Тема: «Русские народные сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель:Создать условие для знакомства с величайшим богатством русской народной культуры –сказками.
Задачи:
1)Закреплять знания о жанровых особенностях русской сказки.
2)Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок (зачин, кульминация, концовка).
3)Учить замечать и использовать при пересказе выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).
4)Учить выразительно передавать диалоги персонажей.
5)Развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей;
6) Работать над совершенствованием фразовой речи:
-строить распространённые предложения в соответствии с прав
илами управления и согласования;
-умение говорить чётко, ритмично, договаривая окончания слов.
7) Учить детей самостоятельно составлять анализ сказки на основе построения наглядной модели.
8) Учить детей создавать воображаемые образы и отбирать замест
ители для
обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям,
подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.
9) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки .Используемые виды моделей:
–сериационный ряд (сказка «Колобок»);
-двигательное моделирование (сказка «Три медведя»);
-временно-пространственное моделирование (сказка «Заюшкина избушка»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 11
Тема: «Русские народные сказки»
Цель:Создать условие для знакомства с величайшим богатством русской народной культуры –сказками.
Задачи:
1)Закреплять знания о жанровых особенностях русской сказки.
2)Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок (зачин, кульминация, концовка).
3)Учить замечать и использовать при пересказе выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).
4)Учить выразительно передавать диалоги персонажей.
5)Развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей;
6) Работать над совершенствованием фразовой речи:
-строить распространённые предложения в соответствии с прав
илами управления и согласования;
-умение говорить чётко, ритмично, договаривая окончания слов.
7) Учить детей самостоятельно составлять анализ сказки на основе построения наглядной модели.
8) Учить детей создавать воображаемые образы и отбирать замест
ители для
обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям,
подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.
9) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки .Используемые виды моделей:
–сериационный ряд (сказка «Колобок»);
-двигательное моделирование (сказка «Три медведя»);
-временно-пространственное моделирование (сказка «Заюшкина избушка»).
Материал и оборудование:
настольные театры, крупные иллюстрации к сказкам, маски, костюмы персонажей-животных, игрушка Колобок, наглядные модели к
сказкам.
Приемы и методы:
Сюрпризный момент, беседа с детьми, показ иллюстраций,
игровые приемы, дидактическая игра «Охарактеризуй героев», использование
наглядного моделирования при анализе сказок, драматизация.
Ход занятия:
Приветствие № 8
Артикуляционная гимнастика (по выбору детей)
Воспитатель:
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я знаю, что вы очень
любите сказки.
Хотели бы вы попастьв страну сказок? Для этого нужно произнести волшебное заклинание, повторяйте за мной:
Сказки правят волшебством,
Много в них чудесных снов,
Там волшебные тропинки,
Там есть присказки, былинки,
Сказка, сказка, отзовись, поскорее нам явись!!!
А теперь закройте глаза, повернитесь направо, хлопните в ладоши три раза,
топните ногами
три раза. Ну вот,мы и очутились в стране сказок.
Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
(быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды).
Какие
виды сказок вы знаете?
(авторские сказки и народные сказки).
Чем они отличаются друг от друга?
(авторские сказки пишет писатель, а народные составляет народ).
Ребята, а на какие виды еще делятся сказки?
(сказки о животных, волшебные сказки,бытовые сказки).
По какому признаку они различаются?
(в сказках о животных главными героями являются животные, они приобретают человеческие черты; каждый герой наделен человеческим характером.В волшебных сказках происходятчудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения.
Действие бытовой сказки разворачивается в повседневной жизни).
Ребята, еще нам нужно вспомнить, на сколько частей делится
сказка, какие это части?
(начало –зачин сказки, середина –кульминация сказки, конец –концовка сказки).
(в зачине упоминаются некоторые герои сказки.
В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.
В концовке мы узнаем чем сказка закончилась).
Какие вы помните зачины, концовки?
Ребята, но продолжать беседовать мы будем не по всем сказкам, а
толькопорусским народным.
Обратите внимание на картинную галерею, посмотрите, как художники-иллюстраторы изображаютв своих рисунках сказочных персонажей.
Каких вы знаете детских художников?
Назовите мне знакомые вам русские народные сказки.
Какие животные часто встречаются в русских народных сказках?
(лиса, волк, заяц, медведь, мышка, петух, журавль).
Дид.игра
«Охарактеризуй героев»
Какая лиса в сказках?
(Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).
А какой зайчик?
(Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка).
А петушок какой?
(смелый, храбрый, хороший, красивый).
А волк какой?
(злой, сильный, коварный, бессердечный,
глупый).
А медведь?
(неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).
Ребята, в нашей стране сказок мне сегодня повстречался, а кто,
вы сейчас угадаете:
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился...(колобок)
Правильно, ребята, это колобок.
Он приглашает нас в кружок.
Физкультминутка
Жил да был Колобок.
