Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста
статья по математике (подготовительная группа)

Махалова Наталья

 

Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста

          Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п.), анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.А. Смоленцевой и др.

         В данном аспекте А.А. Смоленцева разработала технологию обогащения экономических представлений у дошкольников, основанные на интеграции с логико-математическим содержанием. Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.). В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах – расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически правильном поведении (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий.

          Подробные идеи интеграции представлены и в разработках А.Д. Шатовой, Е.А. Сидякиной и др.

          Методами и приемами, традиционно используемыми в практике детского сада, являются:

- ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства) и использование их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для освоения дошкольниками вычислительных действий;

- организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть – целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т.п.) в процессе сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (заварка чая - определение количества воды), замешивание теста, выпечка пирожных (какая формочка поместится большее число раз на пласте теста); деление торта на определенное количество гостей (установление зависимости и т.п.).

- использование сюжетно-ролевых игр, например, игры «Супермаркет» (другие варианты – «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне»), в которой представлены разные отделы супермаркета: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т.п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т.п.), осуществить взвешивание, завертывание и т.п. Используются касса, монеты и т.п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т.п.), и математические представления и умения.

              Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что интеграция очень важна в математическом и экономическом развитии детей дошкольного возраста, так как в процессе освоения экономических представлений востребованы разнообразные математические действия: дети считают, измеряют, вычисляют. Все это благоприятно влияет на умственное развитие ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста

          Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п.), анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.А. Смоленцевой и др.

         В данном аспекте А.А. Смоленцева разработала технологию обогащения экономических представлений у дошкольников, основанные на интеграции с логико-математическим содержанием. Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.). В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах – расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически правильном поведении (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий.

          Подробные идеи интеграции представлены и в разработках А.Д. Шатовой, Е.А. Сидякиной и др.

          Методами и приемами, традиционно используемыми в практике детского сада, являются:

- ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства) и использование их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для освоения дошкольниками вычислительных действий;

- организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть – целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т.п.) в процессе сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (заварка чая - определение количества воды), замешивание теста, выпечка пирожных (какая формочка поместится большее число раз на пласте теста); деление торта на определенное количество гостей (установление зависимости и т.п.).

- использование сюжетно-ролевых игр, например, игры «Супермаркет» (другие варианты – «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне»), в которой представлены разные отделы супермаркета: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т.п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т.п.), осуществить взвешивание, завертывание и т.п. Используются касса, монеты и т.п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т.п.), и математические представления и умения.

              Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что интеграция очень важна в математическом и экономическом развитии детей дошкольного возраста, так как в процессе освоения экономических представлений востребованы разнообразные математические действия: дети считают, измеряют, вычисляют. Все это благоприятно влияет на умственное развитие ребенка.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логико-математическому и экономическому развитию детей дошкольного возраста с элементами сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.Задачи:Продолжать формировать мыслительные операции   анализа и синтеза.Развивать воображение, сообразительность. Развивать умение кл...

Педагогический проект по интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста

laquo;Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучия.... (Концепция дошкольного воспитания)Данный материал может быть полез...

Статья: «Значение развивающих игр математического содержания для развития детей дошкольного возраста»

Программа разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельным и личностным подходом к проблеме интеллектуального развития детей дошкольного возраста.Актуальность темы:Программа «Дава...

Мультстудия, как область интеграции речевого и художественного развития детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь творческого и речевого развития.  Наряду с традиционными методами и приемами развития речи у дошкольников,  я активно использую мультипликацию. А именно создание авторских мультф...

Приемы сенсорной интеграции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребенка в осознании себя, а также окружающего мира, обспечивает развитие моторных, познавательных, сенсорных и досуговых умений ребенка. Нетрадицио...