Мультстудия, как область интеграции речевого и художественного развития детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи

Чарганцова Анастасия Анатольевна

Взаимосвязь творческого и речевого развития.  Наряду с традиционными методами и приемами развития речи у дошкольников,  я активно использую мультипликацию. А именно создание авторских мультфильмов, совместно с педагогом и детьми- главный плюс этого приема, что у ребенка остается сильная эмоционально-чувственная реакция, которую дети непосредственно выражают в виде речевого высказывания. Мультстудия - это полиморфная (многообразная) деятельность. Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.  Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Занятия мультипликацией помогают формировать у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, даря ему положительный заряд, энергию и желание достигать новых высот, так как ребёнок создаёт историю, оживляет героев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multstudiya_kak_sredstvo_integratsii_.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад "Золотой петушок"

Мультстудия, как область интеграции речевого и художественного развития детей дошкольного возраста.

Выполнил: воспитатель первой

квалификационной категории

Чарганцова А.А

Мультипликация (от лат. multiplicatio-умножение) – вид киноискусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков (в том числе составных) – для рисованных фильмов или отдельных театральных сцен – для кукольных фильмов, в результате чего при показе на экране у зрителей возникает эффект одушевления персонажей, иллюзия их движения. В искусстве мультипликацией (анимацией) называют разновидность искусства, как правило, использующую технологию мультипликации как основной элемент творчества.

Мультстудия - это полиморфная (многообразная) деятельность. Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.  Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Занятия мультипликацией помогают формировать у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, даря ему положительный заряд, энергию и желание достигать новых высот, так как ребёнок создаёт историю, оживляет героев.

Рассмотрим взаимосвязь творческого и речевого развития.  Наряду с традиционными методами и приемами развития речи у дошкольников,  я активно использую мультипликацию. А именно создание авторских мультфильмов, совместно с педагогом и детьми- главный плюс этого приема, что у ребенка остается сильная эмоционально-чувственная реакция, которую дети непосредственно выражают в виде речевого высказывания.  

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

Речевое развитие- вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Основные техники в мультипликации.

  1. Рисованная. Не самая сложная в работе, но самая сложная, в производственном плане, техника. Требует много специалистов разных направлений, много всевозможных материалов, помещений, оборудования. В классическом варианте: рисуется на кальке, потом контуруется на целлулоиде, раскрашивается заливочной краской, снимается на пленку. Это в классическом варианте. В наше время вся обработка изображения происходит в компьютере, в специальных программах. Так проще и дешевле.

    2. Кукольная. Это вторая по сложности техника А по популярности у мультипликаторов "до компьютерного периода" на первом! Это объясняется простотой и технологичностью производства: небольшая мастерская для изготовления персонажей и макетов, помещение для съемки, немного оборудования и несколько человек. В классическом варианте: объекты, перемещающиеся в трехмерном пространстве. Прежде всего куклы на шарнирах, но и любые другие реальные предметы тоже годятся. Я думаю, разъяснения здесь излишни.
    Компьютерным аналогом кукольной мультипликации является 3D анимация.

    3. Перекладка. В классическом варианте: это плоские объекты, перемещающиеся на плоскости, в двухмерном пространстве. Обычно двигают на стекле, что б можно было фон под стекло подставить. Стеклянных плоскостей может быть много – многоярусный станок, что создавать иллюзию пространства – передний план, средний, дальний, фон.

    4. Пластилиновая. Технология достаточно известна и популярна – это может быть как вариант кукольной мультипликации, а может быть и тотальная, когда все меняется и трансформируется.
    Эту технику можно сымитировать в 3D программах.

    5. Сыпучие материалы. Мультипликатор под камерой, по кадру, создает движение из песка, опилок, кофе, чая… Чего только мультипликаторы не пробовали двигать под камерой по кадру!


    6. Ожившая живопись. Вариант первый: художник пишет картину, например, маслом прямо под съемочной камерой и время от времени фиксирует на пленке промежуточные этапы. Зритель, как бы становится свидетелем рождения картины.


    Компьютерную анимацию я выношу за скобки, поскольку это всего лишь новые технологии помогающие мультипликаторам добиться более качественного результата меньшей кровью.

    Компьютер имитирует, как правило, те техники, которые уже существовали раньше. А зрителю, обычно, все равно при помощи каких технологий и средств это сделано. Главное что б интересно было!

