Петербурговедение. Дидактические игры.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические
игры
« Предмет и изображение»
(В игре принимает участие подгруппа из трёх-пяти детей).
Дидактическая задача. Уточнить представление детей об отличиях скульптуры от живописи, особенностях её содержания и средствах выразительности. Уметь различать скульптуру и рисунок, использовать речь -доказательство.
Материал: Детям - по 4 картинки на каждого ребёнка с рисунками предметов; воспитателю - объемные формы этих же предметов из дерева или керамики.
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и сообщает, что сегодня они будут иг-рать в игру «Предмет и изображение». Педагог раздает по 4 картинки каждому ребёнку с рисунками предметов и предлагает рассмотреть их. Потом даёт задание показывать только ту картинку, которая соответствует объёмной форме этого же предмета из дерева или кера-мики. Выигрывают те дети, которые не только правильно выберут картинки, но и смогут, ис-пользуя объяснительную форму речи, пояснить свой выбор, рассказав о некоторых отличиях скульптуры от живописи, особенностях её содержания и средствах выразительности.
«"Нарисуй" картинку палочками».
(Упражнение проводится с группой детей, разделённой на подгруппы из двух-семи человек).
Дидактическая задача: Учить детей схематически изображать различные достопримечательности нашего города с помощью палочек разной длины. Формировать умение абстрагировать от второстепенных деталей, выделяя основную форму.
Материал: Ребристые палочки (чтобы не катались по столу) диаметром 1,5-2 мм., длиной 5 см. ■ 25 штук: длиной 3 см - 25 штук; длиной 1 см. - 25 штук (для каждого играющего). Палочки лежат в специальной коробке с тремя отделениями. Картинки с изображением некоторых достопримечательностей Петербурга (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Русский музей и др.).
Руководство: Воспитатель раздает детям комплекты палочек и показывает разные картинки. Затем спрашивает, могут ли они на столе выложить изображения зданий, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог начинает упражнение.
Дети получают разные картинки. Вначале они выкладывают палочками формы зданий. Когда картинки из палочек будут готовы, картинки-образцы помещаются на доске, дети меняются местами и отгадывают (глядя на доску), кто какую картинку выложил.
«Ансамбли Петербурга»
(В игре участвует подгруппа из четырёх-шести детей).
Дидактическая задача: Уточнить обобщающее понятие «ансамбль». Закрепить представление о достопримечательностях, составляющих ансамбли Стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади, Сенатской площади. Использовать речь-доказательство.
Материал: Набор картинок с изображением Достопримечательностей, составляющих перечисленные архитектурные ансамбли. Набор картинок с изображением других Достопримечательностей города.
Руководство: Дети рассаживаются на стульчиках полукругом, воспитатель - в центре. Взрослый уточняет понятие «ансамбли Петербурга» и предлагает поиграть в игру с одноимённым названием. Педагог делит подгруппу детей на две команды по 2-3 человека в каждой и дает задание: « Из имеющегося набора картинок нужно выбрать только те, на которых изображены достопримечательности. Составляющие архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга». Воспитатель уточняет, что одна команда собирает картинки с изображением достопримечательностей, составляющих архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова, другая - Дворцовой площади, потом та команда, которая собирала открытки с изображением достопримечательности Стрелки Васильевского острова выполняет новое задание: откладывает картинки с изображением сооружений, составляющих архитектурный ансамбль Дворцовой площади, а вторая команда -Сенатской площади. Побеждает та команда, которая первой правильно выполнит задание и сможет пояснить свои действия
«В гостях у братьев наших меньших».
(Экскурсия в Санкт-Петербургский зоопарк).
Цель: Уточнить знания детей о зоопарке и животных в нем.
Материал к игре: игровое поле с изображением зверей в клетках, фишки, кубик, изображения детенышей, карточки с изображением продуктов питания зверей, животных и птиц, кубик и фишки.
Правила игры: Кубик кидают по очереди.
Ход игры: Ребенок бросает кубик и передвигает свою фишку на сголько кружков, сколько точек на кубике выпало. Дойдя до нужной клетки, ребенок называет животное и рассказывает о нем. Если фишка попадает на пустую клетку, где нет животного, ребенок Делает ход назад, если фишка попадает на знак (+), Ребенок пропускает ход. Игра заканчивается, когда все дети выйдут из зоопарка.
Варианты игры:
- Чей детеныш?
- Кто чем питается?
«Вдоль Невы»
(Участвует вся группа детей).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей об украшениях набережных Невы. Повторить названия некоторых архитектурных и скульптурных памятников, расположенных вдоль набережных Невы.
Материал: Карта-схема центральной части Петербурга с кружками-липучками, на которых крепятся силуэтные изображения украшений набережных Невы, некоторых архитектурных и скульптурных памятников, расположенных вдоль набережных Невы.
Руководство: Воспитатель собирает детей около карты-схемы города, висящей на стене, и предлагает совершить прогулку вдоль Невы, полюбоваться украшениями ее набережных, зданиями и памятниками, расположенными вдоль берегов Невы. Около карты-схемы столик с находящимися на нём силуэтными изображениями. Педагог составляет небольшой описатель-ный рассказ по каждой из картинок, а дети, догадавшись, о чем идёт речь, по одному подходят и выбирают нужное изображение и с помощью воспитателя располагают его на карте-схеме. Далее дети самостоятельно составляют короткие (5-6 предложений) описательные рас-сказы, а воспитатель внимательно слушает, выбирает нужные силуэтные изображения и помещает их на карте-схеме.
«Вот едет автобус».
Цель: Уметь узнавать и называть архитектурные памятники Санкт-Петербурга.
Материал к игре: открытки с видами Санкт-Петербурга (памятник А.С.Пушкину, площадь Искусств, Невский проспект, Михайловский замок, Медный всадник, Смольный, Александровская колонна, Исаакиевский собор). «Автобус», построенный детьми из крупного строительного материала, со стульчиками внутри.
Ход игры: Дети «садятся в автобус», «покупают» билет. Автобус отправляется.
Автобус наш едет,
Колеса шуршат.
В автобусе нашем
Ребята сидят,
Но вот остановка-
Пора выходить
И первую нашу задачу решить!
Воспитатель читает загадку и показывает открытку. Если ребенок отвечает правильно, он получает жетон. Выигрывает тот, кто больше всех наберет жетонов.
Загадки:
1. Вот на площади Дворцовой
Красы и стати полна
Стоит... (Александровская колонна).
2. Поехали дальше, и что же за вид?
Вот памятник очень известный стоит.
Спасибо скажи Аникушину
За памятник поэту... (Пушкину).
3. Поехали дальше,
В окно посмотрели:
Для всех не секрет,
Что это известнейший. ..(Невский проспект).
4. А вот и четвертая остановка,
Мы на вопрос ответим ловко.
Узнайте все -
Без малейших подсказок
Красивый и строгий .. .(Михайловский замок).
5. Поехали дальше.
Вот это дела!
Мы увидали Петра!
Царя на скачущем коне
Создал великий .. .(Фальконё).
6. Вот крыша резная.
Свод арок, колонны,
Здесь раньше учили
Девиц благородных.
Правительство наше
Здесь заседает
И здание это
Каждый узнает...(Смольный).
7. Поездка наша неторопливая.
Вот видим мы здание красивое
Стоит Исаакий - великан,
Его построил.. .(Монферран).
Устали колеса,
Уже не шуршат.
Пора нам, друзья,
Возвращаться в детсад!
Мы много узнали.
Увидели много.
Экскурсию эту запомним надолго.
«Где я был?»
(В игре участвует подгруппа из трёх-пяти детей).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей о местах в нашем городе, интересных детям. Упражнять в составлении небольших описательных рассказов.
Руководство: Воспитатель, ведущий игру, описывает одно из мест в нашем городе, интересное для детей, ребята отгадывают его название. Потом по очереди загадывают дети.
«Где я живу, где ты живёшь»
(Участвует подгруппа из трёх-пяти детей).
Дидактическая задача: Уметь составлять короткие описательные рассказы о своём доме (5-6 предложений). Уточнить знание детьми их домашнего адреса..
