Родителям в помощь "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Возраст 6 -7 лет — самое благоприятное время для развития речи дошкольников.
К моменту поступления ребенка в первый класс у него должны быть сформированы такие компоненты речевой системы:
- звукопроизношение,
- фонематические процессы,
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слова,
- лексика,
- грамматика,
- связная речь.
Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки. Приходя в школу, он отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе,
не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Состояние фонематических процессов.
Это умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-да-та, сы-сы-зы и др., владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза.
Владение навыками звукового анализа и синтеза подразумевает:
- умение выделять звук на фоне слова;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
- называть слова с заданным звуком;
- уметь составлять слова из звуков;
- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложения».
Состояние словарного запаса
К 7 годам у ребенка должен быть достаточный словарный запас. В своей речи он должен активно использовать существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы (грустный – весёлый), синонимы (лошадь, конь, жеребец, скакун), числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
Состояние грамматического строя. Ребенок должен уметь изменять существительные по падежам и числам; употреблять в речи предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными.
Следует обратить внимание на образование уменьшительно-ласкательная форма слова, названий детёнышей животных; сложных слов; притяжательных и относительных прилагательных.
Состояние связной речи.
К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки, составлять рассказ по картинке, составлять рассказ по серии картин, отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание на:
- понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
- структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
- лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Обратите внимание на:
• Развитие мелкой моторики.
• Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях)
• Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, выполнять инструкции).
• Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
• Мотивация. У будущих первоклассников должна быть сформирована правильная мотивация обучения в школе, которая заключается в том, что ребёнка влечёт познание чего-то нового и интересного. Ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.
• Развитие процессов внимания, памяти.
• Развитие мышления. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.), выделение лишнего предмета с объяснением).
Есть несколько дополнительных рекомендаций, как лучше подготовить ребенка к школе:
- Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного результата.
- Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
- Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком. Ведь вы для него – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днём, помогайте ему преодолевать трудности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме «Речевая готовность ребенка к школе»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Консультация для родителей на тему: «Речевая готовность ребенка к школе»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейше...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Консультация для родителей подготовительной группы "Речевая готовность ребенка к школе"
Дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и ...
Памятка "Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе"
Памятка для родителей...
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе
консультация для родителей будущих первоклассников...
Консультация для родителей "Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе?"
В этой консультации предоставлен перечень что могут сделать родители чтобы подготовить ребенка к школе по речевому развитию....
- Мне нравится (2)