Конспект занятия по Развитию Речи На тему: «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тюрина Елена Олеговна

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

  • Развивать умение подбирать антонимы;
  • Развивать связную речь.
  • Развивать двигательную и познавательную активность;
  • Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_igry_i_uprazhneniya_mart.docx500.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по Развитию Речи

На тему: «Лексические игры и упражнения»

в подготовительной группе

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

  • Развивать умение подбирать антонимы;
  • Развивать связную речь.
  • Развивать двигательную и познавательную активность;
  • Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Ход занятия:

-Ребята, давайте скажем все вместе: “Доброе утро!”              (дети здороваются)

 - Сегодня мы будем заниматься развитием речи! Мы поиграем в игры. Благодаря этим играм мы научимся грамотно говорить и узнаем много новых слов. Я знаю, что вы любите фантазировать, играть в различные игры.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Мудрецов Красивой Речи, они приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас выполнить задания. В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то получите ордена Мудрецов Красивой Речи. Ну что отправляемся?                      (ответы детей)

-Кто же нам первый встретится?

Мы каждый день их говорим                                                                                                                 И каждый день их слышим,                                                                                                          Вот только их не видим мы,                                                                                                                    И никогда не пишем…(звуки)  

- Конечно это звуки, и мы попадаем в гости к Мудрецу Звуков, он просит вас помочь ему разобраться со словами.

Игра «Каким звуком отличаются слова».

-Произнесите два слова «день и лень». Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти.

Слова состоят из букв, а слышим мы звуки.

-Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

-Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак, коза-коса, каска-маска. (посчитаем сколько слогов в этих словах)

  Упражнение «Посчитай слоги»

 Сол-ныш-ко …(три слога)                              Со-суль-ка …(три слога)                                        Под-снеж-ник …(три слога)                            Грач  …(один слог)

- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Мудрец предлагает поиграть в еще одну игру.

Игра «Назови лишнее слово»

- солнце – ручей – купальник – грачи;                                                                                                    - капель – оттепель – снега – половодье;                                                                                                        - весна – проталина – подснежник – грибы;                                                                            - листопад – сосульки – лужи – ветер;                                                                                                     - март – тепло – ледоход – жара.

-Молодцы! С заданиями Мудреца Звуков вы справились. Оправляемся дальше?           (ответы детей)

- Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова…
Собираются звуки в… (
слова)

-Да, правильно, и мы оказались у Мудреца Слова. Он дает вам следующее задание.

Игра «Многозначные слова».

- Как вы думаете, что такое КОСА?                                      (ответы детей)

- Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент. Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много.

- Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.                  (ответы детей)       

- Как называется слово, у которого несколько значений?       (ответы детей)

- Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.                    (ответы детей)

- Попробуйте объяснить значения слова КРАН.                       (ответы детей)

- Как называются слова, у которых несколько значений?      (ответы детей)

- Молодцы! С заданием Мудреца Слова справились. Отправляемся в гости к следующему герою.

- Прежде немного отдохнем.

ФИЗКУТМИНУТКА

Встретились Бяка и Бука.                                      (шагаем на месте)
Никто не издал ни звука.                                        
(руки в стороны)
Никто не подал и знака                                           
(руки на пояс)
Молчали                                                    
(повороты туловища влево - вправо)
Бяка и Бука.                                             
(наклоны туловища влево - вправо)
И Бука Думал со скукой:                         
(наклон туловища вперед)
Чего он так смотрит — букой?                          
 (руки в стороны) 
И Бяка думал:                                                           
(руки на пояс)
Однако                                                             
(наклон туловища вперед)
Какой он ужасный
                                                    (руки вверх)
Бяка...»
                                                                      (руки опустили)

- Немного отдохнули, надо дальше идти, мы должны выполнить все задания, чтобы получить ордена Мудрецов. Что же нас ждет дальше…

- На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей…(
буквы)

- Итак, мы попали к самому главному мудрецу, это Мудрец Букв. Что же он для нас приготовил? Он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.

Игра «Скажи наоборот»

ВСТАТЬ – ЛЕЧЬ                                                    МИРИТЬСЯ- ССОРИТЬСЯ

БЕЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ                                                  ЛЕТО-ЗИМА

ХОЛОДНО-ЖАРКО                                               ВЕСЕЛО-ГРУСТНО

УЗКИЙ-ШИРОКИЙ                                                ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ

ХМУРИТЬСЯ- УЛЫБАТЬСЯ                                ДЕНЬ-НОЧЬ

- Следующая игра от Мудреца совсем легкая, мне кажется, что вы справитесь.

Игра «Один – много» 

Ручей -  ручьев,                                               День- дней,                                                                       Лужа -  лужи,                                                   Весна- весны,                                                      Ветер – ветров,                                                Вечер- вечеров.

- Следующая игра посложнее. Готовы?                   (ответы детей)     

Игра « Подбери слова»

Весна (какая?) – ранняя, тёплая, долгожданная, чудесная…

Солнце (какое?) – теплое, яркое, лучистое, утреннее…

Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает…

Ручьи (что делают?)-…бегут, журчат, звенят…

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются

- Молодцы, все задания выполнили. Мудрецы вручают вам ордена. Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?                                                (ответы детей)       

- С какими Мудрецами познакомились?                          (ответы детей)        

- Скажите трудные были задания?                                     (ответы детей)       

- А какое задание вам больше всего понравилось?       (ответы детей)       

Спасибо вам за занятие!

      

                   

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"...

Методическая разработка по развитию речи на тему: «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе

Методическая разработка по развитию речи  на тему:«Лексические игры и упражнения»в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения" в подготовительной группе.

Данный конспект будеи полезен и интересен педагогам ДОУ и логопедам, работающими с детьми старшего дошкольного возрапста....

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"

Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи....

13.12.2022 г. Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)...

Конспект занятия по развитию речи. На тему: «Итоговая беседа о зиме» (в подготовительной группе)

Конспект открытого занятия по развитию речи. На тему: «Итоговая беседа о зиме» (в подготовительной группе) Подготовила и провела: Камбулатова З.МДетский сад №12 «Семицветик»...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)

Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных: где живут, как голос подают, какую пользу приносят; знать названия детёнышей и семью; образовывать существительные множественного числа; ра...