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и говорит о том. что в нашем городе очень много разных домов, но у каждого человека есть свой родной дом. в котором он живет. Далее педагог предлагает детям по очереди рассказать о том доме, в котором они живут (домашний адрес; материал, из которого сделан -кирпичный, блочный; некоторые особенности оформления).
«Загадки о крепости»
(Участвует подгруппа из трёх-пяти детей).
Дидактическая задача: В описательном рассказе об объектах уметь точно и правильно подбирать слова, характеризующие их особенности, определять и воспроизводить логику описательного рассказа.
Руководство: Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем загадывать загадки о Петропавловской крепости и о достопримечательностях на её территории. Нужно рассказать об одной из них, не сообщая названия. В рассказе выделить (по желанию) некоторые особенности оформления, внутреннего убранства, а также назначение и расположение». Педагог просит кого-нибудь из детей начать и вызванный ребёнок рассказывает. Другие дети отгадывают, о чем идёт речь. Воспитатель побуждает детей при описании каких-либо достопримечательностей употреблять разнообразные слова и словосочетания: крепостная стена, позолоченный шпиль, иконостас и др.
Например, ребенок говорит: «Это здание находится на территории Петропавловской крепости, на острие его позолоченного шпиля можно увидеть фигуру летящего ангела с крестом в руке». Дети отгадывают, что речь идёт о здании Петропавловского собора». И т. д.
«Зажги фонарик».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей об исторических памятниках Санкт-Петербурга.
Материал к игре: Схематичные изображения зданий (Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Таврический дворец) с прорезями вместо окон, желтые полоски картона по размеру окон в зданиях.
Правила игры: «зажигать фонарик» только после правильного ответа на вопрос, отвечать по очереди. Играть может от З-х до 6-ти детей.
Ход игры: Воспитатель раздает детям желтые полоски картона, ставит перед детьми схематичные изображения зданий, задает детям вопросы об истории зданий, об архитектурных особенностях фасадов и т.п. Если ребенок отвечает правильно на вопрос, он закрывает желтой полоской прорезь окна - «зажигает свет». Побеждает тот, кто больше окон закроет.
«Кому что нужно для работы?»
(В игре участвует вся группа детей).
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о материалах и инструментах, необходимых для работы людей некоторых профессий: строитель, закройщик, швея. Уметь найти при ответе нужные по смыслу слова.
Руководство: Воспитатель, ведущий игру, предлагает детям вспомнить названия профессий людей, которые работают на стройке (строители), в ателье (закройщик, швея). Далее педагог говорит: «Инструменты, которые нужны строителю для работы -это...»- дети по очереди называют нужные предметы и т.д
«Клуб знатоков».
Цель: Закрепить знания детей о Неве.
Материал к игре: Карточки с вопросами о Неве, жетоны.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждой команде
поочередно предлагаются вопросы, за каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает та команда, которая получит, больше жетонов.
Примерные вопросы к игре:
Как называется главная река нашего города? (Нева).
- Как вы можете описать Неву? (Полноводная, величавая,
холодная, быстрая, широкая и т.п.) - Откуда Нева берет свое начало? (Из Ладоги).
- Сколько лет Неве? (Четыре тысячи лет).
- Какой длины река Нева? (74 км)
- На сколько рукавов разветвляется Нева? (На три основных: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, а также: Средняя Невка, Малая Невка).
- Что такое дельта Невы? (Дробление реки на множество мелких рукавов, рек, протоков и каналов, расходящихся веером и похожих на греческую букву «дельта».
- Когда на Неве начинается ледоход? (Обычно в конце апреля льдины плывут по реке 3-5 дней. Река освобождается ото льда. Это невский или речной ледоход. Проходит 1-2 недели и по Неве опять плывут льдины. Это ладожский или озерный ледоход, длящийся 8-12 дней.
- Что такое исток? (Место, где река берет начало).
- Что такое приток Невы? (Река, которая имеет свой исток и впадаете Неву).
- Что такое притока? (Река, которая вытекает из Невы и в Неву впадает).
- Какие вы знаете протоки? (Фонтанка, Мойка, Пряжка).
- Что такое канал? (Реки созданные руками человека).
«Кто больше назовет островов?»
(В игре участвует подгруппа из шести-восьми детей).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей о расположении городу, вспомнить название островов.
Руководство: И грают две команды, дета одной и другой команды по очереди называют по одному острову. Побеждает та команда, которая назвала следующий остров последней.
«Кто стучится в дверь ко мне?»
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о Санкт-Петербурге.
Материал к игре: Сумка почтальона, конверты с заданиями,
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он –
Ленинградский почтальон.
Воспитатель вручает каждому ребенку конверт с заданием.
Задания:
1. Сложи разрезную картинку с видом Санкт-Петербурга.
2. Расскажи стихотворение о городе.
3. Отгадай загадку (Почки пахучие, листья липучие, плоды летучие).
4. Расскажи об истории здания. (Кунсткамера).
5. Нарисуй свой город.
6. Расскажи, почему ты любишь свой город.
«Куда поедет Мишка?»
(Проводится с тремя-пятью детьми).
Дидактическая задача: Уточнить представление о домах городского и деревенского типа, уметь различать их на картинках. Уметь дифференцировать дома по назначению - магазин, почта, музей, отмечать некоторые особенности внешнего оформления и внутреннего убранства, пользоваться речью-доказательсгвом.
Материал: Игрушка - мишка. Картинки с изображением домов городского и деревенского типа, магазина, почты, музея.
Руководство: Дети садятся на стульчики полукругом, педагог - в центре. В руках у детей картинки с изображением разных домов. Воспитатель держит в руках игрушку и составляет небольшой описательный рассказ о том месте, куда хочет поехать Мишка. Один ребёнок, в соответствии с рассказом воспитателя поднимает нужную картинку. Например, педагог начинает: «Дети, мне Мишка говорит, что сейчас он хочет посетить одно из многочислен-ных зданий в нашем городе, где можно увидеть скульптуры, картины и другие богатства». Ребенок, у которого картинка с изображением музея (например, Зимнего дворца), поднимает ее вверх, показывая всем и поясняя свой выбор. Роль ведущего может выполнять ребёнок.
«Лишняя картинка»
(В игре принимает участие подгруппа из трёх-пяти детей).
Дидактическая задача: Упражнять в классификации домов по ряду известных детям архитектурным украшениям. Уметь устанавливать простейшие связи между особенностями внешнего строения, оформления дома и по расположением (в центральной части города или в ближайшем окружении по отношению к детскому саду). Использовать речь-доказательство.
Материал: Фланелеграф. Картинки с изображением разных домов.
Руководство: Дети рассаживаются на стульчиках полукругом около фланелеграфа. Воспита-тель предлагает им поиграть в игру «Лишняя картинка». Он выкладывает на фланелеграфе 3 картинки с изображением разных по архитектуре домов (2 картинки с изображением домов, украшенных скульптура лги, шпилями, фронтонами, арками, арочными окошками; I картин-ка с изображением домов высотных, многоэтажных, украшенных балконами, лоджиями, цве-том). Воспитатель предлагает вместе рассмотреть эти картинки, далее делает обобщение: «Одна картинка лишняя, потому что на ней изображены дома, которые не похожи по своему строе-нию и оформлению на те здания, которые изображены на других картинках. Дома, украшен-ные балконами, лоджиями, цветами, высотные, многоэтажные можно увидеть в ближайшем окружении по отношению к детскому саду, а дома, оформленные скульптурами, фронтонами и т. д. можно увидеть в центральной части нашего города». Далее педагог выкладывают на фланепеграфе другую серию картинок, а дети, используя объяснительную форму речи, обоб-щают, какая из картинок является лишней и почему. За каждый правильный ответ ребёнок получает жетон. Побеждает тот. у кого окажется наибольшее количество жетонов.
«Медвежонок попал в беду».
(В игре участвует вся группа детей).
Материал: Макет «Улица города», игрушка-медвежонок, иллюстрации светофоров, дорожных знаков: надземный, подземный, пешеходный переходы.
