«Заучивание русской народной песенки «Тень, тень – потетень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

формирование навыка выразительного чтения; упражнение в правильном и отчетливом произнесении звуков; привитие любви к устному народному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Заучивание русской народной песенки

 «Тень, тень – потетень»

средняя группа

Программное содержание:

1. формирование навыка выразительного чтения;

2. упражнение в правильном и отчетливом произнесении звуков;

3. привитие любви к устному народному творчеству.

Предварительная работа: чтение потешек, народных песенок, изготовление наглядного  материала, подбор физкультминутки.

Материал к занятию: котик (игрушка), звукозапись, платок и одежда «бабушки».

Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, прямые указания, игровые методы и приёмы.

Формы работы: индивидуальная и групповая

Технологии: здоровьесберегающая, личностно - ориентированная, игровая.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

  1. постановка цели и мотивации деятельности детей: котик.
  2. активизации деятельности детей в процессе ОД:  беседа, создание развивающей среды, игры, анализ и выводы.
  3. организации практической деятельности детей:
  4. поддержки интереса у детей: чередование смены вида деятельности в течение занятия.
  5. оценки и самооценки: взаимопомощь детей, поощрение, совместная оценка.

Виды деятельности:

1. коммуникативная

2. игровая

3. продуктивная

Словарная работа: горница, плетень

Планируемые результаты:

- проявляет интерес к информации, которую получает во время общения;

-активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстником в решении игровых и познавательных задач;

 -умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

Ход НОД

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Примечание

Организационный момент

Создание мотива для деятельности детей, эмоциональный настрой.

В:Встали дружно  на лужок, сделали большой  кружок.

Ребята, попробуйте отгадать загадку о домашнем животном, слушайте внимательно и отгадаете, обязательно:

Он мяукал у дверей: «Открывайте мне, скорей! Очень холодно зимой». Кто же просится домой?

Кто догадался, о ком загадка? Молодцы, ребята, эта загадка о котике. А вот и он! Давайте им полюбуемся, какой же он красивый, пушистый! Котик, здравствуй! (кот здоровается с детьми) Котик грустный, как думаете, что у него случилось?

А почему ты такой грустный? Что у тебя случилось? Что приключилось?

К:Ребята, я пришёл сегодня к вам за помощью. Я вышел на минутку погулять, свежим воздухом подышать и потерялся, и совсем не помню, из какой я песенки (плачет). Помогите, ребята, вернуться мне домой, в мою песенку.

В: Ну, что ребята, готовы помочь нашему котику вернуться в песенку? Давайте сядем на  стулья.

Основная часть:

К: Но прежде, чем вы поможете найти мне из какой я песенки к вам пришёл, мы  с вами должны несколько заданий выполнить. Все готовы к испытаниям?

Дети вместе с педагогом

встают в круг

Отгадывают загадку

Рассматривают игрушку

Вступают в беседу, слушают рассказ кота

Садятся на стулья

Воспитатель создаёт игровую ситуацию для постановки цели: читает загадку о коте.

Активизирует внимание детей.

Побуждает на монологическую речь, высказывание своих мнений.

Постановка проблемной

Ситуации

Психологический эмоциональный настрой

при помощи игр

К: Ребята, а  какие песенки, потешки с моим участием  вы знаете? («Пошёл котик на Торжок», «Котя, котенька, коток», «Как у нашего кота», «Ходит кот по лавочке», «Ух ты, котя, коток», «Мыши водят хоровод») 

К: А какой я в песенках бываю? (красивый, хитрый, сильный, смелый, ловкий, храбрый, добрый).

В: В потешках и сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Послушай, котенька, как тебя в потешках и сказках называют: котенька - коток, котик - обормотик, кот Баюн, кот Котофей, Котофей Иванович, кот - мурлыка.

К: Как интересно, мне нравится, как меня называют (котик предлагает поиграть), я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное»: Мишка (косолапый),

Петушок (золотой гребешок),

Кощей (бессмертный),

Зайчишка (трусишка),

Волчок (серый бочок),

Лисичка (сестричка),

Избушка (на курьих ножках),

Травушка (муравушка)

В: Вот какие у нас ребятки, много сказок знают, много мамы им читают. А сейчас мы тебе котенька покажем, как мы играем зимой.

«Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду скользим, мы скользим.

И Снегурку лепим мы, лепим мы,

Гостью - зиму любим мы, любим мы!