Что же требуется для создания самой простой анимации. Частая смена кадров, изображающих последовательное действие, является главным секретом всех мультфильмов. Этот нехитрый фокус можно создать с детьми из поделок, рисунков, как пособие, помогающее прочувствовать специфику анимации.

Для создания анимационной студии понадобится некоторое оборудование:

цифровой фотоаппарат

штатив

компьютер

искусственные источники света

ватман, использующийся в качестве фона

ватман, использующийся в качестве фона

стол

материал для изготовления анимационных персонажей (Краски, карандаши, пластилин, бумага).

Ценность мультфильмов заключается не столько в технике их создания, сколько в идее, которую автор хочет донести до своего зрителя. Это правило не теряет своей актуальности даже в том случае, если ваш будущий «шедевр» предназначен всего лишь для семейного или дружеского просмотра.

Поэтому прежде чем начать снимать мультфильм нужно:

 - продумать его сюжет;

– разработать небольшой сценарий;

– определиться со стилистической направленностью работы.

Этапы работы.

В начале проекта проводятся вводные беседы «Кто и как создает мультфильмы», «Мои любимые мультфильмы и тайны мультипликации». С помощью бесед, рассматривания картин, знакомства с профессиями мультипликаторов дается более широкое, красочное и доступное объяснение воспитанникам о том, как создаются мультфильмы, что позволяет активизировать интерес и желание детей участвовать в их создании. Кроме того, происходит накопление опыта и впечатлений.

Включается прослушивание аудио-сказок, а также использование в работе разных видов театра (пальчиковый, перчаточный, теневой, деревянный, плоскостной, кукольный), что приближает воспитанников к театральному искусству и миру актеров. Ведь мультипликаторы - те же актеры: чтобы увидеть, почувствовать их деятельность, необходимо окунуться в нее с головой. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Просматривание российских мультфильмов различных видов мультипликации: рисованных, кукольных, пластилиновых. Беседа по содержанию и виду мультипликации. Определение характеров героев.

Разработка сюжета.

В этом блоке дети совместно с воспитателем выбирают сказку, проговариваются вместе с детьми элементы завязки, развития и развязки.

Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Результатом работы на данном этапе становится выработка единого мнения в выборе сказки для мультипликационного фильма.

Проводится работа по составлению портрета героев выбранной сказки, отрабатываются диалоги.

В совместной деятельности дети совместно с педагогами составляют сценарий будущего мультипликационного фильма.

На следующем этапе проводится работа над выразительностью речи героев, создание декораций, изготовление самих героев.- творчество.

Юные мультипликаторы.

В беседах с детьми расширялись и обобщались представления детей об окружающем предметном мире, о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых в профессии мультипликатора.

Работа детей в качестве художников и аниматоров тоже имела свой мощный потенциал для развития их речи. Посредством традиционных и нетрадиционных приёмов и методов, используемых при создании мультфильма, совершенствуется мелкая моторика ребёнка. Традиционными методами развития мелкой моторики являются разнообразные приёмы лепки из пластилина, которые используются при создании плана, декораций и персонажей мультипликационного фильма.

Нетрадиционным методом является работа с персонажами при съёмке самого мультфильма.

Изготовление совместно с ребёнком персонажа сказки, декораций для мультфильма.

Озвучивание.

Дети с выражением проговаривают текст, который в дальнейшем звучит на фоне происходящего действия, учатся выразительно говорить и озвучивать своих героев. Для развития дикции и владения голосовым аппаратом дети выполняют упражнения «Эхо», «Листочки», «Салют». Данные упражнения способствуют формированию правильной, четкой, понятной, образной и красивой речи.

Чистоговорки, используемые перед произношением слов, также помогают воспитанникам настроиться на правильное воспроизведение своего небольшого по объему текста. Расширяется словарный запас детей, происходит их эмоционально – чувственное раскрепощение, находящее свое выражение в речевых высказываниях, продолжает формироваться культура речи, развивается творческий потенциал, повышается уровень речевого развития в целом.

На разных этапах создания мультфильма развивались и различные компоненты речевой деятельности: и грамматическая сторона речи, смысловая, звуковая, лексическая, а в целом – и их коммуникативные способности.