Дидактическая задача: Уточнить знания о правилах поведения на перекрестке, о надземных, подземном, пешеходном переходах.
Руководство: Воспитатель подзывает детей к макету «Улица города» и сообщает, что медве-жонок попал в беду: он не знает правил, которые надо соблюдать на улице города и не знает, что означают дорожные знаки, поэтому ему никак не добраться до своего дома. Воспитатель призывает детей помочь медвежонку. Дети отзываются на просьбу взрослого, объясняя мед-вежонку правила поведения на перекрёстке, рассказывая о знаках переходов.
«Мы - островитяне».
Цель: Закрепить знания детей об островах нашего города.
Материал к игре: Модели островов со схематичным изображением зашифрованного названия острова.
Правила игры: брать модели по очереди, выслушивать ответы других.
Ход игры: карточки разложены на столе вниз изображением. Дети по очереди открывают карточки, отгадывают название острова и рассказывают о нем. Выигрывает тот, кто больше отгадает островов.
Примерный список островов для игры:
- Аптекарский (модель с изображением красного креста)
- Заячий (модель с изображением зайца).
- Васильевский остров (плотник с топором).
- Крестовский (черный крест).
- Каменный (камень).
- Адмиралтейский (шпиль с корабликом).
- Березовый (береза).
- Галерный (лодка).
- Белый (белое пятно).
Петровский (с портретом Петра 1).
«Мы архитекторы».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о декоративном оформлении зданий и некоторые архитектурные термины.
Материал к игре: Контуры зданий (Биржа, Адмиралтейство, Петропавловский собор. Эрмитаж, Александровская колонна, Казанский собор, Исаакиевскии собор) и отдельные детали декоративных украшений.
1 вариант
Ход игры: каждый ребенок самостоятельно выбирает здание и элементы украшения для него.
Выигрывает тот, кто более точно подберет украшение к зданию и правильно разместит их (можно использовать открытки, как образец, для тех. кто затрудняется в выполнении задания).
Примерный набор элементов декора:
- Маски.
- Морские божества.
- Статуи.
- Ростры.
- Кораблик.
- Нимфы.
- Барабан.
- Ангел с крестом.
- Львы.
- Барельефы
II вариант «Путаница».
Материал к игре: На контурах зданий воспитатель раскладывает элементы декоративного украшения, преднамеренно перепугав.
Ход игры: Детям необходимо найти, где перепутаны украшения на зданиях, и разместить их в нужном порядке. Выигрывает тот, кто больше несоответствий найдет и исправит.
«На прогулку в Летний сад».
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о Летнем саде.
Материал к игре: игровое поле с подробным планом Летнего сада, с пронумерованными кружечками возле построек, разных видов деревьев, пруда, памятников и статуй, кубик с точками от одной до четырех, фишки. Играют 2 - 4 ребенка.
Правила игры: Соблюдать очередность хода.
Ход игры: Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько точек выпадет на кубике. Ребенок должен рассказать о том месте, где оказалась его фишка. Выигрывает тот. кто первый попадет к выходу.
«На что это похоже?»
(Упражнение проводится с двумя-четырьмя детьми). Идея - тест Роршаха.
Дидактическая задача: Учить детей создавать в воображении образы на основе схематичного изображении предметов.
Материал: Картинки с изображением различных чернильных пятен но внешнему силуэту похожих на некоторые достопримечательности Петербурга.
Руководство: Взрослый показывает по одному изображения и интересуется, на какие достопримечательности нашего города они похожи. Дети рассматривают предложенные им изображения и дают несколько вариантов ответов сначала по одной картинке, потом по другой и т. д. Педагог помогает им находить различные варианты ответов. Игра может повторяться неоднократно на разном материале.
«Назови правильно».
Цель: Знать и узнавать великих поэтов нашего города и их произведения.
Материал к игре: Фотографии поэтов (А.С.Пушкин, К.Чуковский, С.Маршак. В.Благинина, А.Барто), карточки со стихами.
Ход игры: Перед детьми расположены фотографии поэтов. Воспитатель читает отрывки стихотворений, знакомых детям. Детям нужно назвать поэта и взять себе его фотофафию. Выигрывает тот, кто больше фотографий соберет.
«Найди отличия»
(В игре участвует подгруппа из шести-восьми детей).
Дидактическая задача: Уметь осуществлять контрольно- проверочные действия. Закрепить знание архитектурных элементов зданий (купол, фронтон, арка, колонна, решетка, колоннада и др.)
Материал: Картинки с изображением зданий: Петропавловского собора; Адмиралтейства; Исаакиевского собора; Казанского собора; Троицкого собора.
Руководство: Дети делятся на две подгруппы, по 3-4 человека в каждой. Воспитатель предлагает вниманию детей две картинки с изображением зданий Петропавловского собора и Адмиралтейства.
Педагог даёт задание обеим командам найти и назвать отличия этих зданий по архитектуре. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает подгруппа детей, набравшая «большее количество жетонов. Затем рассматриваются картинки изображением трёх перечисленных соборов.
«Найди свой дом»
(В игре участвует группа детей, разделённая на подгруппы по 5 человек).
Дидактическая задача: Упражнять в дифференциации домов городского и деревенского типа, использовать речь -доказательство.
Материал: Воспитатель собирает детей около себя и предлагает представить одной под-группе, что они живут в городских домах, а другой подгруппе, что они живут в домах дере-венских. Далее педагог раскладывает на ковре разные картинки с изображением городских и деревенских домов и даёт задание одной команде собрать картинки с изображением домов го-родского типа, а другой - с изображением деревенских домов. Побеждает та команда, кото-рая быстро и верно соберёт нужные картинки. При обсуждении правильности выполнения задания воспитатель спрашивает детей, почему именно эти картинки они выбрали. Дошколь-ники при ответах пользуются объяснительной формой речи, обосновывая свои выбор.
«Найди такую же картинку»
(Игра проводится с подгруппой из двух-четырёх детей)
Дидактическая задача: Закрепить полученные знания о легковых и грузовых машинах.
Материал: 1 набор картинок воспитателю, 2-4 набора таких же набора картинок детям (наборы картинок с изображением легковых и грузовых машин).
Руководство: Воспитатель, ведущий игру, показывает картинку с изображением легковой или грузовой машины и предлагает детям среди имеющихся у них картинок найти такую же, как и у воспитателя. Игра неоднократно повторяется. Побеждает тот ребёнок или те дети, которые наибольшее число раз быстро и правильно выбирали нужные картинки.
«Нам поможет шифр»
(Упражнение проводится с подгруппой из двух-шести детьми).
Дидактическая задача: Учить детей замещать условные обозначения (значки) соответствующими словами, соблюдая при этом заданную последовательность.
Материал: Картинка (20x20 см.) с изображением детей около здания Адмиралтейства. Текст рассказа, в котором те или иные слова заменены определенными значками - геометрическими фигурами или цифрами.
Полоска (10x20 см.) с изображениями геометрических фигур (или цифр) и соответствующие им парные картинки (шифр). Полоска (2,5x20 см.) с геометрическими фигурами (или цифрами), указывающими последовательность слов, которые должны произносить дети.
Руководство: Детям даётся полоска бумаги, на которой в определённом порядке размещены цифры или геометрические фигуры, отдельно даётся шифр (значки или соответствующие картинки). Дети тренируются в названии тех или иных слов, соответствующих картинке.
Затем взрослый говорит: «Сейчас мы вместе с вами прочитаем рассказ. Я начну читать и, если я остановлюсь, смотрите на первый значок вашей полоски, затем - на общую полоску со значками и картинками и называйте тот предмет, который ей соответствует. И так до конца рассказа. Начинаем».
Воспитатель медленно, выразительно читает рассказ, время от времени останавливаясь и поглядывая на детей. Дети называют слова, соответствующие цифрам или геометрическим фигурам. Игра длится 6-7 минут. Повторяется в зависимости от желания детей.
- Текст рассказа:« Марина и Пётр решили совершить прогулку к зданию (5). Они сели на скамейку около (1) и стали, рассматривая это здание, рассказывать друг другу, что они знают о нём..
