Консультация для родителей на тему: «Речевая готовность ребенка к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

  Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка не­обходимых школьных принад­лежностей, это функциональ­ное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школь­ной программой.

Функциональная готовность ребенка — стимуляция физи­ологических и психических процессов в его организме: раз­витие мелкой моторики паль­цев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и пони­мание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуаль­ная готовность, интерес к но­вому и навыки общения.

Дошкольный возраст явля­ется благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, кото­рые входят в число необходи­мых предпосылок формирова­ния учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

 - сильное желание учить­ся (созревание учебного моти­ва);

 - достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

 - способность к выполне­нию основных мыслительных операций;

 - достижение определен­ного уровня физической и психической выносливости;

 - развитие интеллектуаль­ных, моральных и эстетичес­ких чувств;

 - определенный уровень речевого развития (коммуни­кация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрос­лыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дис­циплинированным.

Формирование граммати­чески правильной, лексичес­ки богатой и фонетически чет­кой речи, дающей возмож­ность речевого общения и подготавливающей к обуче­нию в школе, — одна из важ­ных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо раз­витой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать во­просы, договориться со свер­стниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаи­моотношения с людьми и не­редко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией на­чинают осознавать дефекты своей речи, болезненно пере­живают их, становятся молча­ливыми, застенчивыми, раз­дражительными .

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок 
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 

 2. Полная сформирован­ность фонематических процес­сов, умение слышать и разли­чать, дифференцировать фоне­мы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звуко­вого состава речи: умение вы­делять начальный гласный звук из состава слова; анализ 
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять тер­мины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки глас­ный, согласный, звонкий, глу­хой, твердый, мягкий. Оцени­ваются умение работать со схе­мой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться раз­ными способами словообразо­вания, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласка­тельным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грам­матического строя речи: уме­ние пользоваться развернутой фразовой речью, умение рабо­тать с предложением; правиль­но строить простые предложе­ния, видеть связь слов в пред­ложениях, распространять предложения второстепенны­ми и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятель­но находить ошибки и устра­нять их; составлять предложе­ния по опорным словам и кар­тинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять само­стоятельно рассказ-описание.

К чему приводить не достаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематичес­кие процессы), как правило, заменяют и смешивают фоне­мы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недораз­вития звуковой стороны речи препятствует овладению навы­ками анализа и синтеза зву­кового состава слова и служит причиной появления вторично­го дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с на­рушениями произношения зву­ков может наблюдаться недораз­витие фонематических процес­сов и лексико-грамматических средств языка (общее недораз­витие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточ­ность фонематических процес­сов, их словарь ограничен, грам­матическое оформление устных высказываний изобилует спе­цифическими ошибками; са­мостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой те­матики характеризуется фраг­ментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препят­ствия при обучении грамотно­му письму и правильному чте­нию. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографичес­ких и синтаксических ошибок.

Основная задача родите­лей — вовремя обратить внимание на различные нару­шения устной речи своего ре­бенка, чтобы начать логопеди­ческую работу с ним до шко­лы, предотвратить трудности общения в коллективе и неус­певаемость в общеобразователь­ной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_uchitelya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: 

«Речевая готовность ребенка к школе»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 18 «Радуга» Долбина Д.В.

  Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка — стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

 - сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

 - достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

 - способность к выполнению основных мыслительных операций;

 - достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

 - развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

 - определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными .

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок 
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
 

 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ 
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

К чему приводить не достаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе» Рекомендую родителям "Развивающие компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет\'\'. Интеллектуальная готовность ре...

консультация для родителей "Что такое психологическая готовность ребенка к школе?"

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологичес...

Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»...

Консультация для родителей на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

      Поступление в первый класс — переломный момент в жизни ребенка. Как сложится новая жизнь ребенка, во многом зависит от того, насколько подготовился он к этому этапу з...

Консультация для родителей Что означает понятие "готовность ребенка к школе?"

Ваш ребенок скоро идет в школу. "А готов ли он?"- с волнением думают родители.Что включает в себя понятие "готовность к школьному обучению"? Детские псиологи выделяют несколько кри...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность ребенка к школе»

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, и прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способнос...