Конспект НОД «Как Робоборик и ребята делились своими знаниями о космосе".
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Макрушина  Татьяна Васильевна

Тема: «КАК РОБОБОРИК И РЕБЯТА ДЕЛИЛИСЬ

СВОИМИ ЗНАНИЯМИ О КОСМОСЕ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kosmos.docx70.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи

Дергачевского района Саратовской области

Совместная- образовательная деятельность.

                          Образовательная область:

«Речевое развитие»

Тема: «КАК РОБОБОРИК И РЕБЯТА ДЕЛИЛИСЬ

СВОИМИ ЗНАНИЯМИ О КОСМОСЕ»

для детей  старшей-разновозрастной группы №2

                                                                     

                                                                 Воспитатель  МДОУ детский сад

                                                       «Солнышко» р.п. Дергачи

Макрушина Татьяна Васильевна  

р.п. Дергачи

 март  2021

1.Совместная  образовательная деятельность

Воспитатель: Макрушина Т.В.

2.Возрастная группа: разновозрастная №2

3. Образовательная область: «Речевое развитие» (декоративное рисование)

4. Тема: «Как Робоборик и  ребята делились  своими  знаниям и  о космосе».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое.

6.Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные  технологии, ИКТ,  здоровьесберегающие технологии.

7.Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая индивидуальная.

8. Форма обучения на занятии: беседа, игра, мастерская.

9.Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное».

10.Цель: расширять знания детей о космосе, космических явлениях, о трудностях при подготовке космонавтов к полету в открытый космос

11.Задачи:

Образовательные:

-поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;  

- поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;

- формировать у детей познавательный интерес;

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

Развивающие:  

 -развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия;

-развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;

-развивать умение анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь;

Воспитательные:

 -воспитывать чувство гордости за героев - космонавтов нашей Родины;

-создать доброжелательную  и комфортную атмосферу;

-воспитывать у детей интерес к совместной деятельности, чувство уважения друг к другу;

12. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  двигательная, познавательная, речевая, художественное творчество, восприятие художественной литературы.

13.Методы: наглядные (просмотр презентации, рассматривание картины с  изображением космоса», словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение), практические («художественное творчество   - рисование»).

14.Предварительная работа: просмотр презентаций; беседы на тему «Этот загадочный космос»; рассматривание картинок с изображениями космических планет, межпланетных кораблей, фотографий космонавтов;

дидактические игры по теме; чтение литературных произведений о космосе и космонавтах;

15. Средство обучения для воспитателя: экран, проектор, компьютер; большие картины или слайды с изображением космоса; 3 - 4 листа бумаги формата АЗ,

16. Средство обучения для детей: тарелочки с  манной крупой, салфетки, стульчики, разрезные картинки по типу пазлов с изображением космоса.

17.Музыкальное сопровождение: аудиозапись шума космического корабля

Ход ситуации

Воспитатель. Ребята, послушайте музыкальную композицию. Что она вам напоминает?

Дети: Космос, космическое пространство…

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети: Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос. Педагог показывает детям большую красочную картину с изображением космоса. 

Воспитатель. Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?» 

Педагог показывает детям большую красочную картину с изображением космоса. 

Воспитатель. Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды — это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Все звезды излучают свет и тепло. Солнце - это большая звезда. Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Они составляют нашу Солнечную систему. Земля - это одна из планет Солнечной системы, а Луна является спутником Земли.

На экране появляются картина с изображением грустного Робоборика и текст его письма. Педагог зачитывает детям письмо Робоборика.

Воспитатель. «Ребята, я очень хочу стать смелым космонавтом! Мне хочется увидеть все созвездия, а особенно Большую Медведицу. Помогите мне, ребята, все о космосе узнать. Так хочется скорее к звездам полететь! Ваш друг Робоборик».

Ребята, поможем Робоборику - расскажем ему все, что мы знаем о космосе?

Дети. Да, расскажем.

Воспитатель. Для этого сначала отгадайте загадки, потому что Робоборик сам  никак не сможет отгадать.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на…

Дети. Ракете.

Воспитатель.

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя

И называется…

Дети. Земля.

Воспитатель.

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в…

Дети. Телескоп.

Воспитатель.

Объект есть во Вселенной

Коварный, непростой,

Он звезды пожирает,

Как бутерброд с икрой.

Опасно незаметная

И глазом не видна,

Такая темно-темная…

Дети. Черная дыра.

Воспитатель.

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе…

Дети. Звездочет.

Воспитатель.

Медведь на глыбе ледяной,

Подружка в небе над волной.

Она — созвездье, он живой,

В блестящей шубе меховой.

Он дружит с ветром и водой,

Она — с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой…

Дети. Медведицей.

Воспитатель.

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - ...

Дети. Комета…

Воспитатель.

Самый первый в космосе,

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт…

Дети. Гагарин.

Воспитатель.

Почти что со скоростью света

Осколок летит от планеты,

К Земле направляясь, летит и летит

Небесный космический…

Дети. Метеорит.

Воспитатель.

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснет…

Дети. Луна.

Воспитатель.

Светит, сверкает,

Всех согревает.

Дети. Солнце.