- Марина сказала, что в центре здания башня, увенчанная (2), а позолоченный шпиль завершает(8). Пётр рассказал, что по сторонам главной (3) находятся скульптурные группы(б). А Марина отметила красоту белоснежных (4). Дети посмотрели на (7), расположенные под башенкой Адмиралтейства и
вспомнили, что им уже пора возвращаться домой».
Шифр
1. Фонтан. 2. Шпиль. 3. Арка. 4. Колонна. 5. Адмиралтейство. 6.«Нимфы, поддерживающие земную сферу». 7.Часы. 8. Кораблик-флюгер.
Полоска с цифрами, указывающими последовательность слов, которые должны произносить дети:
5 1 2 8 3 6 4 7
«Наш город»
(Игра для детей от 6 лет и старше).
Правила игры: Количество игроков может быть 1,2 или 3. Игра проходит на карте города. Существует три маршрута - красный, синий и зелёный. Каждый маршрут охватывает архитектурные памятники определённого периода и стиля. Количество ходов по выбранному маршруту разыгрывается с помощью кубика.
Первый игрок бросает кубик и фишкой цвета, соответствующего выбранному маршруту, делает столько ходов, сколько точек на верхней стороне кубика. Фишка останавливается на кружке с цифрой. Это место расположения одного из архитектурных памятников. Игрок обращается к своей маршрутной книжке и знакомится с кратким описанием архитектурного сооружения, соответствующего цифре. Находит карточку с изображением этого архитектурного памятника и кладёт её на карту города, на это место. После аналогичного выполнения ходов остальными игроками по другим маршрутам первый игрок отворачивает карточку и сверяет цифры на городской карте и на оборотной стороне карточки. Если выбор сделан правильно, то он делает следующий ход, а эта карточка с изображением достопримечательности снова участвует в игре. Игроки младшего I возраста могут не загибать рисунки в маршрутных книжках (по линии сгиба) а пользоваться подсказкой - изображениями достопримечательностей.
Победителем становится тот игрок, который первым пройдёт весь маршрут.
«Определи по фрагменту»
(В игре участвует подгруппа из восьми-десяти детей).
Дидактическая задача: Уметь по фрагменту иллюстрации, определять скульптуру (или скульптурную группу) и её местонахождение в нашем городе ( памятник А.С. Пушкину на площади Искусств; памятник Петру I« Медный всадник» на Сенатской площади; бюст Петра I около Домика Петра I; скульптурная группа «Нимфы, поддерживающие земную сферу»; гранитные фигуры атлантов на портике, оформляющем вход в Новый Эрмитаж; скульптурная группа на куполе Дома книги; скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту). Уточнить понятие «скульптурная группа».
Материал: Два одинаковых по размеру листа бумаги, расположенные один под другим, на верхнем - небольшой величины окошечко, вырезанное в любом месте, но отношению к картинке (иллюстрации), которая наклеена на нижний лист бумаги. На иллюстрации - изображение крупным планом скульптуры или
На иллюстрации - изображение крупным планом скульптуры или скульптурной группы.
Примечание: Игра может проводится с использованием разного иллюстративного материала (архитектурные памятники Петербурга, решетки и т. д.).
Руководство: Педагог собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру
«Определи по фрагменту». Воспитатель сообщает ребятам правила игры: «Нужно по фрагменту иллюстрации правильно определить скульптуру или скульптурную группу (уточнить понятие) и сказать, где в нашем городе ее можно увидеть. За каждый правильный ответ я буду давать жетон. Ребёнок, набравший в результате большее количество жетонов -победитель».
«Отгадай по фигурам»
(В игре участвует вся группа детей).
Дидактическая задача: Учить детей сравнивать рисунок и схему.
Материал: Картинки с изображением некоторых достопримечательностей нашего города (Адмиралтейство, Зимний дворец, Финляндский вокзал, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Кунсткамера, Ростральные колонны и др.). К каждой картинке изготавливают схему, на которой эти достопримечательности изображены условно. В каждой схеме намеренно сделаны ошибки, допущены неточности по сравнению с соответствующей картинкой. И схемы, и картинки должны быть достаточно крупные (25x30 см.), чтобы дети могли их рассматривать не напрягаясь.
Руководство: Ребята рассаживаются на стульчиках перед доской, на которой выставлены одна из картинок вместе с её схематическим изображением (например, Петропавловская крепость и вытянутый по горизонтали не шестиугольник, а пятиугольник).
Взрослый предлагает детям посмотреть на картинки. На одной картинке - рисунок подробный, а на другой - сокращенный. К тому же на этой картинке есть и ошибки, не всё изображено так же как на первой картинке. Нужно определить по фигуре (или по фигурам) достопримечательность города и найти ошибки в схеме.
Ребята по очереди называют свои варианты достопримечательностей города, а также отмечают несоответствия
между картинкой и её схематическим изображением. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выслушав ответы детей, воспитатель, по необходимости, дополняет их. Педагог размещает перед детьми разные картинки, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. На каждом занятии рекомендуется сравнивать три-пять картинок со схемами в зависимости от темпа ответов детей и качества разбора каждой пары изображений. Игра может повторяться неоднократно на разном материале.
«Отражения в Неве»
(Участвует подгруппа из шести-восьми детей).
Дидактическая задача: Уметь по силуэту определять архитектурные, скульптурные памятники Петербурга, правильно их называть, самостоятельно создавать силуэтное изображение разных достопримечательностей города. Развивать воображение.
Материал: Картинки с различными силуэтными изображениями некоторых достопримечательностей города. Бумага, акварель, кисти.
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и говорит о том. что сегодня они будут любоваться отражениями в Неве разных достопримечательностей Петербурга. Педагог поясняет, что когда здания, памятники и другие украшения нашего города отражаются в воде, то их изображение нечёткое, расплывчатое, но все равно по силуэту можно узнать, что это. Взрослый показывает детям картинки с размытыми силуэтными изображениями некоторых достопримечательностей Петербурга, а ребята, догадавшись. называют их. Далее воспитатель предлагает детям, немного пофантазировав, самим создать силуэтные изображения, используя акварельные краски. В конце дети, рассматривая работы сверстников, узнают, что на них нарисовано.
«Плывет кораблик по Неве».
1 вариант
Цель: Узнавать и называть достопримечательности Санкт-Петербурга, расположенные по берегам Невы.
Материал к игре: Игровое поле с изображением реки. По берегам реки схематичные изображения архитектурных памятников. Бумажные кораблики по числу играющих.
Правила игры: каждый ребенок выбирает свой маршрут путешествия, «причаливая» к любому памятнику, рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда обо всех достопримечательностях будет рассказано. Выигрывает тот, кто сделает больше остановок.
II вариант
Цель: Закрепить знания островов и умение ориентироваться на карте.
Материал к игре: игровое поле с изображением реки и островов с моделями-подсказками их названий, кораблики.
Ход игры: Дети путешествуют по реке от острова к острову. Называют их и рассказывают, почему они так названы. Выигрывает тот, кто больше назовет островов.
Ш вариант
Цель: Закрепить названия мостов.
Материал к игре: То же игровое поле, съемные модели мостов со схематичным изображением фрагментов решетки, фонарей.
Ход игры: игроки должны перейти с острова на остров, подобрав для этого мост. Выигрывает тот, кто узнает мост по его фрагменту и назовет его.
«Поможем Марине и Петру правильно собрать перепутанные части украшения колокольни Петропавловского собора»
(Участвует подгруппа из двух-четырёх детей).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей об особенностях оформления колокольни Петропавловского собора. Уметь собрать перепутанные части украшения колокольни.
Материал: Картинка с изображением колокольни Петропавловского собора. Картинки с изображением частей украшения колокольни Петропавловского собора.
Руководство: Дети рассаживаются на стульчиках, воспитатель - в центре. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением колокольни Петропавловск ого собора, выделить части украшения колокольни. назвать последовательность расположения этих частей.
