Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
учебно-методический материал (старшая группа)

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного  учреждения

Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности. Именно  в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые  предпосылки для становления начальных форм социальной активности.  В работах Г.М. Андреевой А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского и др., процесс социализации предстает интерсубъектным, а отношения «личности и общества» рассматриваются как взаимопроникновение. Ребенок не только усваивает социальный опыт, входя в социальную

среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности. Социализация старшего дошкольника может быть рассмотрена как индивидуальный творческий процесс, включающий его в социальные отношения,  осознанные и наполненные индивидуальным смыслом.  Включаясь в систему доступных общественных отношений, ребенок одновременно приобретает все большую  самостоятельность, относительную автономность, т.е.

развитие в обществе включает единый процесс его социализации. Е.А. Ануфриев пишет: «В возрасте 6–7 лет у детей возникает новая форма коммуникативной деятельности,  обозначаемая как внеситуативно-личностная. В отличие от всех предыдущих она служит целям познания мира социального, а не предметного. Такое общение имеет для детей 6–7 лет жизненно важное значение, так как позволяет им удовлетворить потребность в познании себя,

других людей и взаимоотношений между людьми, способствует проявлению интереса к внутреннему миру другого человека, к его чувствам и переживаниям». К.А. Абульханова-Славская отмечает: «Для детей 6–7 лет характерно развитие самосознания ребенка или

становление его »Я-концепции«, без которого не может состояться познание социального мира и адекватное социальное самоопределение. Это система представлений

человека о самом себе, на основе которой он строит свое

взаимодействие с другими людьми и сообразно этому от-

носится к самому себе. Только по мере активности само-

сознания ребенка, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом

взаимодействии, социальный опыт будет присвоен им

в полной мере» Благодаря развитию самосознания ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать побудительную

силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. Осмысление себя как личности наиболее явно проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. По словам Т.И. Паниманской «Становление положительной самооценки дошкольника является прямым

следствием того, какое подкрепление его действиям дает

взрослый (педагог, родитель). Положительное мнение о себе, в сознании старшего дошкольника преломляется в желание и способность действовать самостоятельно, в умение верно оценивать свое поведение и поступки. От уровня самооценки зависит активность личности, а мотивация успеха обеспечит активность в деятельности и становление социально-ценностных черт личности: целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности» .

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы говорит о наличии весомых психических новообразований в 6–7летнем возрасте, содействующих заключению трудности развития социальной активности: возникновение произвольности в поведении, общественных мотивов, внимания к социальному миру, становление децентрации, самосознания, рефлексии.

Исходя из теоретической части  моей работы, я  про-

вели исследование на базе одного из детских садов города

Йошкар-Олы. Цель исследования: исследовать эффективность раз-

вития социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Для решения данной цели  мною  использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент, наблюдение, игра, беседа, диагностика.

Для того, чтобы исследовать социальную активность

детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения м применила следующие диагностические методики: «Помощь» (Т.И. Бабаева); практические экспериментальные ситуации «Задание на дом» и «Помощь малышам» (Т.И. Бабаева); «Наведи порядок»

(О.В. Солодянкина).Подводя итоги всех диагностических методик в экспериментальной группе детей 6–7 лет высокий уровень раз-

вития социальной активности выявлен у 3 дошкольников

из 15 испытуемых, средний уровень — 7 дошкольников,

низкий — 5 дошкольников, а в контрольной группе детей

6–7 лет высокий уровень выявлен у 5 дошкольников из

15 испытуемых, средний уровень — у 6 дошкольников,

низкий—у 4 дошкольников.

Далее на следующем этапе исследования для формирования социальной активности я  разработала комплекс

ситуаций, направленных на формирование социальной

активности в образовательном пространстве дошкольного

учреждения которые проходили в течении трех месяцев.

Они проводились раз в неделю. В его структуру входили

углубленное ознакомление детей профессиями работ-

ников детского сада и их окружающее образовательное

пространство в детском саду.

Таким образом, по результатам проведенных мероприятий, был выявлен значительный прогресс в развитии социальной активности у детей 6–7 лет. Выполненная работа отлично отразилась на детях, повысив их знания о профессиях и проявления их социальной активности. Результаты проведенной формирующей работы показали, что образовательное пространство дошкольного учреждения положительно повлияла на процесс формирования социальной активности у детей 6–7 лет и может быть использована педагогами дошкольных учреждений в практике. 

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская—М.: Наука,

2005.— 288 с.

2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности / Е.А. Ануфриев: [Электронный ресурс].— Режим

доступа: URL: https://diss.unn.ru/files/2014/460/diss-Anufriev _-460.pdf, вход свободный (дата обращения

28.04. 2018).

3. Пониманская Т.И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности / Т.И. Пони-

манская; МНИИ дошкольного воспитания—М.: Просвещение, 2011.— 230 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_sotsialnoy_aktivnosti_u_detey_6.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного  учреждения

Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности. Именно  в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые  предпосылки для становления начальных форм социальной активности.  В работах Г.М. Андреевой А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского и др., процесс социализации предстает интерсубъектным, а отношения «личности и общества» рассматриваются как взаимопроникновение. Ребенок не только усваивает социальный опыт, входя в социальную

среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности. Социализация старшего дошкольника может быть рассмотрена как индивидуальный творческий процесс, включающий его в социальные отношения,  осознанные и наполненные индивидуальным смыслом.  Включаясь в систему доступных общественных отношений, ребенок одновременно приобретает все большую  самостоятельность, относительную автономность, т.е.