В: Ребята, осталось самое главное задание. И я знаю, кто нам поможет - бабушка Лукерья. Сейчас я приглашаю вас подойти ко мне, закрыть глаза, не открывать, а то не получится. Я накрою вас волшебным, красивым платком - нам платочек помоги, нас в деревню отнеси (фартук,очки,платок)

Л: Здравствуйте, ребятки, толстые пятки! Я рада, что вы у меня в гостях, вот моя изба, проходите, садитесь поудобнее на лавку, да рассмотрите внимательно мою горницу, так называют самую лучшую, большую комнату в избе. Послушайте, детки - конфетки русскую народную песенку, и вы узнаете, что здесь происходит:

Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень.

В избе печка топится, бабушка торопится:

Она репу печет, по тарелочкам кладет.

Кот к тарелке — скок! Себе нос обжег.

 - Повторяйте за мной: «Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень» А теперь Вика повтори (3-4 ребёнка)

Л: Посмотрите на картинку, вот такой забор плели из ивовых прутьев и назывался он плетень. Повтори, Саша, как назывался забор из ивовых прутьев? (2-3 ребёнка)

Л: «В избе печка топится? Бабушка торопится?» — интересуется педагог. Затем воспитатель читает первые шесть строчек и поясняет: если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет, значит, кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал…... (кот).

-  Кот к тарелке — скок! Себе нос обжег.

К: Мяу, я вспомнил, вспомнил, ведь это моя песенка, моя бабушка Лукерья и моя репа! Спасибо, вам, ребятки - котятки, что помогли мне вспомнить песенку. А чтобы я её не забыл, давайте повторим её ещё раз.

Л:Ну, вот, мои хорошие, вы и в гостях побывали и котика моего вернули, и песенку новую разучили. Хотите послушать как я её пою? Тогда подпевайте. А теперь вам пора в детский сад возвращаться. Давайте я вас обниму, мои ребятки -  внучатки, буду ждать еще вас в гости. А сейчас я скажу волшебные слова, а вы закрывайте глаза - я платочком помашу, быть вам в садике велю.

Заключительная часть:

В:Вот мы и вернулись в наш детский сад, садитесь на стульчики, да расскажите, где же побывали, чего повидали? Кто вас встретил? (бабушка Лукерья). Как называется дом? (изба), комната, в которой вы побывали? (горница). Как называется забор из прутьев? (плетень) Что в избе топится? (печка) Что бабушка печёт? (репу) Куда она репу кладёт? (по тарелочкам) Кто к тарелке скок? (кот) Что себе обжог? (нос)

Бабушка Лукерья не только котику приготовила угощение, но и вам, вот такие леденцы, которые вы возьмёте домой и расскажите своим близким где вы побывали.

Дети перечисляют песенки и потешки

Дети делают вывод, что котик в песенках и потешках чаще всего бывает добрым, хитрым, смелым.

Дети подбирают словосочетание

Дети выполняют движения

Дети садятся на стулья

Рассматривание картинок и наглядного материала

Дети повторяют строки с утвердительной интонацией

Дети рассматривают картинку, повторяют название плетённого забора

Дети повторяют строки песенки

Дети повторяют песенку вместе с воспитателем

Ответы детей

Дидактическая игра

«Подумаем вместе»

Словесная игра

«Герои сказок»

Индивидуальная работа с детьми

Сюрпризный момент

Словарная и индивидуальная работа с

детьми

Чтение русской народной песенки «Тень - тень - потетень»

Индивидуальная работа

Прослушивание песенки

Беседа по содержанию песенки

Групповые и

индивидуальные ответы

Заучивание песенки

Беседа по содержанию НОД, подведение итога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область "Речевое развитие". Заучивание русской народной песенки "Тень-тень-потетень".

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста требует комплексного подхода. Малые фольклорные формы всегда были помощниками педагогам в работе по развитию речи, так как они всегда интересны дет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».

Помочь детям закрепить и выразительно читать песенку.Программное содержание:   Учить последовательно запоминать песенку.   Развивать слуховое восприятие, внимание, память, ре...

«Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»

 Учить последовательно запоминать песенку.   Развивать слуховое восприятие, внимание, память, речевую активность, знакомя с     новыми словами (плетень, изба)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенк...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Заучивание русской народной песенки "Тень-тень-потетень".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19481697","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19481705","...