Затем воспитатель говорит о том, что Марина и Пётр - герои книги Л.К.Ермолаевой и И.М.Лебедевой « Чудесный город» (петербургская тетрадь) перепутали все части украшения колокольни Петропавловского собора и им нужно помочь их правильно собрать. Дети сначала выполняют задание коллективно подгруппой, а потом по очереди индивидуально. В конце совместно с воспитателем - повторение названий этих составных частей.
«Поможем Мишке добраться до дома»
(В игре участвует вся группа детей).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей о городской улице, закрепить знание детьми дорожных знаков, транспортных средств, правил поведения в общественном транспорте, на улице города.
Материал: Игрушка - Мишка. Атрибуты к сюжетно-подвижной игре « Транспорт». Картинки с изображением дорожных знаков.
Руководство: Организуется сюжетно-подвижная игра «Транспорт». Во время игры воспитатель вносит игрушку-мишку и сообщает, что случилась беда. Мишка, для которого дети украшали дом (упражнение «Украсим Мишкин дом») потерялся и поэтому он просит ребят отвезти его домой. В ходе игры дети вместе с воспитателем объясняют Мишке, что означают дорожные знаки на улицах города, рассказывают о разных видах транспорта, о правилах поведения при пользовании им (т. е. ситуация творчески обыгрывается).
«Поможем Незнайке прийти к нам в детский сад»
(Участвует вся группа детей).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей о работе почтальона, продавца. Закрепить знания о видах транспорта, дорожных знаках, правилах поведения пассажиров и транспорта. Уметь показывать направление от себя, вперёд-назад, влево-вправо.
Материал: Кукла Незнайка, конверт, атрибуты к сюжетно- ролевой игре« Магазин», нагруднички с изображением видов транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, знаки дорожного движения, кукольный чайный набор.
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и сообщает, что Незнайке пришло письмо с приглашением посетить наш детский сад (спросить у детей, кто разносит в го-роде письма). Он с радостью откликнулся на это приглашение и собравшись, отправился в магазин, чтобы купить торт, Далее воспитатель распределяет детей на небольшие под-группы: одни дети -продавцы, покупатели в магазине, другие - водители и пассажиры, третьи -дорожные знаки. Педагог говорит от лица куклы-Незнайки. Обыгрываются разные ситуации: поведение Незнайки в магазине, в транспорте, на улице города. Далее дети по-могают Незнайке, ориентируясь от себя найти дорогу от остановки транспорта до детского сада. В конце дети вместе с Незнайкой пьют чай стертом. Незнайка благодарит за приглашение и помощь и, прощаясь, уходит.
«Поможем Незнайке -художнику»
(В игре принимает участие подгруппа из шести-восьми детей).
Дидактическая задача: Закрепить знания детей об устройстве улицы города. Уметь замечать ошибки и устранять их. Совершенствовать изобразительные навыки и умения детей.
Материал: Нарисованное изображение улицы, проспекта города, знакомых детям (например, фрагмент улицы на которой находится детский сад), с некоторыми неотмеченными особенностями устройства улицы. Например, не нарисованы « лёгкие» города -деревья, кустарники; линии дороги, тротуара, проезжей части и т.н.
Изоматериалы: кисти, краски, карандаши, мелки и др.
Примечание: Материалом к игре могут быть также нарисованные картинки с неполным изображением некоторых достопримечательностей Петербурга.
Руководство: Воспитатель, ведущий игру, делит детей на две команды. Потом педагог говорит ребятам о том. что Незнайка-художник нарисовал картинку улицы, на которой находится наш детский сад, картинку близлежащего по отношению к детскому саду проспекта, но допустил ошибки при изображении их устройства (нарисованные картинки рассматриваются детьми двух подгрупп по очереди). Взрослый предлагает детям назвать ошибки, которые допустил Незнайка-художник. За каждый правильный ответ воспитатель дает команде жетон. Затем педагог предлагает воспользовавшись разными изома риалами, дополнить картинки, которые нарисовал Незнайка нужными изображениями (одна картинка для каждой команды). Команда, набравшая большее количество жетонов и нарисовавшая все недостающие изображения отмечается главным призом, а другая команда –поощрительным
«Построим Мишке дом»
(Участвует вся группа детей).
Дидактическая задача: Уточнение представления о структуре трудового процесса строи-телей, понимания типичного обобщённого образа сооружения.
Материал: Игрушка- мишка. Набор крупного строительного материала
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и сообщает, что Мишку бросила хо-зяйка, он остался без дома, ему нужно помочь, построив новый, красивый дом. Но как это сделать? Дети рассказывают воспитателю о структуре трудового процесса строителей. Педа-гог уточняет знания детей о том, что все здания имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна. После небольшой беседы дети вместе с воспитателем строят из крупного «строителя» Мишке дом, в конце - обыгрывают постройку.
«Путешествия в прошлое»
(В игре участвует подгруппа из шести-восьми детей).
Дидактическая задача: Уметь называть предметы одежды и средства передвижения, характерные для прошлого времени (старый Петербург) с помощью картинок.
Материал: Набор картинок с изображением старого Петербурга.
Руководство: Воспитатель, ведущий игру, делит детей на 2 подгруппы и предлагает поочередно их вниманию картинки с изображением старого Петербурга. Дошкольники, рассматривая картинки, называют предметы одежды и средства передвижения прошлого времени. За каждый правильный ответ воспитатель даёт команде жетон. Выигрывает та команда, которая наберёт большее число жетонов
«Поучимся ориентироваться по плану»
(В игре участвуют от двух до пяти детей).
Дидактическая задача: Уточнить понятия: улица, проспект, район города. Повторить адрес детского сада. Учить элементарно ориентироваться по плану (план как уменьшенное смоделированное отношение между предметами в определенном пространстве).
Материал: 4 больших листа картона (50 х 50 см.) с изображением микрорайона, в котором находится здание детского сада. На листах нарисованы разветвлённые дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: магазин, почта, жилые дома, школа, дорожные знаки. Если нет объёмных фигур, то можно сделать плоскостные изображения. В одном месте нарисовано изображение здания детского сада (если используются объёмные фигуры, макет здания детского сада ставится в определенном месте). У нижнего конца дорожки (начало поиска) нарисована стрелочка. Набор ориентиров и разветвление дорожек на каждом листе разные. 8 разных схем пути, по 2 задачи к каждому заданию. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от листа начала поиска здания детского сада, проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается около того места, где нарисовано здание детского сада. Схемы варьируются по количеству поворотов (от 3 до 6 I поворотов).
Руководство: Перед началом игры на столиках раскладывают листы с изображением микрорайона. Дети подходят к первому изображению и рассматривают его. Взрослый говорит, что это схема ближайшего окружения детского сада. На ней нарисованы: здание детского сада, школа, почта, магазин, а также улицы, проспекты, дорожные знаки. (Воспитатель уточняет: в каком районе находится наш детский сад, его адрес; понятия - улица, проспект, их различия).
Далее педагог рассказывает, что надо пройти определённый путь, чтобы добраться до здания детского сада. Воспитатель показывает ребятам первую схему пути. Все вместе рассматривают схему, отмечают, мимо чего проходит дорожка к детскому саду (сначала нужно перейти Гражданский проспект по пешеходному переходу, потом пройти мимо магазина, школы, жилых домов, свернуть в сторону почты, затем прямо по улице к зданию детского сада). Первоначально даётся схема, на которой не больше трёх поворотов дорожки. В последующих зада-чах количество поворотов увеличивается до 6. По первой схеме взрослый помогает детям искать здание детского сада. Следующую схему он даёт уже кому-нибудь из детей, и ребёнок ищет здание детского сада самостоятельно. Если ребёнок выполняет задание правильно, то предлагается новая схема, а если колеблется, то по той же схеме здание детского сада ищет следующий ребёнок.
«Сама садик я садила».
Цель: Закреплять знания детей об устройстве садов и парков, учить проектировать.
Материал к игре: панно, изображения деревьев, кустов, скульптуры, фонтанов, скамеек, пруда, беседок на липучках.
Ход игры: дети могут создавать свой проект самостоятельно или с подгруппой детей, затем рассказать о том, что получилось.
«Почта».