Воспитатель.

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это?

Дети. Космонавт.

Воспитатель.

Угли пылают

Совком не достать.

Ночью их видно,

А днем не видать.

Дети. Звезды.

Воспитатель. Молодцы, дети, такие трудные загадки отгадали. А Робоборик вам вопросы приготовил. Попробуете на них ответить?

Дети. Да!

Воспитатель. Вы любите смотреть на небо ночью?

Дети. Да!

Воспитатель. Что можно на нем увидеть?

Дети. Звезды, Луну.

Воспитатель. Сколько звезд на небе?

Дети. Много, не сосчитать.

Воспитатель. Какие звезды по размеру?

Дети (по очереди). Они кажутся маленькими сверкающими точками. Звезды маленькие, потому что находятся очень далеко от Земли. Но на самом деле они очень большие.

Воспитатель. Есть ли у звезд названия?

Дети (примерные ответы). У звезд есть свои названия: Сириус, Вега, Полярная звезда и много других.

Воспитатель. Как вы думаете, что такое космос?

Дети. Это все, что находится вокруг планеты Земля.

Воспитатель. Почему перед полетом космонавты проходят длительную подготовку?

Дети (примерные ответы). Космонавту приходится трудно, в космосе все неизвестно, и надо быть готовым ко всему, а для этого нужно быть сильным.

Воспитатель. Откуда стартуют космические корабли?

Дети. С космодрома.

Воспитатель. Что надевают космонавты, когда летят в космос?

Дети. Шлем, скафандр и специальную обувь.

Воспитатель. Чтобы стать космонавтом и побывать в космосе, каким должен быть человек?

Дети (по очереди). Здоровым, сильным, трудолюбивым, бесстрашным, знающим, мужественным, выносливым, упорным…

Воспитатель. А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети (по очереди). Заниматься спортом, бегать, прыгать, правильно питаться, много тренироваться…

Воспитатель. Предлагаю вам поиграть, потренироваться.

Игра-гимнастика «Чтобы в космос полететь…» 

Чтобы в космос полететь,                                  Дети становятся в круг.

Надо силу иметь,

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.

Раз, два, три                                                                    Шагают на месте.

Присядем мы!                                                       Выполняют приседания.

Раз, два - руки согнуть,                                              Выполняют движения руками.

Три, четыре - разогнуть.

Много раз я отожмусь                             Отжимаются из положения «лежа на

Утром на зарядке                                                 полу», а потом встают.

И руками оттолкнусь,

Будет все в порядке.

Я, как лодочка, лежу,                                      Ложатся на живот и выполняют

Спинку напрягаю                                                  раскачивания вперед-назад.

И качаюсь на волнах,

Силы сохраняю.  

Воспитатель. Кто первым увидел Землю из космоса?

Дети. Юрий Гагарин.

Воспитатель. 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Как назывался первый космический корабль?

Дети. Первый космический корабль назывался «Восток».

Воспитатель. Что такое невесомость?

Дети (по очереди). Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шары висят в воздухе.

Воспитатель. Робоборик просит вас выполнить еще одно задание, так как он хочет понять, что сам сделал не так, когда пытался его выполнить. Дети, вам нужно из предложенного набора слов выбрать одно «космическое» слово, например: электричка, ракета, трамвай, автобус.

Дети. Ракета.

Воспитатель. Космонавт, инженер, художник, строитель.

Дети. Космонавт.

Воспитатель. Звезда, вода, земля, трава.

Дети. Звезда

Воспитатель. Плащ, костюм, халат, скафандр.

Дети. Скафандр.

Воспитатель. Ребята, я в письме заметила необычное послание. Я сейчас вам его прочитаю:

«Мы, Земля, живем, планета, на.

Очень, хотеть, побывать, космос.

Я, корабль, на, летит, космический, Луна.

Видеть, яркие, небо, большие, на, звезды.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

Я, Луна, по, скафандрах, ходят.

А потом я как, родную, на, космонавты, Землю, возвращаться».

Ничего непонятно! Помогите мне, ребята, письмо Робоборика разобрать.

Дети помогают воспитателю составить рассказ из деформированного текста.

Воспитатель. Мы, Земля, живем, планета, на.

Дети. Мы живем на планете Земля.

Воспитатель. Очень, хотеть, побывать, космос.

Дети. Очень хотим побывать в космосе.

Воспитатель. Я, корабль, на, летит, космический, Луна.

Дети. Я на космическом корабле лечу на Луну.

Воспитатель. Видеть, яркие, небо, большие, на, звезды.

Дети. Вижу на небе яркие большие звезды.

Воспитатель. Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

Дети. Вокруг Солнца вращаются девять планет.

Воспитатель. Я, Луна, по, скафандрах, ходят.

Дети. Я по Луне ходил в скафандре.

Воспитатель. А потом я как, родную, на, космонавты, землю, возвращаться.

Дети. А потом, как космонавты, я вернулся на родную землю.

Воспитатель. Ребята, а ведь Робоборик уже один раз побывал на Луне и прислал нам фотографии из космоса, только они все разрезаны и перепутаны. Возьмите по одной части и соберите из них целые картинки.

