся на носках, подняв руки вверх) Предположительные ответы детей: Нарисуем. Дети садятся за стол, на котором лежат листья деревьев из белой бумаги, и стоит контейнер с карандашами. Предположительные ответы детей: красные, оранжевые, желтые. Дети выполняют задание. Предположительные ответы детей: Разбросаем их по лесу, как делает это ветерок. Дети разбрасывают листья по макету. Предположительные ответы детей: Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы Дети выполняют задание, каждый ребёнок дует по три раза. Предположительные ответы детей: про дары леса: грибы, ягоды, орехи. Ответы детей: Да! Детям получают от воспитателя карточки с изображением 5 предметов, в названии которых, кроме одного, присутствует звук, требующий автоматизации у ребёнка (обязательно - изображение этого звука должно присутствовать на карточке). Дети вслух называют предметы и находят «лишний». За выполненное задание получают предмет из ларца и относят его на макет леса. Предположительные ответы детей: подготовить зверей, птиц и насекомых к зиме. Предположительные ответы детей: Начнём со зверей - расскажем каждому, как надо готовиться к зиме. Дети по очереди выбирают животного, обращаясь к нему ласково, рассказывают, как оно готовиться к зиме. Предположительные ответы детей: Многие птицы улетают в тёплые края. Предположительные ответы детей: ласточки, грачи, скворцы, соловьи, лебеди, утки и т.п. Предположительные ответы детей: Становится холодно, насекомые прячутся и им нечего становиться есть. Дети выполняют движения согласно тексту стихотворения:
Насекомые пропали, Птицы сразу заскучали. Стали думать и гадать, Как беды им избежать? (соединяют по очереди пальцы с большим пальцем, начиная от указательного пальца, на обеих руках одновременно) Вместе собрались, Стаей назвались. (перекрещивают пальцы рук) Дружно взлетели, На юг полетели. Долго летели, устали, (сгибают-разгибают пальцы, подражая полёту птиц) Сели, отдыхали. (замочек) Снова взлетели, Дальше полетели. (сгибают-разгибают пальцы, подражая полёту птиц) Вот и тёплые края, (ладошки вперед) Долетели мы, друзья! (руки вверх) Предположительные ответы детей: Да! Дети, с помощью опорных схем, составляют предложением о перелётных птицах: Аист в гнездо (что делает?) ... . Ответы детей: влетает. Кукушка из леса (что делает?) .... Ответы детей: вылетает. Лебедь к озеру (что делает?) .... Ответы детей: подлетает. Цапля от болота (что делает?) .... Ответы детей: отлетает. Иволга вокруг куста (что делает?) .... Ответы детей: летает. Дрозд с дерева (что делает?) .... Ответы детей: слетает. Соловей через ветку (что делает?) .... Ответы детей: перелетает. Предположительные ответы детей: Да! Лес переоделся в осенний наряд, а звери, птицы и насекомые подготовились к зиме. Предположительные ответы детей: Здорово! Спасибо, Осень! Шишки нам очень пригодятся - удем делать поделки. |
Рефлексия | Воспитатель: Наша прогулка подошла к концу. Вам понравилось наше небольшое путешествие? Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось на занятии? Воспитатель: Я рада, что наше путешествие не оставило вас равнодушными. Вы были молодцы, порадовали меня своими ответами, умением слушать ответы своих друзей, своей доброжелательностью. Спасибо вам, ребята, и до свидания! | Предположительные ответы детей: Да! Дети делятся своими впечатлениями. Ответы детей: До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности (исследование окружающего мира) у детей 6-7 летнего возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Природа родного края»
Знакомство с лекарственными растениями нашего края....
Тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми 4-5 летнего возраста на летний период 2019-2020 учебного года.
Цели и задачи работы в летний оздоровительный периодЦЕЛЬ: Создание максимально эффективных условий по охране и укреплению физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особ...
Сценарий экологического спортивного развлечения «По следам Бабы Яги» (для детей 4 – 5 летнего возраста)
Спортивно-экологическое развлечение для детей 4 - 5 летнего возраста....
Сценарий НОД по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира» для детей 6-7 летнего возраста Тема: «Зимующие птицы»
Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" для детей 6-7 летнего возраста тема "Зимующие птицы"Активизация и закрепление...
Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста
Предлагаю вашему вниманию отчет об организации предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста...
Сценарий спортивного развлечения по пожарной безопасности «Юные пожарные» (для детей 6 – 7 летнего возраста)
Спортивное развлечение по пожарной безопасности для детей 6 – 7 летнего возраста...