ПРОЕКТ "Табан хурган"
проект по развитию речи (старшая группа)

Использование пальчиковых упражнений при работе с дошкольниками (5-7 лет) на уроках бурятского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Табан хурган"119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №57 "БЕЛОЧКА" Г. УЛАН-УДЭ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ПРОЕКТ

"Табан хурган"

 

Использование пальчиковых упражнений при работе с дошкольниками 5-7 лет на уроках бурятского языка

Автор: Мункуева Альбина Баировна,

учитель бурятского языка

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Предмет (направленность): социально-педагогическая направленность, бурятский  язык.

Цель:  Экспериментальное обучение бурятскому языку с использованием пальчиковых упражнений и игр

Задачи:

-сформировать корректное произношение у детей на бурятском языке, так и на родном – русском языке (у большинства дошкольников родной язык – русский);

-  способствовать улучшению мелкой моторики пальцев, кистей рук;

способствовать развитию воображения, произвольного, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

Долгосрочный проект в ДОУ "Табан хурган"» рассчитан на создание условий, способствующих развитию бурятской речи на основе использования на занятиях пальчиковых упражнений.

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения других языков. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Мы все помним стихи и песни, выученные в детстве. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Развитию долговременной памяти способствуют развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых упражнений.

Пальчиковые упражнения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми дошкольного возраста, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторики рук, координации движений, подготовки руки к письму, расширению словарного запаса, развитию внимания, памяти, воображения; снятию эмоционального и умственного напряжения; установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

Пальчиковые упражнения имеют следующие характеристики:

а) универсальность — можно играть в любом месте в любое время;

б) кратковременность — обычно не более 2—5 минут;

в) активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

Последовательность разучивания  упражнений с детьми:

а) Педагог сначала показывает упражнения сам.

б) Педагог и дети выполняют движения одновременно, при этом педагог тщательно проговаривает текст.

в) Дети самостоятельно выполняют движения и проговаривают текст, а педагог подсказывает и помогает.

Упражнения с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов изучения языка. Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребенок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться произносить слова, предложения, преодолевать трудности при освоении бурятской речи.

 Не существует детей с полным отсутствием языковых способностей. Все мы когда-то научились говорить на родном языке. Упражнения с пальчиками обычно веселые, поэтому они вызывают у детей положительные эмоции, а это, в свою очередь, отражается на формировании мотива к изучению бурятского языка, на стремлении ребенка с удовольствием повторять слова, песенки, стихи, рифмовки, демонстрировать их родным и знакомым.

Пальчиковые упражнения на занятиях по изучению  бурятского языка

Программа по обучению детей бурятскому языку в дошкольном образовательном учреждении предусматривает развитие всех сторон разговорной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный состав языка – это те слова, имеющиеся в программе обучения бурятскому языку. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения. Любое слово находит свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков.

Самую большую сложность для дошкольников представляют звуки, которые вообще никогда не встречаются в русской речи:«өө» ,«ү» », «h»

Движения пальчиков помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем предлагаемого материала. 

 “Греем руки

Это  упражнение используем при постановке слабовыраженного звука[h], которого многие путают с отчетливым русским «х» звуком. Нечто подобное мы произносим, когда дышим на руки, пальчики, пытаясь их согреть на трескучем морозе. При произношении звука [h]  ладошки греются, детям предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки, согреваем каждый пальчик. 

Потренируемся «согреться» на следующих звуках: hо, hай, hа, hи, hу(многократное повторение звуков) .

Буква «Y» вверх ручку тянет,

И как только не устанет?

При произношении звуков «Y» долгого звука «YY»,  тянем указательный и средний палец. Остальные пальцы прячем. 

Потренируемся, проговаривая стишок на бурятском языке, при этом сопровождая каждое слово жестом 

Yулэн уулэн, (тянем указательный и средний палец)

 сашаа, саашаа ( отгоняем пальчиками тучки)

Наран, наран, (круговые движения руками, изображая солнышко)

 Наашаа, наашаа (сгибаем пальчики, зовем солнышко, подтягиваемся  вверх, делаем призывающие движения)

Пальчиковое упражнение "Минии булэ". Данное упражнение подходит при изучении темы «Моя семья». Для этого упражнения можно использовать либо пальчиковые куклы, которые можно сделать дома, вместе, либо уже готовые.

Сначала все пальчики  сложены в кулачок - Минии булэ (моя семья).

