План работы по самообразованию
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Гунарь Ольга Витальевна

В данном материале представлен план работы по самообразованию на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи дошкольников. Также представлен аналитический отчет по итогам года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16 «Лучик»

 муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Россия

План работы по самообразованию.

Тема: «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи».

Подготовила:

Воспитатель первой категории

Гунарь О.В

Симферополь 2019 - 2020


Этап работы над темой:1 год.

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

  1. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
  2. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  3. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаику. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. "Рука-это вышедший наружу мозг человека". От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание ,а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию "Пальчиковые игры и упражнения ,как средство развития речи у детей дошкольного возраста",так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План реализации темы по самообразованию.

Сентябрь.Подготовить доклад на тему:"Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста".

Октябрь. Создание картотеки пальчиковых игр.

Ноябрь. Презентация "Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей"

Декабрь. Комплексы пальчиковой гимнастики.

Январь. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда. Занятия по конструированию из бумаги.

Февраль.Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. (Доклад). Рисуем нетрадиционным способом.

Март. Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

"Пальчиковая гимнастика-для развития речи дошкольников".

"Развитие мелкой моторики рук".

Работы по аппликации.

Апрель. Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателям)

 Создание картотеки пальчиковой гимнастики для детей 6 – 7 лет. Разучивание новых пальчиковых игр.

Май.Консультация для родителей: "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

Отчет о проделанной работе за учебный год,обмен опытом с коллегами.

Основная работа заключается в работе с детьми:

В начале года был составлен план пальчиковых игр. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так,чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения.

Тексты упражнений-это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный ритм речи,развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика,пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц,шнуровка, застегивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является "Пальчиковый театр". Детям интересно раскручивать и закручивать крышки,разбирать предметы на части и собирать их снова, создавать постройки из конструктора, устраивать постановки настольного театра.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими,

гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Изучая данную тему,провожу работу с родителями:

Индивидуальные беседы:

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки,как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков-машинки, конструкторы, у девочек-куклы.

Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...