Дети разбирают части разрезных картинок и выкладывают из них целые. Те из дошкольников, кто составил одну картинку, будут дальше работать в одной группе или команде.

Воспитатель. Давайте расскажем Робоборику, что мы знаем о космосе. Для этого сначала построим все вместе звездолет.

Игра «Строим звездолет»

Стучим молотками - стук-стук!             Дети проговаривают слова, ритмично

                                                                                          ударяя кулачками друг о друга.

Закручиваем гайки — вж… вж…                     Проговаривают слова, делая

                                                                                               вращательное движение кулачками

                                                                                               одной руки по ладони другой.

Свариваем большие листы металла             Выполняют скользящие движения

На обивку ракеты - щ. щ.                                  ладонями друг о друга.

 

Игра повторяется дважды. 

Воспитатель (показывает иллюстрацию, читает строки стихотворения Р. Фархади). Посмотрите, какой красивый звездолет у нас получился.

«Луч» написано на нем.

Мы сейчас в него войдем.

Педагог предлагает построить каждой подгруппе детей свою ракету из стульчиков. Каждая подгруппа «строит» для себя ракету. Дети усаживаются в них и дружно проговаривают следующие слова.

Звездолет мы смастерили.

К звездам путь открыть решили.

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет.

Воспитатель. А сейчас мы отправимся в полет.

Игра с движениями «Полет»  

Мы полетим к другим планетам! Дети бегут по группе врассыпную.

Объявляем всем об этом.                            Останавливаются и складывают руки

Весь игрушечный народ                               «топориком».

С нами просится в полет.                                  Делают повороты вправо-влево.

Жмется заинька к ракете:  

- Полечу я с вами, дети,                               Дети, изображая зайчиков, прыгают на

На любую из планет,                                    вокруг себя.

Где волков зубастых нет.

Мышки-крошки засмеялись:                         Тихо бегают по группе врассыпную.

- Мы летали, не боялись,

Высота - красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь                            Ходят, как медведи.

Хочет к звездам полететь                             Поднимают руки вверх.

И с Большой Медведицей                            Хлопают в ладоши.

В синем небе встретиться.                               Поднимают руки вверх, смотрят на

                                                                                           потолок и кружатся.

Воспитатель читает стихотворение Г. Затулиной.

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто-никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота.

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Воспитатель. Ребята, рассаживайтесь удобно в своих ракетах и посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите?

Дети каждой подгруппы договариваются между собой о том, что они видят в иллюминатор, и по очереди об этом рассказывают другим подгруппам. Педагог помогает детям подсказывающими и уточняющими вопросами.

Воспитатель. Внимание! Внимание! Приготовьтесь к выходу в открытый космос! Мы находимся в состоянии невесомости.

Давайте наденем наши скафандры и выйдем в открытый космос, чтобы посмотреть, что там находится (Проводится физминутка)

Физминутка «Космонавт»

Я хочу стать космонавтом (Поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр (Присесть и медленно подняться)

Полечу я на ракете (Соединить руки над головой)

И открою все планеты. (Обвести руками большой круг)

Воспитатель. Внимание! Внимание! Займите места в своих ракетах. Продолжаем наш полет! Ракеты движутся в сторону планеты Земля.

Звучит аудиозапись шума космического корабля.

Воспитатель (смотрит в телескоп). Мы приближаемся к нашей удивительной родной планете. Готовьтесь к посадке. Выходите из своих ракет. Вот мы и дома.

Предлагаю на память о полете каждой подгруппе нарисовать планеты.

Сделать совместное фото работ  и отправить  Робоборику.

Творческое упражнение: «Нарисуй планету»

А теперь, ребята, я предлагаю вам пофантазировать. У каждого из вас есть тарелочка с манной крупой, я предлагаю вам нарисовать пальчиком несуществующую планету и дать ей название. По окончании работы желающие могут рассказать о своей планете.

Рефлексия:

  1. Понравилось ли вам путешествие в космосе? (Ответы детей)
  2. Что нового во время путешествия вы узнали? (Ответы детей)
  3. Что во время путешествия вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
  4. Что больше всего запомнилось, было интересным? (Ответы детей)
  5. Какие задания получились лучше? (Ответы детей)
  6. Какие задания вызвали затруднения? Почему? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками

Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?

Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающим...

конспект по математике для подготовительной группы "Поможем весне своими знаниями"

Конспект по математике для детей подготовительной группы "Поможем весне своими знаниями"...

Конспект занятия (подготовительная группа) на тему: «ПОМОЖЕМ ВЕСНЕ СВОИМИ ЗНАНИЯМИ»

Конспект занятия (подготовительная группа)на тему: «ПОМОЖЕМ ВЕСНЕ СВОИМИ ЗНАНИЯМИ»...

Космос это интересно Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина. Задачи: Закрепить знания о космосе, Ю. Гагарине;.

Ход занятия:На экран проецируется Картинка с названием занятия.слайд1Воспитатель: Какой на этой недели был праздник? (ответы детей)Верно  12 апреля отмечают день космонавтики и авиации (слайд2) К...

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками с другими детьми?»

laquo;Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками с другими детьми?»...