На печи он спать не мог,
И на месте не сидел
–
У него ведь много дел:
Прыгать с зайкой по дорожкам,
Уносить от волка ножки,
С мишкой по лесу бродить,
В чаще средь ветвей кружить,
То тропинка узкая,
То тропа широкая,
Колобок за мишкою
Ножка в ножку топает.
С боку на бок покачаться,
За день надо все успеть
И лису не проглядеть.
Ребята, но с Колобком случилось несчастье. Дело в том, что он
катился-катился по тропинке и выкатился из своей сказки. Поможем
емупопасть обратнов свою сказку?
Молодцы, ребята!
Тогда можно смело отправляться в путешествие.
Вот мы и прибыли в первую сказку.
Давайте послушаем героев этой сказки и
попробуем ее отгадать.
Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идет дымок... Славный вышел теремок!
Все разумно, все толково и почти уже готово!
Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лед. Пусть завидует народ!
Все на солнышке искрится, я –Лисичка-мастерица!
Кто догадался, какая это сказка?
(«Заюшкина избушка»).
О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?
(Выкладывается модель сказки).
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
-сказка о животных.
Главные герои сказки –лиса и заяц.
Это сказка о том, как лиса обманула зайца, поселилась в его
избушке, а зайчика выгнала. Зайцу пытались помочь животные: собаки, медведь, бык, но не смогли. Самым храбрым оказался Петушок, он помог выгнать лису. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили
–были лиса и заяц», концовка «Стали они жить поживать, да добра наживать»).
Кто запомнил разговор зайчика с петушком и может повторить его?
Дети разыгрывают драматизацию диалога Зайца, Петуха и Лисы.
Молодцы, ребята! Отправляемся в следующую сказку, слушайте
загадку:
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»).
О чем говорится в этой сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?
(Выкладывается модель сказки).
Русская народная сказка –«Три медведя»
-сказка о животных. Главныйгеройсказки –девочка Машенька. Это сказка о том, как Машенька заблудилась в лесу и набрела на избушку, в которой жили три медведя.
В избушке девочка сначала оказалась в столовой, затем в спальне. Она пыталась найти для себя удобное место за столом и удобную кровать, на которой заснула. Когда медведи пришли домой, то обнаружили беспорядок и спящую девочку. Девочка проснулась и убежала.
Кто запомнил разговор
трех медведей и может повторить его?
Дети разыгрывают драматизацию диалога трёх медведей.
Отправляемся дальше в путешествие, ну вот мы и прибыли в последнюю сказку.
Угадайте, какая это сказка?
Кто румян был и горяч?
Кто катился, словно мяч?
Кто был круглым, как клубок?
Кто же это?
–(колобок)
Что вы можете сказать об этой сказке?
((Русская народная сказка
–«Колобок»
-сказка о животных. Главные герои сказки
–колобок и лисица. Это сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобка и «положила на окошко студиться».А колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, ему повстречались разные звери (медведь, заяц, волк). Все звери хотели съесть колобка, но он пел им песенку и звери его отпускали. Самой хитрой оказалась лиса, она обманула колобка и съела его. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили-были старик со старухой», заканчивается сказка словами «А лиса
его –ам! –и съела».
Дети разыгрывают драматизацию диалога лисы и колобка.
Помогли мы Колобку попасть в свою сказку? Ребята, не огорчайтесь, что лиса съела колобка, бабушка нового колобка и спечет и сказка
повторится! Вам понравилось путешествовать по сказкам? В каких сказках мы сегодня побывали? Какие это сказки?
(добрые, хорошие,поучительные).
В благодарность Колобок оставил вам гостинцы.
В мире много сказок волшебных,
И прожить на свете нам нельзя без них,
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро на веки побеждает зло!!!
Вот и нашему путешествию конец
–кто нас слушал молодец.
Предлогаю сейчас поиграть в игру «Салки догонялки»
Ребята куда мы сегодня с вами совершили путешествие?
Что бы было трудно?
Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности.Область "Коммуникация"Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка".
Ознакомление детей с русской народной сказкой "Хаврошечка" с использованием элементов сказкотерапии....
НОД по развитию речи Тема: «Составление описаний персонажей сказки « Теремок». Лексическая тема: « Русские народные сказки»
Данная НОД разработана для детей средней группы проведена в рамках работы по проекту "Путешествие по сказкам". Разработка предполагает использование нового информационного оборудования (интерактивная ...
Музыкально - оркестровая сказка, на тему русской народной сказки "Пых". Моя разработка.
Музыкально – оркестровая сказка «Пых».Для детей средних групп.Ведущий (Музыкальный руководитель).Эту сказку ты прочтёшьТихо, тихо, тихо…Жили – были серый ёжИ его ежиха.Серый ёж был очень тих,И е...
Развлечение по теме :"Русские народные сказки". "В гостях у сказки" средняя группа.
Развлечение для средней группы....
КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»).
Коза Дереза(СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»)....
КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»).
КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»)....
занятие по развитию речи в младшей группе на тему «Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Пересказ с помощью теневой сказки.
Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; Помочь детям усвоит...