развитие в обществе включает единый процесс его социализации. Е.А. Ануфриев пишет: «В возрасте 6–7 лет у детей возникает новая форма коммуникативной деятельности,  обозначаемая как внеситуативно-личностная. В отличие от всех предыдущих она служит целям познания мира социального, а не предметного. Такое общение имеет для детей 6–7 лет жизненно важное значение, так как позволяет им удовлетворить потребность в познании себя,

других людей и взаимоотношений между людьми, способствует проявлению интереса к внутреннему миру другого человека, к его чувствам и переживаниям». К.А. Абульханова-Славская отмечает: «Для детей 6–7 лет характерно развитие самосознания ребенка или

становление его »Я-концепции«, без которого не может состояться познание социального мира и адекватное социальное самоопределение. Это система представлений

человека о самом себе, на основе которой он строит свое

взаимодействие с другими людьми и сообразно этому от-

носится к самому себе. Только по мере активности само-

сознания ребенка, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом

взаимодействии, социальный опыт будет присвоен им

в полной мере» Благодаря развитию самосознания ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать побудительную

силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. Осмысление себя как личности наиболее явно проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. По словам Т.И. Паниманской «Становление положительной самооценки дошкольника является прямым

следствием того, какое подкрепление его действиям дает

взрослый (педагог, родитель). Положительное мнение о себе, в сознании старшего дошкольника преломляется в желание и способность действовать самостоятельно, в умение верно оценивать свое поведение и поступки. От уровня самооценки зависит активность личности, а мотивация успеха обеспечит активность в деятельности и становление социально-ценностных черт личности: целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности» .

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы говорит о наличии весомых психических новообразований в 6–7летнем возрасте, содействующих заключению трудности развития социальной активности: возникновение произвольности в поведении, общественных мотивов, внимания к социальному миру, становление децентрации, самосознания, рефлексии.

Исходя из теоретической части  моей работы, я  про-

вели исследование на базе одного из детских садов города

Йошкар-Олы. Цель исследования: исследовать эффективность раз-

вития социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Для решения данной цели  мною  использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент, наблюдение, игра, беседа, диагностика.

Для того, чтобы исследовать социальную активность

детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения м применила следующие диагностические методики: «Помощь» (Т.И. Бабаева); практические экспериментальные ситуации «Задание на дом» и «Помощь малышам» (Т.И. Бабаева); «Наведи порядок»

(О.В. Солодянкина).Подводя итоги всех диагностических методик в экспериментальной группе детей 6–7 лет высокий уровень раз-

вития социальной активности выявлен у 3 дошкольников

из 15 испытуемых, средний уровень — 7 дошкольников,

низкий — 5 дошкольников, а в контрольной группе детей

6–7 лет высокий уровень выявлен у 5 дошкольников из

15 испытуемых, средний уровень — у 6 дошкольников,

низкий—у 4 дошкольников.

Далее на следующем этапе исследования для формирования социальной активности я  разработала комплекс

ситуаций, направленных на формирование социальной

активности в образовательном пространстве дошкольного

учреждения которые проходили в течении трех месяцев.

Они проводились раз в неделю. В его структуру входили

углубленное ознакомление детей профессиями работ-

ников детского сада и их окружающее образовательное

пространство в детском саду.

Таким образом, по результатам проведенных мероприятий, был выявлен значительный прогресс в развитии социальной активности у детей 6–7 лет. Выполненная работа отлично отразилась на детях, повысив их знания о профессиях и проявления их социальной активности. Результаты проведенной формирующей работы показали, что образовательное пространство дошкольного учреждения положительно повлияла на процесс формирования социальной активности у детей 6–7 лет и может быть использована педагогами дошкольных учреждений в практике. 

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская—М.: Наука,

2005.— 288 с.

2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности / Е.А. Ануфриев: [Электронный ресурс].— Режим

доступа: URL: https://diss.unn.ru/files/2014/460/diss-Anufriev _-460.pdf, вход свободный (дата обращения

28.04. 2018).

3. Пониманская Т.И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности / Т.И. Пони-

манская; МНИИ дошкольного воспитания—М.: Просвещение, 2011.— 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование позитивных установок у детей 3-4 летнего возраста в бережном отношении к природе и польза в общественно полезном труде в природе».

Мои наблюдения и рассуждения за долголетнюю работу воспитателем как софрмировать у детей позитивные установки в бережном отношении к природе и их посильным вкладом в общее дело....

«Формирование социальной активности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности»

Работа посвящена проблеме формирования социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности....

«Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ»

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является формирование познавательных интересов  и познавательных действий   реб...

"ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ «ВХОЖДЕНИЯ» В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО"

Социальная компетентность детей дошкольного возраста является одной из важнейших составляющих   «вхождения» ребенка в окружающее его социальное пространство. ...