Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: " Учимся говорить"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Связная речь- это смысловое, развернутое эмоциональное высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Для овладения речью ребенку необходимы нормальные, развитые умственные способности и слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_govorit.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная речь- это смысловое, развернутое эмоциональное высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Для овладения речью ребенку необходимы нормальные, развитые умственные способности и слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение.
В подготовительной группе дети уже владеют системой родного языка и грамматические категории, у них в основном уже сформированы, но речевые ошибки допускаются. Дети могут неправильно построить словосочетание. Например, слова одеть и надеть одеть кого, а надеть что, могут сказать надела куклу, правильно одела куклу или одела пальто, правильно надела пальто. Допускают ошибки в построении предложений. Пью чай с лимоном и с удовольствием (с лимоном, с удовольствием- это не однородные понятия) правильно с удовольствием пью чай с лимоном. Употребляют неверные слова: мы отдыхали на классной полянке; мы отдыхали на красивой полянке. Неудачный порядок слов в предложении: туда-сюда только медвежата водили носами; медвежата только водили носами туда-сюда. Не подходит слово к предложению: медвежонок барахтался и не хотел мыться. Надо не хотел купаться.
Когда ребенок допускает такие ошибки, мы тут же предлагаем ему правильный вариант и объясняем почему. Используем дидактические игры: «Придумай предложение», « Закончи предложение», «Исправь ошибки».
Что касается развития связной речи у детей подготовительной группы, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст с соблюдением всех структурных элементов, соединять части высказывания. Недостаточно сформированы навыки, передавать свое отношение к описываемым предметам, явлениям, оценивать содержание, делать выводы.
При обучении построению развернутого высказывания (текста) необходимо донести до детей знания о его структуре (начало, середина, конец), о связи между отдельными предложениями, так и структурными частями всего высказывания.
При пересказе текста проводим следующую работу:
1. Вводная беседа, настраивающая детей на восприятие произведения, которая выявляет и уточняет представление детей (рассматривание иллюстраций).
2. Чтение литературного произведения. Здесь интонационно выразительная речь помогает детям определить свое отношение к героям, событиям рассказа.
3. Беседа по содержанию и форме прочитанного произведения в виде вопросов и ответов, первый вопрос о жанре литературного произведения, последующие на выявление понимания детьми текста. Нужны и такие вопросы: как начинается рассказ?, какое главное событие?, чем заканчивается?.
4. повторное чтение литературного произведения. Дать установку на запоминание текста.
5. Пересказ произведения детьми. Следим, чтобы предложения строились грамматически правильно, а содержание текста излагалось последовательно и связно. Обязательна оценка товарищей, они отмечают, как было передано содержание (насколько правильно и полно употреблены авторские слова и выражения).
Рассказывание по картинкам. Развитию умения рассказывать по картинкам способствует такой прием, как составление коллективного рассказа, воспитатель начинает, продолжают дети.
Важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и воображать предыдущие и последующие события. При этом задаем наводящие вопросы. Учим детей озаглавить рассказ.
Рассказывание об игрушке,- учим детей полно описывать ее и составлять сюжетный рассказ. Придумываем загадку про игрушку. Просим ребенка рассказать о любимых играх с этой игрушкой, и что он делает с ней, когда ложится спать.
Рассказывание из личного опыта. Например: « Как мы играли зимой на участке. «Составление письма заболевшему товарищу».
Мы записываем то, что дети рассказывают, помогаем изложить последовательно, интересно, грамматически правильно.
Составление творческого рассказа
1. Придумывание продолжения и завершение рассказа. Например : «День рождение ежика».
2. Придумывание рассказов и сказок по плану воспитателя.
-Как ежик решил отметить день рождение.
-Кого из зверей он пригласил.
-Что они подарили ему.
-Как звери веселились.
3. Придумывание рассказа без плана: «Какая игрушка тебе понравилась в детском саду».
4. Придумывание на самостоятельно выбранную тему: «Кто интереснее придумает сказку».
Также учим детей, оценивать сказки и рассказы товарищей, отмечать интересное, занимательное содержание.
Так как у детей разный уровень речевого развития, учитывая индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка, да и на занятиях невозможно опросить всех, поэтому в утренние часы мы включаем индивидуальные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы
Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей 5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях к...
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект образовательного события в подготовительной группе...