«Речевое развитие дошкольников. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте».
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Речевое развитие дошкольников. Обучение грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое развитие дошкольников. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте».
Из всех образовательных областей – речевое развитие наиболее актуально в дошкольном возрасте.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1.Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2.Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного запаса дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы);
3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (Наша связная речь состоит из 2-х частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4.Развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга престала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей).
6.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте – это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7.Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи, ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Средний дошкольный возраст, 5-й год жизни, является периодом наиболее восприимчивым к звуковой стороне речи.
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких звуков.
Они получают знания о слоговом строении слова, о словесном ударении.
Используют схемы звукового состава и специальные условные значки для обозначения звуков.
Гласный твердый согласный мягкий согласный
В подготовительной к школе группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, учатся грамотно записывать слова и предложения (печатать в тетради).
Организуя обучение детей необходимо учитывать такие психологические особенности, как быстрая утомляемость, ослабление внимания, потеря интереса, стремление к игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-484877-1424077190.jpg)
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...
Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1109154-1548699640.jpg)
Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.
Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-430863-1396471221.jpg)
Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте
Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/09/picture-975281-1525870359.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1420926-1670250321.jpg)
Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1281450-1603631457.jpg)
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР
представлены основные направления работы дефектолога по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР: развитие связной речи, подготовка к чтению, подготовка к письму...