Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми дошкольного возраста
статья по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vasileva.docx | 13.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми дошкольного возраста
Восприятие литературных и фольклорных произведении на втором году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.
В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.
Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А.Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношения к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он не редко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.
Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста, а для старших – те, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.
Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают на картинке»? И приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действий персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях, изображенных на картинке» и ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое.
Если ребенок дает картинке название, выраженное одним – двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста
В статье описывается особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста. Даны рекомендации родителям....
Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...
«Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста»
В средней группе мы провели с детьми беседу, для выявления степени сформированности представлений детей об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, России....
Тема: «Не забывайте, народный фольклор. Приобщение детей к русской народной культуре младшего дошкольного возраста»
Консультации для педагогов...
Понимание и употребление предлогов детьми дошкольного возраста (проект, элементы)
В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность пространственного восприятия и пространственных представлений в онтоге...
Статья "Методы освоения русских народных сказок в раннем возрасте."
Программа воспитания и обучения детей в детском саду нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности...
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста...