Конспект ООД по развитию речи для старшей группы на тему "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васильева Анастасия Александровна

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы детского сада на тему "Семья". Дидактические игры на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Моя семья»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. 

Цель: расширять представления детей о семье, членах семьи, о родственных отношениях в семье, расширять словарный запас.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

 - познакомить детей с понятием древо семьи, домашний очаг;

- систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

- активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.);  прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

- учить отвечать на вопросы взрослого полными  предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

- побуждать согласовывать действия с речью.

- упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях и домашнем очаге. 

Прививать  потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

Методы:

- наглядные: рассматривание картинок, фотографий;

- словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение стихотворения;

- игровые: дидактические игры, игровое упражнение.

Лексический материал: семья, мама, папа, родители, родственник, сын, дочь, дети, бабушка, дедушка, внуки, тётя, дядя;

добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, старенькая, седая, заботливая; строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый, младший, старший, дружная;

заботиться, уважать, любить, помогать, мыть посуду, поливать цветы, убирать игрушки, пылесосить, вытирать пыль, заправлять кровать, хорошо себя вести.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем « Здравствуйте»   ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! 

Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычок проснулся, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик, слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться.

Воспитатель: Я проверю, действительно помог нам колокольчик, или он старался зря.

Речевая разминка:  

Ра- ра- ра- начинай играть с утра.

Ро - ро- ро-солнце светит нам в окно.

Ре- ре- ре- живём дружно во дворе.

Ри- ри- ри- сосчитались раз, два, три.

Ры- ры- ры –не заметили жары.

Воспитатель: Да действительно, мой помощник -колокольчик, старался не зря.

Воспитатель: Ребята! Я приготовила Вам ребус. Разгадав его, вы узнаете о чём мы будем говорить сегодня на занятии. (Ребус: 7Я)

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?» 

Раз, два, три, четыре,(хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире?(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,(хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать.(руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка,(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.(сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, что лежит у нас на столе?

Дети отвечают: (цветок, ромашка)

Воспитатель: Сколько лепестков у ромашки?

Дети: семь лепестков.

Воспитатель: Ребята! Кто из вас знает, символом какого праздника в России является ромашка? (Ответы детей)

Ромашка – это символ праздника «Всероссийского дня семьи, любви и верности», символ нежности и верности. В честь этого семейного праздника была даже создана специальная медаль. Отмечается этот праздник 8 июля.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о самом важном в жизни каждого человека, о семье. Расскажите о своей семье. Какая у вас семья? С кем вы живёте? (Дети рассказывают по фотографии своей семьи)

Ведётся диалог с несколькими детьми.

Д/игра «Назови ласково»

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая ромашка у нас, а на каждом лепестке что-то написано. Мы по первым буквам догадаемся, что же написано на лепестке. ( дети берут лепесток и говорят ласковые слова).

- «М», Мама – мамуля, мамуся, мамулечка, мамуля.

- «П», Папа – папуля, папочка, папулечка.

- «Д», Дедушка – дедуля, дедуся, дедулечка.

- «Б», Бабушка – Бабуля, бабулечка, бабуся, бабусечка.

- «С», Сестра – сестрёнка, сестричка, сестрица.

- «Б», Брат – братишка, братик, братец.

Д/игра «Кто кем приходится?»

- Кто вы для мамы и папы? (сын, дочка)

- Кто для вас мама и папа? (родители)

-Кто вы для бабушки и дедушки ? (внук, внучка)

- Кто мальчик для девочки? (брат)

- Кто девочка для мальчика? (сестра)

- Кто для вас сестра вашей мамы, или вашего папы? (тетя)

-Кто для вас брат вашего папы, или мамы? (дядя)

- Кто для дедушки и бабушки папа и мама? (сын, дочь)

Все они являются родственниками и членами вашей семьи.

Д/игра «Кто что умеет»

Положить предметы в мешочек, доставать, и отгадывать наощупь.

Что умеет мама? – печь, варить, жарить, шить, стирать.

Что умеет делать папа? – водить машину, пилить, забивать гвозди, рубить дрова.

Физминутка «Семейная зарядка».

А сейчас, давайте вместе выполним семейную зарядку:

Осенью, весной, летом и зимой                  (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй.   (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.                             (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает,                               (руки поднять вверх и опустить)

Папа бодро приседает,                                (присесть и встать)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.                            (руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой                                  (бег на месте)

И качаю головой.                                        (наклоны головы вправо-влево)

  Дидактическая игра «Кто какой?» (мячом) 

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная.

Папа — строгий, умный, сильный, смелый.

Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая, добрая, заботливая.

Дедушка — старый, мудрый, седой.

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

  «Дидактическая игра Корзина добрых дел».

 Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

 Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать близких людей, сделанное от всего сердца.

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Посмотрите, сколько сердечек оказалось в нашей корзине, столько добрых дел вам предстоит сделать.

Рефлексия.

Дети  передают друг другу игрушку и рассказывают о том, что им больше всего понравилось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...