Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
учебно-методический материал (старшая группа)
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности. Именно в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности. В работах Г.М. Андреевой А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского и др., процесс социализации предстает интерсубъектным, а отношения «личности и общества» рассматриваются как взаимопроникновение. Ребенок не только усваивает социальный опыт, входя в социальную
среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности. Социализация старшего дошкольника может быть рассмотрена как индивидуальный творческий процесс, включающий его в социальные отношения, осознанные и наполненные индивидуальным смыслом. Включаясь в систему доступных общественных отношений, ребенок одновременно приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е.
развитие в обществе включает единый процесс его социализации. Е.А. Ануфриев пишет: «В возрасте 6–7 лет у детей возникает новая форма коммуникативной деятельности, обозначаемая как внеситуативно-личностная. В отличие от всех предыдущих она служит целям познания мира социального, а не предметного. Такое общение имеет для детей 6–7 лет жизненно важное значение, так как позволяет им удовлетворить потребность в познании себя,
других людей и взаимоотношений между людьми, способствует проявлению интереса к внутреннему миру другого человека, к его чувствам и переживаниям». К.А. Абульханова-Славская отмечает: «Для детей 6–7 лет характерно развитие самосознания ребенка или
становление его »Я-концепции«, без которого не может состояться познание социального мира и адекватное социальное самоопределение. Это система представлений
человека о самом себе, на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими людьми и сообразно этому от-
носится к самому себе. Только по мере активности само-
сознания ребенка, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом
взаимодействии, социальный опыт будет присвоен им
в полной мере» Благодаря развитию самосознания ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать побудительную
силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. Осмысление себя как личности наиболее явно проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. По словам Т.И. Паниманской «Становление положительной самооценки дошкольника является прямым
следствием того, какое подкрепление его действиям дает
взрослый (педагог, родитель). Положительное мнение о себе, в сознании старшего дошкольника преломляется в желание и способность действовать самостоятельно, в умение верно оценивать свое поведение и поступки. От уровня самооценки зависит активность личности, а мотивация успеха обеспечит активность в деятельности и становление социально-ценностных черт личности: целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности» .
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы говорит о наличии весомых психических новообразований в 6–7летнем возрасте, содействующих заключению трудности развития социальной активности: возникновение произвольности в поведении, общественных мотивов, внимания к социальному миру, становление децентрации, самосознания, рефлексии.
Исходя из теоретической части моей работы, я про-
вели исследование на базе одного из детских садов города
Йошкар-Олы. Цель исследования: исследовать эффективность раз-
вития социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Для решения данной цели мною использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент, наблюдение, игра, беседа, диагностика.
Для того, чтобы исследовать социальную активность
детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения м применила следующие диагностические методики: «Помощь» (Т.И. Бабаева); практические экспериментальные ситуации «Задание на дом» и «Помощь малышам» (Т.И. Бабаева); «Наведи порядок»
(О.В. Солодянкина).Подводя итоги всех диагностических методик в экспериментальной группе детей 6–7 лет высокий уровень раз-
вития социальной активности выявлен у 3 дошкольников
из 15 испытуемых, средний уровень — 7 дошкольников,
низкий — 5 дошкольников, а в контрольной группе детей
6–7 лет высокий уровень выявлен у 5 дошкольников из
15 испытуемых, средний уровень — у 6 дошкольников,
низкий—у 4 дошкольников.
Далее на следующем этапе исследования для формирования социальной активности я разработала комплекс
ситуаций, направленных на формирование социальной
активности в образовательном пространстве дошкольного
учреждения которые проходили в течении трех месяцев.
Они проводились раз в неделю. В его структуру входили
углубленное ознакомление детей профессиями работ-
ников детского сада и их окружающее образовательное
пространство в детском саду.
Таким образом, по результатам проведенных мероприятий, был выявлен значительный прогресс в развитии социальной активности у детей 6–7 лет. Выполненная работа отлично отразилась на детях, повысив их знания о профессиях и проявления их социальной активности. Результаты проведенной формирующей работы показали, что образовательное пространство дошкольного учреждения положительно повлияла на процесс формирования социальной активности у детей 6–7 лет и может быть использована педагогами дошкольных учреждений в практике.
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская—М.: Наука,
2005.— 288 с.
2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности / Е.А. Ануфриев: [Электронный ресурс].— Режим
доступа: URL: https://diss.unn.ru/files/2014/460/diss-Anufriev _-460.pdf, вход свободный (дата обращения
28.04. 2018).
3. Пониманская Т.И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности / Т.И. Пони-
манская; МНИИ дошкольного воспитания—М.: Просвещение, 2011.— 230 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sotsialnoy_aktivnosti_u_detey_6.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности. Именно в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности. В работах Г.М. Андреевой А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского и др., процесс социализации предстает интерсубъектным, а отношения «личности и общества» рассматриваются как взаимопроникновение. Ребенок не только усваивает социальный опыт, входя в социальную
среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности. Социализация старшего дошкольника может быть рассмотрена как индивидуальный творческий процесс, включающий его в социальные отношения, осознанные и наполненные индивидуальным смыслом. Включаясь в систему доступных общественных отношений, ребенок одновременно приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е.
