Современные подходы к формированию и развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по математике (старшая группа) на тему

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_matematike.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы к формированию и развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Ясько Н.П .

Слайд 2

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Слайд 3

«Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие» М. Монтессори Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина , Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Слайд 4

Цель математического развития дошкольников: - Всестороннее развитие личности ребенка. - Подготовка к успешному обучению в школе. - Коррекционно-воспитательная работа. •Формирование системы элементарных математических представлений. • Формирование предпосылок математического мышления. •Формирование сенсорных процессов и способностей. •Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи. •Формирование начальных форм учебной деятельности.

Слайд 5

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ : «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Слайд 6

Развитие математических представлений осуществляется через все образовательные области : • Социально-коммуникативное развитие; • Познавательное развитие; • Речевое развитие; • Художественно-эстетическое развитие; • Физическое развитие. Встречается во всех видах детской деятельности : • Игровая; • Коммуникативная; • Познавательно-исследовательская; • Восприятие художественной литературы и фольклора; • Самообслуживание и элементарный бытовой труд; • Конструирование из разного материала; • Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) • Музыкальная; • Двигательная.

Слайд 7

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Вид деятельности : «Игровая» Что делаем? • Используем настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат : «Лиса и гуси» , «Мельница» , «Волки и овцы» ; головоломки; логические задачи и кубики, лабиринты. • Знаком детей с миром геометрических фигур с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы» , «Геометрическая мозаика» , «Целое из частей» , «Бусы» , «Разложи в коробку» .

Слайд 8

Вид деятельности : «Коммуникативная» • Разыгрываем ситуации для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет» , «Путешествие» и др. • Сочиняем сказки по известным мотивам, например : «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения. • Используем занимательные проблемные ситуации. • Заучиваем стихотворение С. Маршака «Веселый счет» , учим считалки, потешки , загадки, пальчиковые игры на закрепление счёта. • Пересказываем по схемам-опорам, либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя» , «Два жадных медвежонка» , « Жихарка » , « Цветик-семицветик » .

Слайд 9

• Для закрепления понятия «Величина» используем серии картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера» , «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого». • Такие игры как «Сколько не хватает?» , «Весёлый счёт» , «Мои первые цифры» , «Считаем и читаем» , «Я умею считать» помогают в игровой форме учить детей решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, сравнивать количество предметов, умения читать.

Слайд 10

Вид деятельности : «Самообслуживание и элементарный бытовой труд» Что делаем? • При сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом. • В процессе трудовых поручений закрепляем количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени). • Возможна разработка и реализация проектов по темам «Математический огород» , «Математика на грядке» , «Большие и маленькие в природе» .

Слайд 11

Образовательная область «Познавательное развитие» Вид деятельности : «Познавательно - исследовательская» Что делаем? • Измеряем сыпучие и жидкие материалы. «В какую бутылку быстрее нальется вода?» Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды. Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших) . • Измеряем длину или ширину заданных предметов, используя разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки. Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.

Слайд 12

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Вид деятельности : «Восприятие художественной литературы и фольклора» Что делаем? • Широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки , прибаутки, считалки, загадки. • Используем стихотворные формы художественной литературы. • Читаем сказки и рассказы способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.

Слайд 13

Вид деятельности : «Музыкальная» Что делаем? • При освоении ритма танца осваиваем счет. • Развиваем пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки» , «встать парами» , «выполняем движения под музыку в такт : раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.

Слайд 14

Вид деятельности : «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала» Что делаем? Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры» , «Разноцветная мозаика» , «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.

Слайд 15

Образовательная область «Физическое развитие» Двигательная деятельность. Что делаем? Сравниваем предметы по величине и форме; Определяем левую и правую сторону; Ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела; Используют считалочки (количественный и порядковый счет) ; Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д ) ; Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах) ; Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг» , «Найди себе пару» , «Классы» , «Сделай фигуру» , «Эстафеты парами» , «Чья команда забросит больше мячей в корзину» ;

Слайд 16

Работая с родителями по данному разделу, обращаем их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. Например, пока готовится обед, можно предложить ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, спросить где по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет, измерив воду литровой банкой. Уточнить, сколько литров воды оказалось в чашке и сколько в кастрюле.

Слайд 17

По дороге домой обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (они четные и нечетные), выяснить где встречаются многозначные числа (в телефонных номерах, номерах домов); рекомендуем приобрести для ребенка игры с цифрами, например, «Пятнашки», «Шестнадцать» и т.д. Напоминаем, чтобы дома родители обращали внимание детей на то, в какое время по телевизору идут детские передачи. Отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, поручать следить за их приближением. Советуем дома с детьми измерять длины с помощью линейки (подоконник, стол и др.), рисовать отрезки.

Слайд 19

Зима Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр

В статье раскрыт опыт работы  по развитию математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр, представлены игры, раскрыто понятие математическая способнос...

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к ком...

Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Инновационные методы воздействия в деятельности педагога являются перспективным средством воспитания и обучения детей. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств обучения и помогают достигать ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема; «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников. Задачи:Оказать педагогич...