Минии аба, - разгибается большой палец

Минии эжы, - разгибается указательный палец

Минии аха, - разгибается средний палец

Минии эгэшэ. – разгибается безымянный палец

Би- разгибается мизинец

Дуу хубуун, - разгибается большой палец

Дуу басаган, - разгибается указательный палец

Убгэн аба, - разгибается средний палец

Хугшэн эжы. – разгибается безымянный палец

Нохой, миисгэй- разгибается мизинец (

Другой вариант упражнения "Минии булэ": с помощью телодвижений, мимики и пальчиковых упражнений  можно изобразить членов семьи и выучить их названия. Педагог показывает, произносит слова, дети повторяют и делают соответствующие движения, затем педагог и дети показывают вместе и проговаривают, далее дети самостоятельно выполняют движения и проговаривают. Тренируемся, стараемся добиться того, чтобы дети не путали, легко называли членов семьи.

Эжы-мама (готовим буузы, щипковые движения пальчиками)

Аба-папа (поднимаем штангу)

Аха – старший брат (демонстрируем силу)

Эгэшэ – старшая сестра ( делаем селфи)

Дуу хубуун –младший брат (наклоняемся, катаем машинку)

Дуу басаган – младшая сестра (укачиваем куклу)

Убгэн аба – дедушка ( изображаем дедушку с тросточкой)

Хугшэн эжы – бабушка ( изображаем бабушку, делаем пальчиками очки)

«Табан хурган» . Разминаем пальцы рук, называя пальцы на бурятском языке. Педагог показывает, дети должны повторять движения за педагогом

Тренируемся, стараемся добиться того, чтобы дети на слух легко узнавали пальчики, не путали их. Если детям это покажется слишком трудно, то можно поиграть с пальчиками: для начала попробовать перебирать пальцы по порядку, затем дети  пробуют сами находить пальчик, который называет педагог, далее случайным образом.

Барбаадай - разгибается большой палец

Батан туулай - разгибается указательный палец

Тоохон тобшо - разгибается средний палец

Толи байса – разгибается безымянный палец

Бишыхан шэгшуудэй - разгибается мизинец

Следующая игра «Юу хэнэб?»: педагог называет и показывает соответствующий палец, дети должны повторить за ним название на бурятском языке и продублировать движения. Потом игра усложняется – педагог называет, но не показывает, дети повторяют фразы и делают соответствующие движения, например:

Гуйнэ –бежит (педагог изображает бег пальчиками)

Заана- указывает, показывает (педагог поднимает указательный палец)

Эдинэ, эдеэлнэ –кушает (педагог делает круговые вращения кистями рук)

Хатарна –танцует (пальчики танцуют на коленях)

Унтана –спит (педагог складывает ладошки, изображает спящего человека)

Дэбхэрнэ –прыгает (пальчики прыгают )

Альгаа ташана –хлопает в ладоши ( педагог хлопает в ладоши)

Пальчиковые упражнения на изучение темы «Бэеын хуби». Педагог называет и показывает движение, дети должны повторить за ним название на бурятском языке и продублировать движение.

Толгой (проводим рукой по голове)

Нюдэн, нюдэн (показываем пальчиками глазки)

Шэхэн, шэхэн (показываем пальчиками ушки)

Хамар (показываем пальчиками носик - дотрагиваемся)

Аман(показываем пальчиками ротик)

Гар, гар(поднимаем поочередно руки)

Хул, хул(топаем поочередно ногами)

Тохоног, (дотрагиваемся до локтя)

 Убдэг (дотрагиваемся до колена)

Физкультминутка. Пальчиковые упражнения могут быть использованы во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики.

Гараа дээшэнь (руки вверх)

гараа доошонь (руки вниз)

убдэг дээрэ табигты (руки на колени)

hуугты (садимся на корточки)

бодогты (встаем)

альгаа ташагты (хлопаем в ладоши)

нэгэн, хоер, гурба (показываем на пальцах)

дэбхэрэгты (подпрыгиваем)

нэгэн, хоер, гурба  (показываем на пальцах)

Разучивание текстов песен с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает тексты, его речь делается более выразительной. Например:

Каждая фраза песен «Орогты манайда» (Тук-тук-тук, хэн тоншоноб?) .

 « Чебурашка болон тэрэнэй нухэдууд» сопровождается изображением животного или игрушки (жестами или пальчиками).

«Орогты манайда»

Тук-тук-тук, хэн тоншоноб? Би шандаган
Хэрбээ ши шандаан юм һаа
Харуулыш үтэр шэхэеэ
Тук-тук-тук, хэн тоншоноб? Би хандагай
Хэрбээ ши хадагай юм һа
Харуулыш үтэр эбэрээ.
Тук-тук-тук, хэн тоншоноб? Би үнэгэн
Хэрбээ ши үнэгэн юм һээ
Харуулыш үнэн сэхэеэ.
Тук-тук-тук, хэн тоншоноб? Би һалхихан
Хэрбээ ши һалхихан юм һаа
һалхилын үдээ сэлеэд.
Орожо ерыт маанадтаа
Дали жэгүүрэй дэлеэд.

