Конспект ООД по развитию речи для старшей группы на тему "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы детского сада на тему "Семья". Дидактические игры на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы на тему "Семья" | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Моя семья»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: расширять представления детей о семье, членах семьи, о родственных отношениях в семье, расширять словарный запас.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;
- познакомить детей с понятием древо семьи, домашний очаг;
- систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;
- активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);
- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;
- учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;
- побуждать согласовывать действия с речью.
- упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях и домашнем очаге.
Прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.
Методы:
- наглядные: рассматривание картинок, фотографий;
- словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение стихотворения;
- игровые: дидактические игры, игровое упражнение.
Лексический материал: семья, мама, папа, родители, родственник, сын, дочь, дети, бабушка, дедушка, внуки, тётя, дядя;
добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, старенькая, седая, заботливая; строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый, младший, старший, дружная;
заботиться, уважать, любить, помогать, мыть посуду, поливать цветы, убирать игрушки, пылесосить, вытирать пыль, заправлять кровать, хорошо себя вести.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем « Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычок проснулся, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик, слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться.
Воспитатель: Я проверю, действительно помог нам колокольчик, или он старался зря.
Речевая разминка:
Ра- ра- ра- начинай играть с утра.
Ро - ро- ро-солнце светит нам в окно.
Ре- ре- ре- живём дружно во дворе.
Ри- ри- ри- сосчитались раз, два, три.
Ры- ры- ры –не заметили жары.
Воспитатель: Да действительно, мой помощник -колокольчик, старался не зря.
Воспитатель: Ребята! Я приготовила Вам ребус. Разгадав его, вы узнаете о чём мы будем говорить сегодня на занятии. (Ребус: 7Я)
Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре,(хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире?(пожимают плечами)
Раз, два, три, четыре, пять,(хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать.(руки в стороны)
Папа, мама, брат, сестренка,(загибают по одному пальцу на обеих руках)
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.(сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, что лежит у нас на столе?
Дети отвечают: (цветок, ромашка)
Воспитатель: Сколько лепестков у ромашки?
Дети: семь лепестков.
Воспитатель: Ребята! Кто из вас знает, символом какого праздника в России является ромашка? (Ответы детей)
Ромашка – это символ праздника «Всероссийского дня семьи, любви и верности», символ нежности и верности. В честь этого семейного праздника была даже создана специальная медаль. Отмечается этот праздник 8 июля.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о самом важном в жизни каждого человека, о семье. Расскажите о своей семье. Какая у вас семья? С кем вы живёте? (Дети рассказывают по фотографии своей семьи)
Ведётся диалог с несколькими детьми.
Д/игра «Назови ласково»
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая ромашка у нас, а на каждом лепестке что-то написано. Мы по первым буквам догадаемся, что же написано на лепестке. ( дети берут лепесток и говорят ласковые слова).
- «М», Мама – мамуля, мамуся, мамулечка, мамуля.
- «П», Папа – папуля, папочка, папулечка.
- «Д», Дедушка – дедуля, дедуся, дедулечка.
- «Б», Бабушка – Бабуля, бабулечка, бабуся, бабусечка.
- «С», Сестра – сестрёнка, сестричка, сестрица.
- «Б», Брат – братишка, братик, братец.
Д/игра «Кто кем приходится?»
- Кто вы для мамы и папы? (сын, дочка)
- Кто для вас мама и папа? (родители)
-Кто вы для бабушки и дедушки ? (внук, внучка)
- Кто мальчик для девочки? (брат)
- Кто девочка для мальчика? (сестра)
- Кто для вас сестра вашей мамы, или вашего папы? (тетя)
-Кто для вас брат вашего папы, или мамы? (дядя)
- Кто для дедушки и бабушки папа и мама? (сын, дочь)
Все они являются родственниками и членами вашей семьи.
Д/игра «Кто что умеет»
Положить предметы в мешочек, доставать, и отгадывать наощупь.
Что умеет мама? – печь, варить, жарить, шить, стирать.
Что умеет делать папа? – водить машину, пилить, забивать гвозди, рубить дрова.
Физминутка «Семейная зарядка».
- А сейчас, давайте вместе выполним семейную зарядку:
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)
Дидактическая игра «Кто какой?» (мячом)
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная.
Папа — строгий, умный, сильный, смелый.
Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая, добрая, заботливая.
Дедушка — старый, мудрый, седой.
Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
«Дидактическая игра Корзина добрых дел».
Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать близких людей, сделанное от всего сердца.
Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Посмотрите, сколько сердечек оказалось в нашей корзине, столько добрых дел вам предстоит сделать.
Рефлексия.
Дети передают друг другу игрушку и рассказывают о том, что им больше всего понравилось на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...