Родителям в помощь "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Мишустина Елена Анатольевна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                    Венгер Л. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                    Венгер Л. А.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/17/s_5b9f69ea6a61e/951616_1.png

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. 

Возраст 6 -7 лет — самое благоприятное время для развития речи дошкольников.  

К моменту поступления ребенка в первый класс у  него должны быть сформированы такие компоненты речевой системы:

  • звукопроизношение,
  • фонематические процессы,
  • готовность к звукобуквенному  анализу и синтезу слова,
  • лексика,
  • грамматика,
  • связная речь.

Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки. Приходя в школу, он отчётливо произносить звуки в различных  словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 

Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет  доступны слова сложной слоговой структуры        (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе,

не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Состояние фонематических процессов. 

Это умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-да-та, сы-сы-зы и др., владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза.

Владение навыками звукового анализа и синтеза подразумевает:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложения».

Состояние словарного запаса 

К 7 годам у ребенка должен  быть  достаточный словарный запас. В своей речи он должен активно использовать существительные, прилагательные,  глаголы,  наречия,  антонимы (грустный – весёлый),  синонимы (лошадь, конь, жеребец, скакун),  числительные,  понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

Состояние грамматического строя. Ребенок должен уметь изменять существительные по падежам и числам; употреблять в речи предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными.

Следует обратить внимание на образование уменьшительно-ласкательная форма слова,  названий детёнышей животных; сложных слов; притяжательных и относительных прилагательных.

Состояние связной речи. 

К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки, составлять рассказ по картинке, составлять рассказ по серии картин, отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание на:

- понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);

- структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);

- лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Обратите внимание на: 

• Развитие мелкой моторики.

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях)

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация. У будущих первоклассников должна быть сформирована правильная мотивация обучения в школе, которая заключается в том, что ребёнка влечёт познание чего-то нового и интересного. Ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.

Развитие процессов внимания, памяти.

Развитие мышления. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.), выделение лишнего предмета с объяснением).

        

Есть несколько дополнительных рекомендаций, как лучше подготовить ребенка к школе:

  • Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного результата.
  • Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
  • Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро.   Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком. Ведь вы для него – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить       его, терпеливо, день за днём, помогайте ему преодолевать трудности!

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Консультация для родителей на тему: «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка не­обходимых школьных принад­лежностей, это функциональ­ное развитие ребенка, которое в дальнейше...

Консультация для родителей подготовительной группы "Речевая готовность ребенка к школе"

Дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и ...

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе

консультация для родителей будущих первоклассников...

Консультация для родителей "Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе?"

В этой консультации предоставлен перечень что могут сделать родители чтобы подготовить ребенка к школе по речевому развитию....