Чтение сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шац Светлана Владимировна

Волшебная сказка "Двенадцать месяцев" в которой человек и природа умеют понимать друг друга и дружить. Сказка сопровождает ребенка с детства. Помогает различать добро и зло, сопереживать радость и печаль. 

Содержание сказки  используется для обучения и активизации словаря, формирования умения видеть красоту, добро и следовать положительному примеру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Веселоярский детский сад «Сказка»

Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

конспект ООД  по развитию речи

в подготовительной  группе

                                           

                                                     

                                               Из опыта работы

                                         Шац С.В.,

                                        воспитателя

                                                           первой квалификационной

                                категории

с. Веселоярск, 2022

Воспитатель: Шац С.В.

Образовательная область: речевое развитие.

Организованная образовательная деятельность: развитие речи

Возрастная группа: подготовительная

Тема занятия: Чтение сказки С.Маршака  «Двенадцать месяцев»

Концептуальные основы занятия

Цель: знакомство с содержанием сказки,  формирование импрессивной речи у дошкольников  через знакомство с  

           мифами и преданиями русского  народа.

Задачи:

          1.Образовательные:

              -  Обогащение словаря по теме «Времена года». Обучение отвечать на вопросы полным  развернутым    

                 предложением.                  

              -  Формирование способности передавать содержание без пропусков и искажений. Формирование

                представлений о главном в  характере сказочных героев.

                 Совершенствование грамматического строя речи.

                 

         2. Развивающие: 

              -  Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции,  

                 интонационной  выразительности речи, координации речи с движением, общей, тонкой и  

                  артикуляционной моторики.

              - расширять кругозор детей.     

         3. Воспитательные:

              -  Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности,  

                 самостоятельности. Воспитание интереса к чтению.

            4. Здоровьесберегающие:

             - охрана жизни и укрепление здоровья детей;

             - содействие правильному физическому и психологическому развитию детского организма.

      5.Оборудование:

             -  экран, проектор, белое полотно (сугробы),  подснежники

             - отрывок мультфильма «Двенадцать месяцев», выставка книг С.Маршака

             - иллюстрации из сказки,  раскраски, цветные карандаши

             - ободки с изображением месяцев, времен года.

         

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам С.Маршака, рассказывание сказок С. Маршака « Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом» , заучивание стихов «Урок вежливости», «Почта» по мнемотаблицам.

1.Организационный момент, начало занятия включающие:

Цель:  Развитие связной речи детей, используя фрагменты мультфильма, иллюстрации к сказке « 12 месяцев».

Задачи:           - привлечь детей к совместной деятельности;

                          -  активизировать мыслительную деятельность детей.

 Действия детей

Действия воспитателя

  Примечание

 Дети приветствуют гостей,

входят в зал.

Просмотр фрагмента.

- Выше ноги поднимаем,

Через сугробы мы шагаем.

Все равно идем вперед,

Впереди поляна ждет.

-Посмотрите , ребята мы оказались с вами на зимней поляне, а давайте посмотрим , что здесь происходит.

(На экране фрагмент мультфильма  - песня)  

(звучит спокойная лирическая музыка)

Дети проходят по «Сугробам», высоко поднимая ноги.

2. Основная часть занятия.

  Цель: формировать у детей  интерес  к новым знаниям.

  Задачи:     -учить составлять предложения , подбирать противоположные  по смыслу слова, подбирать

                      однокоренные слова

                     - закреплять знания о временах и месяцах года, используя содержание сказки

                     -  способствовать  развитию памяти , внимания,  воображения.                   

         Ответы детей

   (сказка о девочке, на сугробах появились подснежники)

    садятся на стульчики

 Дети предполагают  продолжение сказки.

Дети выбирают картинки с изображением месяцев, выбирается ведущий и проверяющий.

Дети составляют нерифмованное стихотворение(синквейн)  по просмотренному фрагменту.

Для составления синквейна дети используют иллюстрации из сказки.

Дети собирают подснежники в корзинку.

(Дети сами по очереди придумывают окончание сказки .)

-Ребята, как выдумаете, о чем эта сказка?

- Да, действительно, это сказка «Двенадцать месяцев».  

- Ребята, посмотрите на наши сугробы, скажите, а что изменилось?    

 - Но откуда они, ведь за окно зима?                

- Давайте с вами отправимся в эту сказку.

Чтение первой части сказки (до встречи с месяцами).

- Как вы думаете, кого девочка встретила на поляне в лесу?

- Давайте представим, что может произойти на этой поляне.

- Я предлагаю сыграть  нам в игру «Месяцы по порядку».

Воспитатель  предлагает детям - месяцам перемешаться и по хлопку выстроится:

- а) всем месяцам по порядку,

-б) зимним месяцам,

- в) весенним месяцам,

- г) летним месяцам,

-д) осенним месяцам.

- Спасибо ребята, вы хорошо запомнили все месяцы, замечательная игра у нас получилась.

- Я предлагаю посмотреть отрывок из сказки  и узнать, что же произошло  на самом деле.

-Работа по  содержанию:

1. Кто главная героиня сказки?                         Девочка

2. Какая она?                                                       Милая, добрая

3.  Что делает?                        Работает ,собирает, рассказывает

4. Предложение                            Девочка собрала корзину  

                                                                  подснежников.

5.  Ассоциация.                                                    Подснежник.          

- Ребята, а  мы с вами поможем девочке собрать подснежники? У нас в группе тоже есть проталинки, пригретые солнечными лучами.

Я включу музыку, а вы найдете и соберете цветы в корзину.  Игра «Собери подснежники»

- Вот и мы оказались помощниками братьев-месяцев.

- Подумайте, почему месяцы, которые не должны меняться местами, нарушили очередность ради девочки?

- Давайте с вами придумаем, что же случится дальше с девочкой.

-Представим, что мы писатели и сами придумаем эту сказку до конца.

( появились подснежники).

Воспитатель раздает ободки по количеству детей, с изображением месяцев.

(просмотр отрывка 7 мин)

составление синквейна

Мелодия (Времена года)

                                                                                        3. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итогов занятия.

Задача: учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату, развивать творческие способности.

Дети слушают  отрывок сказки.

Дети делают выводы. (-что понравилось, что было интересно, что было трудно)

- Иллюстрации к книге не цветные.

Дети садятся за столы и раскрашивают иллюстрации и рисуют.

 - Мы придумали очень интересное завершение сказки.

- А интересно вам узнать , как сказку закончил автор?

(Воспитатель читает сказку до конца.)

-Кому понравилась сказка?

-Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение»

-Мне понравилось…..

-Мне было трудно….

-Мне было интересно….

 - Ребята, я вам предлагаю создать свою книгу «Двенадцать месяцев» . Но чем она отличается от книг С.Маршака?

- Верно. Я предлагаю вам  побыть художниками и раскрасить наши иллюстрации. А кто хочет, может и сам нарисовать, лучшие работы мы вложим в нашу с вами книгу.

Выставка книг С.Маршака, краткий рассказ воспитателя о писателе и его произведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....

Конспект ООД «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в подготовительной к школе группе

laquo;Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах год...

Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Чтение сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев"Цель: Познакомить детей со сказкой С.Маршака...

Сценарий утренника для подготовительной группы «Новогодняя сказка» (по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»).

Сценарий утренника для детей подготовительной группы ДОУ. Сценарий успешно апробирован, способствует в сказочной образно-игровой форме проявлению музыкальных и творческих способностей воспитанников. В...