Дидактическая задача: продолжать учить детей передавать свои знания в целенаправленном, логическом рассказывании. Воспитывать желание поделиться своими знаниями.
Материал: Сумка почтальона, конверты с открытками, на которых избражены виды города для каждого ребёнка, разноцветные жетоны.
Руководство: Раздаётся стук в дверь. Слова С.Я.Маршака: «Кто учится в дверь...».
- Кто к нам пришел? Зачем он приходит? Что принёс почтальон? Почтальон раздаёт каждому ребёнку по письму. Воспитатель разрешает вскрыть письмо и посмотреть, но не показывая соседу. Используя считалку, педагог определяет, кто должен «прочитать»
письмо: подробно описать место, не называя его. Все слушают. У кого такое же письмо, может дополнить то, что не «прочитал» отвечавший. За хорошее дополнение будет дан красный жетон. «Читая письмо», надо рассказывать, где находится это место, описать его по величине, что украшает его, сказать о назначении раньше и теперь.
Дети, совместно с воспитателем повторяют план рассказа (можно дать модель рассказа).
Один из детей называет место, которое описали. Все слушают и за правильный ответ этот ребёнок получает зелёный жетон. Воспитатель в ходе рассказов к оценке привлекает детей. В конце считают жетоны и выделяем победителя или победителей, которым педагог вручают значки с видами Санкт-Петербурга.
«Прогулка по Зимнему дворцу и Эрмитажу»
(В игре участвует подгруппа из четырёх-шести детей).
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять знания о некоторых достопримечательностях Зимнего двора и Эрмитажа. Использовать при ответе объяснительную форму речи.
Материал: 2 наборных полотна, одинаковых по своему изготовлению: с пятью кармашками - один в центре, четыре по бокам. Картинки с изображением некоторых залов Зимнего дворца и Эрмитажа. 2 картинки: с изображением здания Зимнего дворца и Эрмитажа.
Руководство: Педагог делит детей на две подгруппы по 2-3 человека в каждой. Одной - предлагает наборное полотно, в Центральном кармашке которого находится картинка с изображением здания Зимнего дворца, а другой – наборное полотно, в центральном кармашке которого находится картинка с изображением здания Нового Эрмитажа. Затем воспитатель объясняет задание: «Из имеющегося у каждой команды набора открыток с изображением некоторых залов Зимнего дворца и Эрмитажа нужно разместить на наборном полотне только те, которые соответствуют центральной картинке. Например, если в центральном кармашке наборного полотна находится картинка с изображением здания Зимнего дворца, то в боковых кармашках нужно разместить открытки с изображением залов именно этого музея города. Если в центре картинка с изображением здания Нового Эрмитажа, то в боковых кармашках помещаются открытки с изображением залов Нового Эрмитажа». В конце выполнения задания дети поясняют, используя объяснительную форму речи, свои действия. Выигрывает команда, правильно выполнившая задание и сумевшая пояснить свой выбор. Затем команды меняются местами и игра продолжается.
«Прогулка по Невскому»
(Участвует подгруппа из двух-четырёх детей).
Дидактическая задача: Уточнение знаний детьми достопримечательностей Невского проспекта. Уметь узнавать их на картинках, правильно называть; пользоваться при ответе разными типами предложений.
Материал: Наборное полотно с девятью кармашками-вкладышами. Картинки с изображением достопримечательностей Невского проспекта (9 картинок).
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и предлагает совершить прогулку по Невскому проспекту. Он показывает детям наборное полотно с картинками и предлагает рассмотреть и назвать, что на них изображено. Дети по очереди рассказывают о достопримечательностях Невского проспекта (составляют разные предложения по картинкам).
Другой вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки на наборном полотне и оставить только те, на которых изображены достопримечательности Невского проспекта (в этом случае будут нужны дополнительные картинки с любыми другими видами города).
«Составь картинку»
(по типу «Тантрам»).
(В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)
Дидактическая задача: Уметь составлять целое изображение из частей (10-12 частей). Уточнить представление детей о некоторых достопримечательностях нашего города, особенностях их оформления.
Материал: Конверты с разрезными картинками достопримечательностей Петербурга (10-12 частей).
Руководство: Взрослый раздаёт подгруппе детей конверты с разрезными картинками и даёт задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребёнку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.
«Разные дома»
(Упражнение проводится с подгруппой из трёх-пяти детей)
Дидактическая задача: Учить детей различать дома по назначению и архитектуре. По назначению - детский сад, магазин, почта; по архитектуре - размер и форма дома, окон (квадрат, прямоугольник), наличие балконов, лоджий.
Материал: Картинки с изображением зданий детского сада, магазина, почты. Картинки с изображением разных домов по архитектуре.
Руководство: Воспитатель сначала вынимает картинки с изображением разных домов об-щественного назначения и показывает их детям. Дети, рассмотрев особенности оформления этих зданий, определяют их назначение. Затем воспитатель предлагает вниманию детей картинки с изображением разных домов по архитектуре. Дошкольники, дополняя ответы друг друга, рассказывают о различиях в оформлении домов.
«Продолжи ряд»
(В игре участвуют пять детей).
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Закрепить знание
детьми достопримечательностей нашего города. Уметь различать и правильно называть архитектурные украшения зданий. Использовать речь-доказательство.
Материал: Пять одинаковых по изготовлению книжек-ширм с равным количеством страниц в каждой (примерное количество страниц - три). Размер страницы 20x30 см. На первом листе книжки-ширмы силуэтное изображение Казанского собора, Адмиралтейства, Ломоносова моста, Русского музея, Ростральной
колонны. Набор открыток с видами города для каждого ребёнка (количество открыток в каждом наборе
одинаковое - от трёх до шести).
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру « Продолжи ряд». Педагог
объясняет правила игры: « Каждый из вас получает книжку-ширму, на первом листе которой силуэтное
изображение какой-либо достопримечательности Петербурга. Нужно выполнить следующее задание:
1) если на первой странице силуэтное изображение Казанского собора, то ребёнок, получивший эту книжку-ширму, выкладывает на пустых листах из имеющегося у него набора картинок только соборы;
2) если на первой странице книжки-ширмы силуэтное изображение Адмиралтейства, то ребёнок из имеющегося у него набора картинок выбирает только те, на которых изображены здания со шпилями;
3)если на первой странице книжки-ширмы силуэтное изображение моста Ломоносова, то ребёнок выбирает и
раскладывает открытки с изображением мостов;
- если на первой странице книжки-ширмы силуэтное изображение Ростральной колонны, то ребёнок выбирает из имеющегося у него набора открыток и выкладывает на пустых листах только те, на которых изображены колонны Петербурга или здания с колоннами;
5)если на первой странице книжки-ширмы силуэтное изображение Русского музея, то ребёнок выбирает из
имеющегося у него набора открыток только те, на которых изображены музеи Петербурга или, например, здания с
фронтонами и колоннами.
После объяснения воспитателем задания дети свободно располагаются в разных местах групповой комнаты (у каждого ребёнка - отдельный набор открыток и книжка-ширма) и выполняют задание. Выигрывают те дети, которые быстро и правильно осуществляют нужные действия и смогут пояснить их, используя при ответе на вопросы взрослого речь-доказательство.
Примечание: На пустых страницах книжки-ширмы можно расположить не одну, а несколько открыток.
«Узнай и назови»
(В игре участвует вся группа детей).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей о дорожных знаках и их назначении.
Материал: Картинки с изображением дорожных знаков.
Руководство: Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Узнай и назови». Группа детей делится на 2 подгруппы, по одинаковому количеству человек в каждой. Воспитатель показывает по одной картинке с изображением на ней какого-либо знака сначала детям одной команды, затем детям другой команды. За правильный ответ педагог даёт подгруппе детей жетон. Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество жетонов.
«Собери картинку»
(В игре участвует вся группа детей).
Дидактическая задача»: Уточнить знание детьми некоторых достопримечательностей нашего города (Петропавловская крепость, Зимний дворец, Адмиралтейство, Домик Петра 1, Исаакиевский собор). Уметь составлять целое изображение из частей (6-8 частей). Формулировать в речи достигнут или нет игровой результат.
