Методическая разработка
«Сенсорное развитие детей раннего возраста
посредством дидактических игр»
Подготовила Воспитатель
Маматкосимова Г.У
2022год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………….5
Актуальность……………………………………………………………….8
Формы и методы работы…………………………………………………..9
Предметно-развивающая среда…………………………………………..12
Современные педагогические технологии……………………………...15
Заключение………………………………………………………………..19
Литература………………………………………………………………...21
Приложения
Перспективный план
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Конспект совместного практического занятия с участием родителей и детей «Мастерство детских рук»
Интегративное занятие по Ф.Э.М.П. и сенсорному развитию «Заячья семейка»
Дидактические игры по формирование сенсорного эталона – форма «Большой, поменьше, маленький»
Пояснительная записка
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
Цель:
-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;
-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
Условия реализации: детские дошкольные учреждения.
Применение: о.о.д., дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.
Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.
Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Результативность использования данной методической разработки.
Принцип построения методической разработки:
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:
-будет подобран комплекс дидактических игр;
-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.
Ожидаемый результат:
-дети различают и называют основные цвета;
-различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, круг, квадрат, прямоугольник);
-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);
-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Введение.
В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.
Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.
Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего детства доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении шести лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету.
Сравнивая задачи по сенсорному воспитанию разных дошкольных образовательных программ («Детство», «Радуга», «Гармония развития», «Кроха» и др.) я поняла, что больше внимания уделяется развитию у детей представлений о форме и величине, а представления о цвете развиваются в рамках основных цветов. Поэтому считаю, что данная методическая разработка актуальна и необходима.
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Цели и задачи:
Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый;
- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;
- закреплять названия цветов в активной речи детей.
Развивающие:
- развивать цветовое восприятие детей;
- развивать у детей зрительную память;
- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;
- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;
- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.
Актуальность:
Специфика сенсорного развития и освоения содержания программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии
С возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определённое звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.
Дети второго – четвёртого года жизни ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.
Учитывая то, что у детей младшего дошкольного возраста такие психические процессы как внимание, память, непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, поведение и действия ситуативны, но ярко выражено стремление к деятельности, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игру и продуктивные виды деятельности. Задача взрослого – и организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребёнка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет, как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Например: яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши начинают проводить сравнение: снег белый как молоко, земля чёрная, как ночь и т. д.
Таким образом, ознакомление младших дошкольников с цветом должно осуществляться в разных видах деятельности через действия с предметами: игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.
Формы и методы работы:
- наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов);
- словесные (беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово);
- репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета;
-исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения), суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определённого цвета и т. д.
Работа с родителями:
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.
Беседа – метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.
Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.
Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.
Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.
Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.
Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.
Освоение детьми знаний осуществляется через систему деятельности.
Репродуктивная деятельность:
Изучая цвет, воспитанники обследуют предмет, включая зрительные анализаторы. Они выполняют практические действия, упражнения – раскладывают (сортируют) предметы по цвету, выкладывают цветные дорожки и т. д. Таким образом, у воспитанников развивается цветовосприятие, цвет закрепляется через выполнение упражнений.
Поисковая деятельность:
В процессе образовательной деятельности перед воспитанниками ставится проблема, которую они должны решить, т. е., они оказываются в ситуации поиска. Во время поисковой деятельности создаётся атмосфера сотрудничества. Главную роль на себя берёт воспитатель. Он руководит ситуацией. Воспитанники учатся быть внимательными, находчивыми, любознательными. Учатся сравнивать и наблюдать.
Творческая деятельность:
Образовательная деятельность воспитанников строится с учётом их интересов, где бы они себя чувствовали «творцами». Больше всего творчество воспитанников проявляется в рисовании, где они имеют возможность экспериментировать с цветом, познают разнообразный мир красок. У детей развивается воображение, творчество, совершенствуется представление о цвете.
В процессе обучения ребёнок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились – сенсорными эталонами, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила, даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.
В работе по сенсорному развитию детей используются игры в разные периоды режимных моментов – это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду и в вечернее время.
Создание предметно-развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников.
Особое внимание а педагогическом процессе уделяется созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно-0ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Для сенсорного развития детей оборудован сенсорный уголок. При организации уголка надо учитывать следующие критерии:
-доступность;
-безопасность;
-эстетичность;
-соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.
Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.
Для развития тактильных ощущений используется природный и бросовый материал: шишки, камушки, фасоль, пластиковые пробки и т. д. Способы применения указанных материалов не ограничиваются фантазией только педагога, но и детей.
Для развития осязания используются образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды тканей и бумаги; мешочки с разными наполнителями.
Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов используются дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Найди на ощупь» и т. д.
Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков. Также дети играют в музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чём играю», «Угадай, где звенит?». Кроме того, используется ноутбук для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.
Для развития обоняния применяются свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены саше с различными запахами (мята, кофе). С дошкольниками проводятся игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».
В центре активности размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:
-игры на представление о цвете: («Мозаика», «Посади бабочку на цветок», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);
-о форме: («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);
-о величине предметов («Собери матрёшку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).
Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.
Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.
Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов и размеров, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.
В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.
Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит).
Материал для игр размещён в доступных местах. В каждой зоне достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.
Таким образом, условия созданные в группе, способствуют:
-стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);
-развитию мелкой моторики рук ребёнка;
-стимуляции двигательной активности;
-активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия;
-снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;
-повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Такая организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребёнка и способствует его благоприятному развитию.
Аттестация
Курсы
Конкурсы
Дискуссии
Участники
Методические разработки
Войти на сайт
Поиск по сайту
Отправить
Библиотека▪Учебно-методические материалы▪Методические указания и рекомендации
Материал опубликовала
Елена Николаевна Савельева26
Очень люблю свою работу...
Россия, Татарстан респ., село Потапово-Тумбарла
4#Учебно-методические материалы #Методические указания и рекомендации #Педагог дополнительного образования #Воспитатель #Психолог #Логопед #Музыкальный руководитель #Дошкольное образование
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 115.88 Кбайт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Потапово-Тумбарлинский детский сад» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Методическая разработка
«Сенсорное развитие детей раннего возраста
посредством дидактических игр»
Подготовила: Савельева Е. Н.
Воспитатель I квалификационной категории
2021 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………….5
Актуальность……………………………………………………………….8
Формы и методы работы…………………………………………………..9
Предметно-развивающая среда…………………………………………..12
Современные педагогические технологии……………………………...15
Заключение………………………………………………………………..19
Литература………………………………………………………………...21
Приложения
Перспективный план
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Конспект совместного практического занятия с участием родителей и детей «Мастерство детских рук»
Интегративное занятие по Ф.Э.М.П. и сенсорному развитию «Заячья семейка»
Дидактические игры по формирование сенсорного эталона – форма «Большой, поменьше, маленький»
Пояснительная записка
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
Цель:
-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;
-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
Условия реализации: детские дошкольные учреждения.
Применение: о.о.д., дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.
Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.
Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Результативность использования данной методической разработки.
Принцип построения методической разработки:
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:
-будет подобран комплекс дидактических игр;
-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.
Ожидаемый результат:
-дети различают и называют основные цвета;
-различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, круг, квадрат, прямоугольник);
-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);
-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Введение.
В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.
Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.
Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего детства доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении шести лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету.
Сравнивая задачи по сенсорному воспитанию разных дошкольных образовательных программ («Детство», «Радуга», «Гармония развития», «Кроха» и др.) я поняла, что больше внимания уделяется развитию у детей представлений о форме и величине, а представления о цвете развиваются в рамках основных цветов. Поэтому считаю, что данная методическая разработка актуальна и необходима.
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Цели и задачи:
Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый;
- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;
- закреплять названия цветов в активной речи детей.
Развивающие:
- развивать цветовое восприятие детей;
- развивать у детей зрительную память;
- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;
- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;
- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.
Актуальность:
Специфика сенсорного развития и освоения содержания программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии
С возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определённое звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.
Дети второго – четвёртого года жизни ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.
Учитывая то, что у детей младшего дошкольного возраста такие психические процессы как внимание, память, непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, поведение и действия ситуативны, но ярко выражено стремление к деятельности, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игру и продуктивные виды деятельности. Задача взрослого – и организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребёнка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет, как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Например: яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши начинают проводить сравнение: снег белый как молоко, земля чёрная, как ночь и т. д.
Таким образом, ознакомление младших дошкольников с цветом должно осуществляться в разных видах деятельности через действия с предметами: игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.
Формы и методы работы:
- наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов);
- словесные (беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово);
- репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета;
-исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения), суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определённого цвета и т. д.
Работа с родителями:
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.
Беседа – метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.
Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.
Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.
Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.
Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.
Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.
Освоение детьми знаний осуществляется через систему деятельности.
Репродуктивная деятельность:
Изучая цвет, воспитанники обследуют предмет, включая зрительные анализаторы. Они выполняют практические действия, упражнения – раскладывают (сортируют) предметы по цвету, выкладывают цветные дорожки и т. д. Таким образом, у воспитанников развивается цветовосприятие, цвет закрепляется через выполнение упражнений.
Поисковая деятельность:
В процессе образовательной деятельности перед воспитанниками ставится проблема, которую они должны решить, т. е., они оказываются в ситуации поиска. Во время поисковой деятельности создаётся атмосфера сотрудничества. Главную роль на себя берёт воспитатель. Он руководит ситуацией. Воспитанники учатся быть внимательными, находчивыми, любознательными. Учатся сравнивать и наблюдать.