Чебурашка болон тэрэнэй нухэд

Эдирхэн наhaнайм
Эжэлхэн нухэдууд,
Эрьелдэн сугларыт
Ёохортоо!

Дабталга:

Чебу -чебу, Чебурашка,
Тоомгуйхэн шандаган,
Томо будуун баахалдай
Томоотойхон Винни-Пух!

Ульгэрэйм нухэдууд-
Унэгэн, заряа, шононууд,
Урзэгэр Бармалей,
Айболит!

Дабталга.

Таанадгуй, нухэдни,
Таагуйхэн зурхэндэм.
Тургэлэн сугларыт
Ёохортоо!

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения других языков, мозг ребенка впитывает всю новую информацию, как губка. Так почему бы и не использовать стишки и песенки на бурятском языке для изучения новых слов, например, названий животных. Проводя игру, педагог может помочь исполнению текста актерскими приемами. Во время совместной игры педагог не должен забывать максимально, использовать выразительную мимику, в нужных местах говорить голосом разных тембров.

Заряа – ежик (пальцы в замок)

Шоно –волк (Сжимаем пальцы вместе и отводим большой палец вверх)

Бар- тигр (показываем пальчиками когти тигра)

Баабгай –медведь ( руки разводим в сторону, пальчики оттопырены, раскачиваемся  из стороны в сторону, проговариваем, меняя тембр голоса)

Шандаган-заяц (руки над головой, сгибаем пальчики, «делаем ушки»)

Ханадагай –лось (руки над головой скрещиваем, пальцы оттопырены)

Могой- змея ( ладони соединяем, делаем волну, изображая змею)

Миисгэй-кошка ( ладошкой умываемся)

Луу –дракон ( руки разводим в сторону, раскачиваемся, «летаем»)

Тахяа-курица ( руки на поясе, разводим локти, изображая крылья)

Унэгэн- лиса ( виляем телом, ручками машем, изображая лису)

Морин –лошадь (пальчики сжаты в кулак, изображаем скачки)

Мы знаем, чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше развита речь, а параллельно с этим  и их творческая деятельность. Раскрашивание картинок, один из видов пальчиковых упражнений. Это успокаивающее, очень распространенное занятие. Например, можно показать готовую картинку. Пока ребенок занимается с контуром, преподаватель многократно повторяет название предмета, цвет, называет детали на бурятском языке. Таким образом, мы заложим основу как на новом языке называется то, что ребенок сделал сам.

 Графический диктант – например: на занятиях говориться детям, что какого цвета, дети раскрашивают, а потом сравнивают получившиеся изображения с тем, по которому диктовал педагог.

Упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и при изучении темы «Тоо» (Счет) . Разминаем пальцы рук, сгибаем пальцы рук , сопровождая счетом на бурятском языке. При данном упражнении  ребенок может загибать свои пальцы, пальцы партнера по игре.

Поднимем руки вверх, введем счет:

нэгэн-  сгибаем большой палец

хоер-  сгибаем указательный палец

гурба- сгибаем средний палец

дурбэ– сгибаем безымянный палец

таба- сгибаем мизинец

зургаа - сгибаем большой палец

долоо-  сгибаем указательный палец

найма- сгибаем средний палец

юhэ- сгибаем безымянный палец

арба- сгибаем мизинец

 Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребенок пробует придумать новые образы и движения. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.

  В дошкольном возрасте ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В упражнениях с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить слова, фразы, тексты, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах.

 Упражнения с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. Овладев многими упражнениями, дети смогут «рассказывать руками» целые истории.

 А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им еще большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать фломастеры разных цветов).

  И о важном условии: упражнения с пальчиками должны быть веселыми, создавать благоприятный эмоциональный фон!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.

           Игра  – одна  из лучших способов развития  речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку  удовольствие и радость, а эти чувства ...

Дидактическое пособие "Табан хурган"

Игра предназначена для запоминания названий пальчиков на бурятском языке: Баарбаадай, батан туулай, тоохон тобшо, толи байса бишиихан шэгшуудэй, а также  для  описывания предметов и разучива...

Конспект по сказке А. Тороева "Табан хурган"

Конспект ООД по сказке А. Тороева "Табан хурган" в старшей группе...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган»

Игра  – одна  из лучших способов развития  речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку  удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют...

Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган» для детей старшей группы

Конспект занятия по бурятскому языку  по сказке А. Тороева «Табан хурган»для детей старшей  группы...

Сказка "Табан хурган"

Сказка "Табан хурган"...