развивались у детей отдельные компоненты звуковой культуры речи:

- автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;

- воспитывать умение регулировать силу и громкость своего голоса;

- воспитывать речевой слух детей;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать общие речевые навыки;

- развивать просодическую сторону речи;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

При озвучивании мультипликационного фильма детьми обращается внимание на правильность речи: ясность и простоту высказывания, соответствие речи ситуации, звукопроизношение, интонацию, эмоциональное сопровождение.

Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.

Монтаж мультфильма

В основном это ложиться на педагога, но и дети могут принимать участие, обосновывая свой выбор.

Презентация.

Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей.

Дети, участвуя в работе, сами создают героев мультфильма, приобретают навыки совместной работы. В ходе занятий нормализуются звукопроизношение, слоговая структура, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи и фонематическое восприятие, развивается связная речь.

Развивающие возможности дидактической мультипликации настолько широки, что  охватывают не только образовательные области речевого направления. Авторская детская мультипликация является универсальным средством обучения, развития и воспитания детей. Это соответствует целостному характеру мировосприятия ребёнка, в сознании которого мир не разделён на предметные области. Таким образом, в процессе создания мультфильма происходит переплетение всех образовательных областей. Можно смело сказать о том, что в этой деятельности интегрируются все образовательные области программы дошкольного образования.

Про то, насколько успешно создание собственных мультипликационных фильмов влияет на развитие когнитивных процессов у ребёнка (память, внимание, воображение) и говорить, излишне. Таким образом, переоценить развивающий, коррекционный потенциал дидактической мультипликации невозможно.

Практическая часть.

Процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей и других специалистов дошкольного учреждения, который включает в себя несколько этапов:

На первом этапе, когда было принято решение создавать мультфильмы, мы вместе с детьми изучили саму профессию мультипликатора.

Возникновение идеи. Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов берется из жизни, чтения произведений художественной литературы, просмотра телепередач и других источников.

В данный момент вам предлагается опробовать тематику какую выбрали дети- Мое имя.

На этом этапе проявился познавательный интерес детей, они самостоятельно и при помощи взрослого изучали профессии мультипликатора, сценариста, художника-постановщика, а также узнали много нового о создании самого мультфильма. Когда дети поняли, что такое мультипликация, мы приступили ко второму этапу.

Разработка сюжета мультфильма. На данном, достаточно длительном этапе, дети с помощью взрослых (воспитателей, родителей) продумывают, сочиняют сюжет будущего мультфильма и затем обсуждают его. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.

Создание героев. Мы из пластилина лепим каждую букву имени. Проговаривая моменты предусмотренные в задачах занятия. Каждый ребенок принял решение, персонажа. Определение характерных моментов у каждой буквы.

Съёмка мультфильма. Преимущественно в этот период идет работа руководителя студии с малыми подгруппами детей, при этом используется достаточно простая и доступная техника перекладки.

Озвучивание мультфильма. Во время озвучивания придумываются и воплощаются перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается или сочиняется музыка. Подбор музыки для будущего мультфильма. Музыка позволяет создавать более яркие образы, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей во время работы, концентрацию внимания. Важно было подобрать совместно с детьми такую музыку, чтобы она создавала определенное настроение, эмоциональное видение героев сказки,

Монтаж. В присутствии детей руководитель студии монтирует все части мультфильма вместе.

Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его.

Результатом творческой коллективной деятельности становятся мультики-перекладки, которые настолько интересны и самобытны, что воспринимаются как полноценные произведения искусства.

Таким образом, мультипликационная студия является универсальным образовательным пространством, внутри которого, благодаря особой системе взаимоотношений взрослых и детей, происходит целостное развитие личности ребенка, раскрытие внутреннего мира каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня художественного развития детей дошкольного возраста.

Диагностика уровня художественного развития детей дошкольного возраста.АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕАНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСК...

Проект Художница природа интеграция экологического и художественного образования детей дошкольного возраста

Интегрированная образовательная деятельность экологического и художественного образования детей среднего дошкольного возраста способствует развитию творчества и экологической воспитанности, формирует ...

Интеграция речевого и экологического образования детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС

- Развитие связной речи;- Развитие словаря;- Освоение грамматически правильной речи;- Освоение звуковой культуры речи;- Подготовка к обучению грамоте....

Педагогический проект по интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста

laquo;Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучия.... (Концепция дошкольного воспитания)Данный материал может быть полез...

Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста

Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста          Идея интеграции основана на том, что в процессе освоени...