развитие в обществе включает единый процесс его социализации. Е.А. Ануфриев пишет: «В возрасте 6–7 лет у детей возникает новая форма коммуникативной деятельности, обозначаемая как внеситуативно-личностная. В отличие от всех предыдущих она служит целям познания мира социального, а не предметного. Такое общение имеет для детей 6–7 лет жизненно важное значение, так как позволяет им удовлетворить потребность в познании себя,
других людей и взаимоотношений между людьми, способствует проявлению интереса к внутреннему миру другого человека, к его чувствам и переживаниям». К.А. Абульханова-Славская отмечает: «Для детей 6–7 лет характерно развитие самосознания ребенка или
становление его »Я-концепции«, без которого не может состояться познание социального мира и адекватное социальное самоопределение. Это система представлений
человека о самом себе, на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими людьми и сообразно этому от-
носится к самому себе. Только по мере активности само-
сознания ребенка, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом
взаимодействии, социальный опыт будет присвоен им
в полной мере» Благодаря развитию самосознания ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать побудительную
силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. Осмысление себя как личности наиболее явно проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. По словам Т.И. Паниманской «Становление положительной самооценки дошкольника является прямым
следствием того, какое подкрепление его действиям дает
взрослый (педагог, родитель). Положительное мнение о себе, в сознании старшего дошкольника преломляется в желание и способность действовать самостоятельно, в умение верно оценивать свое поведение и поступки. От уровня самооценки зависит активность личности, а мотивация успеха обеспечит активность в деятельности и становление социально-ценностных черт личности: целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности» .
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы говорит о наличии весомых психических новообразований в 6–7летнем возрасте, содействующих заключению трудности развития социальной активности: возникновение произвольности в поведении, общественных мотивов, внимания к социальному миру, становление децентрации, самосознания, рефлексии.
Исходя из теоретической части моей работы, я про-
вели исследование на базе одного из детских садов города
Йошкар-Олы. Цель исследования: исследовать эффективность раз-
вития социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Для решения данной цели мною использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент, наблюдение, игра, беседа, диагностика.
Для того, чтобы исследовать социальную активность
детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения м применила следующие диагностические методики: «Помощь» (Т.И. Бабаева); практические экспериментальные ситуации «Задание на дом» и «Помощь малышам» (Т.И. Бабаева); «Наведи порядок»
(О.В. Солодянкина).Подводя итоги всех диагностических методик в экспериментальной группе детей 6–7 лет высокий уровень раз-
вития социальной активности выявлен у 3 дошкольников
из 15 испытуемых, средний уровень — 7 дошкольников,
низкий — 5 дошкольников, а в контрольной группе детей
6–7 лет высокий уровень выявлен у 5 дошкольников из
15 испытуемых, средний уровень — у 6 дошкольников,
низкий—у 4 дошкольников.
Далее на следующем этапе исследования для формирования социальной активности я разработала комплекс
ситуаций, направленных на формирование социальной
активности в образовательном пространстве дошкольного
учреждения которые проходили в течении трех месяцев.
Они проводились раз в неделю. В его структуру входили
углубленное ознакомление детей профессиями работ-
ников детского сада и их окружающее образовательное
пространство в детском саду.
Таким образом, по результатам проведенных мероприятий, был выявлен значительный прогресс в развитии социальной активности у детей 6–7 лет. Выполненная работа отлично отразилась на детях, повысив их знания о профессиях и проявления их социальной активности. Результаты проведенной формирующей работы показали, что образовательное пространство дошкольного учреждения положительно повлияла на процесс формирования социальной активности у детей 6–7 лет и может быть использована педагогами дошкольных учреждений в практике.
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская—М.: Наука,
2005.— 288 с.
2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности / Е.А. Ануфриев: [Электронный ресурс].— Режим
доступа: URL: https://diss.unn.ru/files/2014/460/diss-Anufriev _-460.pdf, вход свободный (дата обращения
28.04. 2018).
3. Пониманская Т.И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности / Т.И. Пони-
манская; МНИИ дошкольного воспитания—М.: Просвещение, 2011.— 230 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
«Формирование позитивных установок у детей 3-4 летнего возраста в бережном отношении к природе и польза в общественно полезном труде в природе».
Мои наблюдения и рассуждения за долголетнюю работу воспитателем как софрмировать у детей позитивные установки в бережном отношении к природе и их посильным вкладом в общее дело....
Картотека игр на развития речевой активности у детей 5-7-летнего возраста
Развиваем речь, играя....
«Формирование социальной активности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности»
Работа посвящена проблеме формирования социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности....
«Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ»
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий реб...
"ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ «ВХОЖДЕНИЯ» В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО"
Социальная компетентность детей дошкольного возраста является одной из важнейших составляющих «вхождения» ребенка в окружающее его социальное пространство. ...