Материал: Разрезные картинки в конвертах на каждого ребенка.
Руководство: Воспитатель предлагает детям конверты с разрезными картинками и даёт задание собрать целое изображение из частей. Побеждают те дети, которые быстрее и правильнее выполнят задание, сформулировав в речи достигнут или нет игровой результат.
«Разноцветные кружки»
(В игре принимает участие подгруппа из шести-восьми детей).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей о расположении некоторых достопримечательностей в центральной части нашего города. Уметь сравнивать и соотносить два разных по технике исполнения изображения. Закрепить знание детьми цифр.
Материал: Нарисованный фрагмент схематичного изображения Центральной части города; на местах, где в соответствии с географической картой должны располагаться виды достопримечательностей Петербурга - цветные кружки с цифрами (число разноцветных кружков -13). Маленькие картинки (ЗхЗсм) с изображением следующих достопримечательностей города (Петропавловская крепость; здание Биржи; Ростральные колонны; Исаакиевский собор; памятник Петру I «Медный всадник»: Адмиралтейство; Зимний дворец; здание Главного штаба; Александровская колонна: Летний сад: Казанский собор; Дом книги; Кунсткамера). На обратной стороне этих картинок кружок такого цвета и с такой цифрой как и на нарисованном фрагменте карты-схемы центральной части города. Карта-схема «Санкт-Петербург». АО «Карта» 1994 г.
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру «Разноцветные кружки». Взрослый показывает ребятам материал для игры, вместе с ними рассматривает его и объясняет правила: «Предложенные картинки нужно разместить на нарисованной карте-схеме в местах разноцветных кружков таким образом, чтобы это соответствовало реальному месторасположению этих достопримечательностей в городе. Свои действия можно проверить с помощью настоящей (географической) карты-схемы с отмеченными на ней достопримечательностями Петербурга, а также с помощью цифр и цветных кружков, обозначение которых совпадает и на картинках, и на нарисованной карте-схеме».
Сначала педагог помогает детям в ходе игры, потом ребята играют самостоятельно.
«Разный Петербург»
(Участвует подгруппа из двух-четырёх детей)
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении, классификации, обобщении. Закрепить знания о некоторых достопримечательностях города, учить видеть многообразие фонов, на которых они изображены.
Материал: Картинки с изображением города в разное время года. суток, в праздничные дни. Фланслараф. Руководство: Дети рассаживаются на стульчиках полукругом, воспитатель в центре. Педагог выкладывает на фланеяеграфе по очереди картинки (число картинок от 2 и более) с изображением города в разное время года, суток, в праздничные дни, рассматривает их вместе с детьми. Обращает внимание ребят на многообразие фонов на картинках, отмечает признак, общий .для этих изображений, помещенных на фланелеграфе (вечерний, утренний, осенний, зимний, праздничный Петербург и т д.). Затем Дети сами упражняются в сравнении, классификации открыток на основе перечисленных признаков. В конце выполнения задания обобщают, почему они поместили на фланелеграф именно эти картинки, какой признак их объединяет.
«Реки нашего города».
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о реках города.
Материал к игре: модели со схематичным изображением зашифрованных названий рек.
Правила игры: Соблюдать очередность, рассказывать все, что знаешь о реке.
Ход игры: играющие берут карточку и по знаку расположенному в верхнем углу называют реку и рассказывают историю ее названия. Игра заканчивается, когда заканчиваются карточки. Выигрывает тот, кто больше рек отгадает.
Примерный список рек для игры:
- Пряжка (модель реки с изображением ремня с пряжкой).
- Черная (модель реки с изображением черного пятна).
- Карповка (карп).
- Сестра (девочка).
- Красненькая (красное пятно).
- Крестовка (крест).
- Фонтанка (фонтан).
- Мойка (мойка).
- Каменная (камень).
«Узнай по моделям»
(в игре принимает участие подгруппа из шести-восьми детей).
Дидактическая задача: Уметь с помощью моделей (предметно-схематические, графические) узнавать достопримечательности города. Уметь создавать свои модели.
Материал: Модели по разным темам. Бумага, карандаши.
Руководство: Дети рассаживаются за столиками. Взрослый говорит, что сейчас они будут играть в игру «Узнай по моделям». Он будет показывать ребятам разные карточки-модели, а они должны подумать и ответить, о каких достопримечательностях Санкт-Петербурга идет речь. За каждый правильный ответ ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто соберет наибольшее количество жетонов.
«Что я видел?»
(В игре участвует подгруппа из двух-четырёх детей).
Дидактическая задача: Обобщить представления детей о Домике Петра 1 и о Летнем дворце Петра 1: некоторые особенности внешнего облика и внутреннего убранства. Упражнять в составлении небольших описательных рассказов.
Руководство: Воспитатель, ведущий игру, составляет небольшой описательный рассказ о некоторых особенностях оформления, внутреннего убранства Домика Петра 1 или Летнего дворца Петра 1. Дети, на основе имеющихся у них знаний об этих достопримечательностях города, определяют, к какому из зданий относится рассказ педагога. Потом рассказы-загадки составляют дети по очереди самостоятельно.
«Украсим Мишкин дом»
(Упражнение проводится с шестью-восьмью детьми).
Дидактическая задача: Уточнить представление детей о многообразии архитектурных украшений, уметь узнавать их, правильно называть. Развивать художественный вкус.
Материал: Игрушка - мишка. Небольшая постройка дома на столе. Набор мелкого строительного материала.
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и предлагает рассмотреть дом, в котором живет Мишка. Дети вместе с педагогом отмечают его неказистый вид. Взрослый сообщает, что Мишке очень бы хотелось украсить свой дом, но он не знает как это сделать, чтобы получилось красиво. Воспитатель предлагает детям помочь Мишке, используя некоторые части из набора мелкого строительного материала (арки, арочные окошки, окна прямоугольной формы, купола, фронтоны (большие, малые), шпили (простые, граненые). Если каких-то деталей нет, то их можно сделать из картона. В конце Мишка благодарит детей и спрашивает, как им удалось построить такой красивый дом, похожий на настоящий дворец. Дети показывают Мишке архитектурные украшения и сообщают их названия.
«Улица города»
(с использованием макета).
В игре участвует подгруппа детей из пяти-семи детей.
Дидактическая задача: Уточнение знаний о домах, транспорте, знаках дорожного движения на улице города.
Материал: Макетное изображение улицы города.
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что сегодня они будут играть в игру «Улица города». Взрослый, ведущий игру, берёт на себя роль милиционера- регулиров-щика, а дети делятся на две подгруппы: одни - машины, которые должны доставить свои грузы в магазин, на почту, в детский сад, а другие -пешеходы, которые возвращаются после работы домой. В ходе игры закрепляются знания о светофоре, выполняются различные пра-вила машинами, повторяются правила поведения пешеходов на перекрёстке при наличии све-тофоров, уточняются знания дорожных знаков: пешеходный переход, подземный переход, надземньй переход, односторонне и двустороннее движение. Побеждают те дети (машины, пешеходы), которые благополучно преодолев все препятствия возвращаются домой или доставляют грузы по назначению.
«Цветной город»
(Упражнение проводится с двумя-четырьмя детьми).
Дидактическая задача: Учить детей замещению (слова цветом). Уточнить знания ребёнка о городе, опираясь на его ассоциации (связи между отдельными звеньями воспринятого). Уточнить знание основных цветов спектра, нейтральных цветов. Использовать объяснительную форму речи.
Материал: Для каждого ребёнка - 9 прямоугольников: - 7 прямоугольников из бумаги всех цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и два прямоугольника нейтрального цвета (серьги и белый).
