Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган» для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Цыбикмитова Татьяна Лубсановна

Конспект занятия по бурятскому языку  

по сказке А. Тороева «Табан хурган»

для детей старшей  группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по бурятскому языку  

по сказке А. Тороева «Табан хурган»

для детей старшей  группы

                           

Интеграция по образовательным областям: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,

Цель: формировать интерес к познанию бурятского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с содержанием сказки, содержанием песни «Табан хурган».

-стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме.

- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, высказывать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы.

Речевые:

- обогатить словарь детей новыми словами: hайхан, хургад, гоёхон, жаахан, тоомтой, хулуухада муу, ажал, барбаадай, батан туулай, тоохон тобшо, толи байса, бишыхан шэгшуудэй.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику, музыкальные способности.

Воспитательные:

- воспитывать честность, порядочность, дружбу.

-воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:

Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей.

Дети:  Рука. Гар.

Воспитатель: Зуб. Энэ гар. Это рука. На руке?

Дети:  Пальцы. (хургад)

- Зуб, бэрхэнууд. У каждого пальца на руке есть имя. Давайте  вспомним  названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

- Как называется большой палец руки на бурятском языке?

Дети: Барбаадай.

Воспитатель: Зуб даа. Еще называют Эрхы. (Дети повторяют) Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец) .

Дети: Батан туулай.

Воспитатель: Зуб даа. Еще называют Долёобор. (Дети повторяют) Следующий палец на бурятском языке называется как?

Дети: Тоохон тобшо.

Воспитатель:  Зуб даа. Еще называют Дунда хурган. (Дети повторяют) Четвёртый палец как называется?

Дети: Толи Байса.

Воспитатель: Зуб даа. Еще называют Нэрэгуй хурган. (Дети повторяют) Энэ хурган (показываю мышкой на мизинец)

Дети: Бишыхан Шэгшуудэй.

Воспитатель: Зуб даа. Еще называют Шэгшы. (Дети повторяют) Дети, давайте, все вместе ещё раз правильно по порядку назывем все пальцы руки на бурятском языке.

Дети: Барбаадай, Батан Туулай, Тоохон Тобшо, Толи Байса, Бишыхан Шэгшуудэй.

Воспитатель: А теперь по новому.

Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы.

Воспитатель: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке.

Дети: Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан.

Все: Табан хургад.

Воспитатель:  Ребята, хочу вам рассказать одну бурятскую сказку: «Табан хурган».

Итак, слушайте внимательно сказку: «Табан хурган». (Рассказывание сказки воспитателем).

Ребята, о чем эта сказка? Что надумали большой и указательный пальцы. (большой палец  надумал своровать овечку. А указательный палец решил ему помогать).

- Поступок, который хотят совершить большой палец и указательный  плохой или хороший? (плохой)

- А почему? ( они плохо поступают, нельзя воровать)

Воспитатель: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать  это очень плохо!

Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!

Воспитатель: Зуб, бэрхэнууд. Хулуухада муу!

Дети: Хулуухада муу!

Воспитатель: Ребята вспомните и скажите, что говорил средний братец?

Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя!

Ответы детей.

Воспитатель: Того, кто ворует как называют?

Дети: Вор! Вор!

Воспитатель: Это выражение приятное?

Дети: Угы. Неприятное!

Воспитатель: Очень неприятное! Средний братец понимает, что воровать плохо. Средний палец переживает и волнуется за братьев, чтоб они не пошли на это плохое дело, если же они своруют, то братьев будут называть: «Вор! Вор! » не будут называть, что это большой палец, а это указательный палец. Средний палец очень переживает за братьев. Средний братец хочет, чтобы у каждого брата было своё имя (большой палец – эрхы, указательный палец - долёобор) .

Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец.

Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно!

Воспитатель: Каким вы видите этого братца?

Дети: Муу. Плохим!

Дети: Плохо говорит о своём имени.

Воспитатель: Безымянный палец не ценит свое имя. И ему все равно как его будут называть, т.е. он не дорожит своим именем.

 Мы с вами живём в России, есть такой закон, который гласит о том, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.

Что мы можем сказать безымянному пальцу?

Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя!

Воспитатель: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Дети: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Воспитатель:  Дети, что вы скажите о самом младшем братце – мизинец.

Дети: hайн. Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!

Воспитатель: Шэгшы бэрхэ!

Дети: Шэгшы бэрхэ!

Воспитатель: Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табан хурган», через эту сказку вы поняли, что такое хорошо и что такое плохо. Узнали о том, что друг к другу надо относиться заботливо, беречь своё имя, фамилию.

Динамическая пауза: «Тоб тоб тоборооб»

Ребята, мы с вами немного отдохнули. А теперь, я предлагаю сесть за столы.Хочу такой сайт

 У вас на столах лежит картон оранжевого цвета. Я предлагаю каждому обвести свою ладошку и вырезать.  А что  получится из наших ладошек-  вы узнаете в конце нашего занятия.

Самостоятельное выполнение задания. Дети обводят свои ладошки и вырезают.

Воспитатель: Ребята, а теперь подходите к доске и приклейте свои ладошки по краю круга. Смотрите, что у нас получается.

Дети: СОЛНЫШКО.

Воспитатель: У нас получилось СОЛНЫШКО. А наши ладошки превратились в солнечные лучики. И я очень надеюсь, ребята, на то, что ваши руки будут всегда совершать только хорошие поступки, делать только добрые тела. И дарить всем тепло, как эти лучики солнца. 

Анализ занятия. – Что вам запомнилось?  

Воспитатель: Маленькие, нежные, послушные пальчики просят, чтобы мы спели песенку о них.

Исполнение песни: «Табан хурган».   Баяртай! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по бурятскому языку для детей

Конспект занятия по бурятскому языку для детей...

Конспект по сказке А. Тороева "Табан хурган"

Конспект ООД по сказке А. Тороева "Табан хурган" в старшей группе...

«Гэрээ амитад» Конспект занятия по бурятскому языку для детей 5-6 лет

Цель: прививать интерес и любовь к познанию бурятского языка...

Конспект занятий по бурятскому языку "Табан хушуун мал"

Конспект занятий по бурятскому языку "Табан хушуун мал"...

Конспект занятия по бурятскому языку «Табан хушуун мал» для разновозрастной группы.

Конспект занятия по бурятскому языку «Табан хушуун мал» для разновозрастной группы.На данном занятии ведется знакомство детей со сказкой «Репка»на бурятском языке, также о...

Конспект занятия по бурятскому языку для детей 5-6 лет.

Тема: закрепление «Табан хушуу мал»Цель: прививать интерес и любовь к познанию бурятского языка.Задачи:Образовательные: продолжать знакомить детей со сказкой «репка»,...

Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе Пять священных животных «Табан хушуу мал».

Цели и задачи:1. Углубить представление детей о домашних животных (пяти священных животных у бурят, учить называть этих животных на русском и бурятском языках.2.Учить детей отвечат...