проект по развитию речи
проект по развитию речи (старшая группа)
развитие речи детей старшего возраста посредством народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Каразей»
ИНН 3832001139/ КПП 381401001
665327 Иркутская область, Куйтунский район, село Каразей, улица Мира, 56
_____________________________________________________________________________
Творческий проект по развитию речи
Тема: "Развитие речи детей старших дошкольников"
(посредством народного творчества)
Выполнила: воспитатель 1 категории
Шагаева Н.З.
Актуальность проекта:
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Цель проекта:
- Цель нашего проекта: развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта:
Воспитательная:
- Разобрать значение устного народного творчества для приобщения к традициям своего народа.
Образовательная:
- Познакомить дошкольников с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
Развивающая:
- Способствовать развитию творческого мышления, детской фантазии.
Ожидаемые результаты:
- активизируется познавательная деятельность детей.
- пополнятся знания и повыситься интерес к устному народному творчеству.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: творческий
Продолжительность: 09.11.2020 г. – 27.11.2020 г., краткосрочный
Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио и видио записи.
Этапы реализация краткосрочного проекта:
1 этап - подготовительный
- составление плана работы:
- развитие речи детей средствами народного творчества;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап - практический
- работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап - заключительный
- работа с родителями:
- консультации по теме проекта;
- создание тематических папок с приобщением родителей;
- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Методы и приёмы, используемые на проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, видео слайдов, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
План - график реализации проекта:
1-й этап - подготовительный: изучение литературы,
Работа с родителями
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
2-й этап - практический
Работа с родителями
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей
Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, сказки, песенки»
Содержание практической деятельности с детьми
09.11.2020 г. - 10.11.2020 г. | оформление книжного уголка. |
11.11.2020 г | показ кукольного театра по сказке «Колобок». |
12.11.2020 г | обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась». |
13.11.2020 г | занятие по развитию речи "Потешки, загадки, сказки". |
16.11.2020 г | посещение сельской библиотеки, знакомство с книгами, имеющимися в библиотеке. |
16.11.2020 г. | игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). |
17.11.2020 г. - 20.11.2020 г. | чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок. |
18.11.2020 г. | беседа на тему "Русские ремесла". |
18.11.2020 г | Рисование иллюстрации к любимой сказке. |
19.11.2020 г. | показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка». |
19.11.2020 г. | обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи». |
20.11.2020 г. | разучивание русских народных песен, присказок, пословиц. |
23.11.2020 г. - 27.11.2020 г. | рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам. |
24.11.2020 г. | пересказ прочитанных сказок, их инсценировка. |
24.11.2020 г. | игра - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево. |
25.11.2020 г. | показ сказки «Волк и семеро козлят» (настольный театр). |
25.11.2020 г. | обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко». |
26.11.2020 г | инсценировка фрагментов сказок «Репка», «Теремок». |
26.11.2020 г | подвижная игра «Бабка Ежка» (приложение 2) |
27.11.2020 г. | совместное сочинение сказок, загадок - описания. |
27.11.2020 г. | русский народный танец с ложками |
В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.
3 этап - заключительный.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с
предложенным информационным материалом. Педагоги удовлетворены проведенной
работой и результатами проекта.
Приложение 1
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры.
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа: 100% (14ч)
a) как жили наши предки?
b) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники? 100% (14ч)
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? 78% (11ч) – да, 22% (3ч) – нет
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? 13ч – да, 1ч – иногда
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? 100% - да
6. Надо ли знать народные сказки и былины? 100% - да
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? 100% - да
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
58% (8ч) – да, 42% (6ч) – нет
9. Какие народные игры Вам известны? 64%(9ч) – да, 36% (5ч) – нет
10. Играете ли Вы в них с ребёнком? 64%(9ч) – да, 36% (5ч) – нет
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)? 13ч – нет, 1ч - да
Приложение 2
Описание игры «Бабка – Ёжка»
В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка – Костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...
Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы
В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»
Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....