Творческая деятельность:
Образовательная деятельность воспитанников строится с учётом их интересов, где бы они себя чувствовали «творцами». Больше всего творчество воспитанников проявляется в рисовании, где они имеют возможность экспериментировать с цветом, познают разнообразный мир красок. У детей развивается воображение, творчество, совершенствуется представление о цвете.
В процессе обучения ребёнок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились – сенсорными эталонами, для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила, даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.
В работе по сенсорному развитию детей используются игры в разные периоды режимных моментов – это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду и в вечернее время.
Создание предметно-развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников.
Особое внимание а педагогическом процессе уделяется созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно-0ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Для сенсорного развития детей оборудован сенсорный уголок. При организации уголка надо учитывать следующие критерии:
-доступность;
-безопасность;
-эстетичность;
-соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.
Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.
Для развития тактильных ощущений используется природный и бросовый материал: шишки, камушки, фасоль, пластиковые пробки и т. д. Способы применения указанных материалов не ограничиваются фантазией только педагога, но и детей.
Для развития осязания используются образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды тканей и бумаги; мешочки с разными наполнителями.
Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов используются дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Найди на ощупь» и т. д.
Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков. Также дети играют в музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чём играю», «Угадай, где звенит?». Кроме того, используется ноутбук для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.
Для развития обоняния применяются свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены саше с различными запахами (мята, кофе). С дошкольниками проводятся игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».
В центре активности размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:
-игры на представление о цвете: («Мозаика», «Посади бабочку на цветок», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);
-о форме: («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);
-о величине предметов («Собери матрёшку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).
Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.
Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.
Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов и размеров, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.
В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.
Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит).
Материал для игр размещён в доступных местах. В каждой зоне достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.
Таким образом, условия созданные в группе, способствуют:
-стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);
-развитию мелкой моторики рук ребёнка;
-стимуляции двигательной активности;
-активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия;
-снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;
-повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Такая организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребёнка и способствует его благоприятному развитию.
Современные педагогические технологии:
Технология игрового обучения строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребёнком того или иного предметного содержания:
умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
умение сотрудничать в группе;
умение занимать позицию в дискуссиях и выражать своё собственное мнение;
умение прислушиваться к мнению коллектива в процессе командной работы над проектом при разработке интерактивной игры, презентации, видеоролика.
Лежит в основе обучения - игровая задача, правила, игровая деятельность и результат.
Помогают создавать атмосферу творчества, эмоционального комфорта и соблюдать личностно-ориентированный подход обучения и воспитания.
Безусловно, этот уровень достижений ребёнка должен диагностироваться, а используемая педагогом методика должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Информационно-коммуникативные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:
идти в ногу со временем;
стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выбор компьютерных программ;
сформировать основы информационной культуры личности ребёнка;
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
исследовательский характер;
легкость для самостоятельных занятий детей;
развитие широкого спектра навыков и представлений;
возрастное соответствие;
занимательность;
Классификация программ:
развитие воображения, мышления, памяти;
говорящие словари иностранных языков;
простейшие графические редакторы;
игры-путешествия;
обучение чтению, математике;
использование мультимедийных презентаций.
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
недостаточная методическая подготовленность педагога;
неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
бесплановость, случайность применения ИКТ;
перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать отчёты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка. Ведущую роль здесь играет педагог. Данная технология используется при работе с детьми раннего возраста с учётом психологических и физических особенностей детей.
Здоровьесберегающие технологии.
Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни. Помогают сохранять и укреплять здоровье воспитанников. Их применение заключается в следующем:
в соблюдении СанПин;
в создании положительного эмоционального настроя и эмоциональных разрядок, в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с родителями:
консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях;
папки-передвижки;
личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы);
анкетирование;
совместные акции;
спортивные праздники, дни здоровья;
памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?», дни открытых дверей;
обучение родителей приёмам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы) и другие формы работы.
Заключение
Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как, многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенсетивен для развития восприятия.
Анализ проведённой работы показал, что в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);
активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);
отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-кирпичики или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Литература:
Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» - М.: «Просвещение», 2013 г.;
Э. Г, Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика – Синтез», 2013 г.;
Н. Ф. Губанова, «Развитие игровой деятельности». Система работы в первой младшей группе детского сада». – М.: «Мозаика – Синтез», 2010 г.;
Е. А. Янушко, «Сенсорное развитие детей раннего возраста» - Москва, «Мозаика – Синтез», 2011 г.
Интернет – ресурсы:
https:// infourok.ru