мастер-класс для родителей "Звуки и буквы русского языка"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_roditeli.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей «Звуки и буквы русского языка»
Цель мастер-класса:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Содержание:
1. Актуальность проведения мастер-класса по подготовке детей к обучению грамоте.
2. Теоретическая часть: характеристика звуков.
3. Практическая часть: игры и упражнения, звуковой анализ слова.
4. Итог.
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер-класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях. Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
2. Теоретическая часть:
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов.
Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь".
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
Cогласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!
И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма, Емеля);
2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.
3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Cогласные звуки бывают звонкими и глухими. Звонкий звук, произносится с голосом, глухой – шепотом. На схеме звонкого звука появляется колокольчик.
Знакомит нас со звуками «Фея Фонетика».
-А вы знаете, что такое фонетика?
Фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Звуки на письме обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы. С буквами нас знакомит «Фея Графика».
3. Практическая часть:
Давайте с Вами поиграем.
1. Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик.
Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.
2. Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).
Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.
3. Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).
4. Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове.
Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ. Как проводится звуковой анализ слова? Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.
Уважаемые родители, Вам нужно:
1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).
- Сколько гласных звуков в слове? (Один).
- Сколько согласных звуков в слове? (Два).
4. Итог:
У кого какие вопросы, дорогие родители?
Воспитатель отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слова.
Памятка 1
Звуки
1. АЛФАВИТ.
В русском алфавите 33 буквы.
Буквы мы видим и пишем.
Звуки – слышим, произносим.
Гласных букв– 10, согласных букв -21.
Гласных звуков - 6, согласных звуков - 37.
Буквы Ь и Ъ не являются звуками.
2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.
Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.
мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.
3. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].
4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З – ЗВОНКИЕ (произносятся с голосом)
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ (произносятся шепотом, без участия голоса)
6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.
К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].
Памятка 2.
Обозначение места звука в слове
Звук может стоять в начале слова (с него слово начинается),
в середине слова (он не первый и не последний в слове)
в конце слова (после этого звука больше звуков нет)
Для определения места звука в слове используется схема из 3 квадратов, в зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадрат.
Обозначения:
красный квадрат – гласный звук;
синий квадрат – согласный твердый;
зеленый квадрат – согласный мягкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "ЗВУКИ И БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Памятка для логопедов....
Звуки и буквы русского языка.
ЭТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ОСНОВАМ ГРАМОТЫ...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»
Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...
Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»
Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников. В подготовительно...
Согласные буквы русского языка
Помошник в обучении грамоте....
Консультация для родителей "Звуки и буквы русского языка".
Данная консультация рассчитана на родителей, дети которых посещают старшую группу компенсирующей направленности V вида. В ней рассказывается об отличие букв и звуков, даётся характеристика звуков русс...
Звуки и буквы русского языка
Как правильно произносить звук и называть букву русского языка...