Руководство: Дети рассаживаются за столиками. Воспитатель раздаёт им материал для упражнения. Взрослый говорит:«Перед вами лежат прямоугольники разных цветов (уточняет название цветов). Я буду называть различные словосочетания, предложения, которые по смыслу относятся к нашему городу, а вы - внимательно слушайте их и выбирайте тот цвет (или те цвета) прямоугольника, который, по вашему мнению, наиболее подходит к сказанному мною словосочетанию или предложению. В конце вы должны пояснить, почему выбрали тот или иной цвет (или цвета)». Например, воспитатель начинает: «Праздничный Петербург», а ребёнок поднимает и показывает прямоугольники красного, оранжевого, жёлтого цветов, поясняя свой выбор так: «Я выбрал эти цвета, потому что мне кажется, что праздничный Петербург -это когда в городе салют». Или ребёнок поднимает прямоугольник только красного цвета, потому что для него праздничный Петербург - это когда в чашах Ростральных колон горит огонь. И т. д. Словосочетания, предложения о городе, предлагаемые воспитателем различны: утренний Петербург, вечерний город, осенний город, город туманов и дождей и т.п.
«Цепочка из картинок»
(В игре участвует подгруппа из четырёх-шести детей).
Дидактическая задача: Уточнить понимание детьми слов, обозначающих видовые понятия (центральные магазины города, музеи Петербурга).
Материал: 2 набора картинок - по 3 картинки в каждом наборе: -набор картинок с изображением центральных магазинов нашего города (Гостиный двор, Дом книги, Пассаж), -набор картинок с изображением некоторых зданий-музеев Петербурга: (Петропавловский собор, Зимний дворец, Домик Петра 1).
Руководство: Взрослый предлагает поиграть в игру «Цепочка из картинок». Он расклады-вает свободно на ковре разные картинки. Детей подгруппы делит на 2 команды по 2-3 человека в каждой. Даёт задание одной команде разложить цепочку из картинок с изо-бражением центральных магазинов Петербурга, другой команде - музеев города. Потом задания для двух команд меняются. Выигрывает та команда, которая быстро, правильно выполнит задание, а также назовет изображения на картинках.
«Что есть в нашем города для детей?»
(В игре участвует подгруппа из четырёх-шести детей).
Дидактическая задача: Упражнять в классификации и обобщении находить картинки с изображением мест в нашем городе, интересных детям. Использовать при ответе объяснительную форму речи.
Материал: Картинки с изображением мест в нашем городе, интересных детям,(цирк, зоопарк, детский театр, библиотека, школа). Картинки с изображение людей разных профессий. Картинки с изображением архитектурных украшений зданий.
Руководство: Дети делятся на 2 команды по 2-3 человека в каждой. Воспитатель свободно раскладывает на ковре разные наборы картинок и предлагает ребятам выбрать из имеющихся только те, на которых изображены места в нашем городе интересные детям.
Выигрывает та команда, которая не только правильно выберет картинки, но и сможет пояснить свой выбор, используя речь-доказательство. Например: «Оставшиеся картинки мы не выбрали, потому что на них изображены украшения домов, зданий; профессии людей, а не места в нашем городе, интересные детям».
«Что лишнее?»
(Участвует подгруппа из двух-четырёх детей).
Дидактическая задача: Сравнение и классификация домов старого и нового районов города. Выделение признаков отличия. Использование объяснительной формы речи.
Maтериал: Наборное полотно с четырьмя кармашками (из прозрачной плёнки). Картинки с изображением домов старого и нового районов города.
Руководство: Дети рассаживаются на стульчиках полукругом, воспитатель - в центре. Рядом столик с разложенными на нем картинками с изображением домов старого и нового районов города. Воспитатель предлагает рассмотреть их детям (отмечает различия по архитектуре). Затем педагог помешает на наборном полотне четыре картинки с изображением домов разных районов города и предлагает ребятам определить, какая из картинок является лишней и почему. Например, на наборном полотне три картинки с изображением домов нового района Петербурга и одна с изображением дома старого района города. Ребёнок откладывает лишнюю картинку, поясняя свои действия (называет признаки и отличия).
Примечание: В качестве материала для игры могут использоваться картинки с изображением достопримечательностей Москвы и Петербурга (но игра с таким материалом требует предварительной работы которую нужно заранее спланировать).
«Что мы знаем о видах
архитектуры?»
(В игре принимает участие подгруппа из семи детей)
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников). Упражнять в классификации и обобщении. Уметь пользоваться при ответе объяснительной формой речи.
Материал: Картинки с изображением разных видов архитектуры (по каждому виду архитектуры - 3 картинки).
Руководство: Дети вместе с воспитателем располагаются на ковре по кругу, педагог раскладывает в центре картинки с изображением разных видов архитектуры и даёт каждому ребёнку отдельное задание, например: одному - собрать картинки с изображением только общественных зданий (магазин, почта, библиотека), другому - с изображением мостов, третьему - с изображением оформления набережных и т.д. Побеждают те дети, которые быстрее и правильнее выполнят задание, а также смогут обосновать свой выбор.
«Я скажу, а ты продолжу»
(В игре участвует подгруппа из трёх-пяти детей).
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о городе: его устройстве, достопримечательностях. Уметь точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности архитектурных, скульптурных памятников, других украшений Петербурга. Совершенствовать монологическую речь детей.
Руководство: Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру: «Я скажу, а ты продолжи». Педагог называет незаконченное предложение или составляет незаконченный, небольшой, описательный рассказ, а дети, в соответствии с их логикой и содержанием придумывают продолжение. Например, воспитатель начинает: «Колонны называются Ростральными, потому, что...», а дети продолжают: «Они украшены рострами» и т.п. За каждый правильный ответ ребёнок получает жетон. Выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество жетонов.
Примечания:
- Игру можно проводить с мячом, если дети придумывают конец только предложениям.
- Водящими в игре могут быть дети, воспитатель - один из играющих.
Подскажи словечко
- При наступлении темноты
Разводят в городе …. (мосты)
- Залп пушки каждому напомнил,
Что в Петербурге ровно… (полдень)
- Петра на бронзовом коне
Создал великий … (Фальконе)
- Стоит Иссакий – великан,
Его построил …..(Монферран)
- Служили раньше маяками
И были чтимы моряками.
Теперь красы и стати полны
Стоят ростральные ….(колонны)
- Увидим много насекомых.
Птиц, удивительных зверей,
Когда однажды посетим
Зоологический …. (музей)
- У парапетов и мостов
Мы видим много важных… (львов)
- Вот кружевной узор оград
За ним укрылся…. (Летний сад)
- Стоит величественный, как в песне –
«Аврора», легендарный … (крейсер)
- Узнать про все растения,
Увидеть красоту,
Мы сможем без сомнения
В ботаническом …(саду)
11. Под землей живет оно
Петербургское …(метро)
- Поезда, перроны, залы
Это шумные … (вокзалы).
- В мире ты один такой,
Славный город над ….(Невой)
- Всем петербуржцам знакомый с детства
Великий шпиль… (Адмиралтейства).
- А вот проспект наш самый главный
И каждому знакомый с детства.
Он от Невы берет названье.
И называется он ….(Невский)
16. Наша главная река –
Величавая ….(Нева)
17. А в центре площади Дворцовой,
Александрийская …(колонна)
18. Здесь много диковин и много картин,
Здесь тысячи за день бывает людей,
И мы непременно сюда поспешим
В наш Русский, любимый… (музей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Петербурговедение»
Аннотация:Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Единственный язык, который легко даётся детям - это ...
Дидактическая игра по петербурговедению "Что лишнее?"
Дидактическая игра по петербурговедению "Что лишнее?" Закрепление знаний о исторических достопримечательностях Санкт- Петербурга....
Методическая разработка по Петербурговедению «Настольная игра «Петербургское домино»
Методическая разработка по Петербурговедению для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Настольная игра «Петербургское домино»...
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Петербурговедение».
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Петербурговедение»....
дидактическая игра по петербурговедению для детей
дидактическая игра по петербурговедению для детей...
Дидактическая игра (домино) "Моя югорская семья", Дидактическая игра "1, 2, 3 - сои чувства с помощью признаков опиши", Дидактическая игра "Закрой мышке дорогу к сыру". Дидактическая игра "Подбери героев к сказке". Дидактическая игра "Кто позвал?"
Дидактическая игра «Домино». Тема: «Моя югорская семья».Дидактическая игра "1,2,3 - свои чувства с помощью признаков опиши".Дидактическая игра "Закрой мышке...