Конспект НОД по познавательной деятельности "Наступает весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста по лексической теме "Весна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_nastupaet_vesna.docx | 261.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Конспект НОД по познавательной области
в средней группе на тему:
«Наступает весна».
Подготовила: Рязанова Н. В., воспитатель
первой квалификационной категории
г. Еманжелинск
- г.
Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
- закреплять характерные признаки весны
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи
- обогащение и активизация словаря по теме «Весна»
- совершенствовать грамматический строй речи
- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и связную речь
- развивать слуховое внимание и логическое мышление
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику
- развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней
- формировать умение работать в коллективе
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.
Методы и приемы:
- Игровые
- Словесные
- Слушание музыки
- Наглядные
Материалы и оборудование: картина «Грачи прилетели», «Ранняя весна», мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц, диких животных и их детёнышей, картинка подснежника, звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса», конверт.
ХОД НОД:
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
(воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко! Здравствуй, ветерок, Солнечные зайчики, Быстрый ручеек! Здравствуй, ранняя трава, Здравствуй, свежая листва! Здравствуйте, ребята! Всех приветствуем сейчас, Очень рады видеть Вас! | Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук. На уровне груди движения кистями вправо-влево. Показывают ладошки на уровне груди. Трут ладонями друг о друга. Слова произносит воспитатель. |
Воспитатель: Ребята, для нас с вами сегодня в группу пришло письмо. (Воспитатель показывает конверт.)
Воспитатель: Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем, кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Лесные жители».
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами
И не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, а мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, слушать громко музыку, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать, разорять гнёзда, близко подходить к животным и птицам).
Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту).
Звучит звукозапись «Голоса леса».
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами на ту полянку. (Дети с воспитателем идут к ковру и садятся на стульчики.)
На мольберте вывешены картины «Грачи прилетели», «Ранняя весна».
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на эти картины (показывает картины). Какое время года изображено на картинах?
Дети: Весна.
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?
Дети: Солнце светит ярко, прогревает землю; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали.
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Первый месяц весны - март, второй месяц весны - апрель, третий месяц весны - май.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, все вы знаете.
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
Воспитатель: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это поют в лесу птицы. Давайте, посмотрим, какие птицы прилетели в лес.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело. Давайте их назовём. (Дети называют названия птиц - грач, дикая утка, ласточка, кукушка, скворец, журавль, снегирь).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Объясните почему. (Снегирь к нам прилетает зимой, а весной улетает). Я его уберу.
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: Перелётными.
Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными?
Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Воспитатель: Ну, а мы продолжаем своё путешествие по весеннему лесу.
Дети и воспитатель встают вкруг.
Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом, Лесом и весенним лугом, Мы походим на носках, А потом на пятках. Весело попрыгаем Как в лесу зайчатки. Прыг, скок, прыг, скок, Сели зайки под кусток. | Идут обычным шагом друг за другом. Идут на носках. Идут на пятках. Прыгают как зайчики . Присаживаются на корточки. |
Воспитатель: Ребята, на этой лесной полянке живут лесные звери. Посмотрите сколько их тут.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и встают полукругом. Дети называют животных – белка, лиса, волк, заяц, ёж, медведь.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.
Дети: У зверей линяет шерсть, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.
Воспитатель: Какие звери просыпаются весной?
Дети: Медведь, еж.
Воспитатель: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Воспитатель: Весной у лесных животных появляются детёныши, я предлагаю поиграть в игру.
Игровое упражнение «У кого кто?»
один | |||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … У белки -… У лося -… У кабана -… | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок бельчонок лосёнок кабанёнок | - - - - - - - - |
Воспитатель показывает картинку животного, дети проговаривают его детёныша.
Воспитатель: Ребята, молодцы!
Воспитатель: Ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?
Дети: Подснежники. (Показываю картинку с изображением подснежника).
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что они вырастают из-под снега.
Воспитатель: Ребята, а цветочек в лесу так хочется понюхать. А рвать его можно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.
Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»
1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Нам пора возвращаться в группу. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в группу, Полный радости и чуду! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Ребята вам понравилось наше путешествие в весенний лес.
Воспитатель: Давайте вспомним весенние изменения, которые происходят весной в лесу.
На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».
Мнемотаблица «Весна в лесу»
1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.
3 - Появляются проталины.
4 - Распускаются подснежники.
5 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
6 - Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж).
7 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.
8 - Весной у диких животных появляются детёныши.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Весна"
Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.)....
Конспект НОД по познавательному развитию «Весна-красна» во 2-ой младшей группе
Конспект НОД "Весна-красна"...
Конспект НОД по познавательному развитию "Весна пришла" в средней группе
Конспект НОД по познавательному развитию "Весна пришла" в средней группе...
Конспект НОД по познавательному развитию "Весна"
Для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект НОД по познавательному развитию «Весна» во второй младшей группе
Закрепить знания об изменениях весной, о признаках весны....
Конспект НОД по познавательному развитию «Весна» во II младшей группе
Конспект разработан для второй младшей группы. Обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной....
Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)
Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)...