ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Ивановна Купчина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»

Босякова Наталья Владимировна

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ г. Иркутска детский сад №150

Купчина Елена Ивановна

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ г. Иркутска детский сад №150

Бударная Любовь Васильевна

учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ г. Иркутска детский сад №150

Нарушение речи у детей дошкольного возраста - достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны, а количество детей с проблемами речевого развития с каждым годом увеличивается. В последние годы в школу поступает все больше детей, испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку и литературному чтению. Часто это обусловлено недоразвитием фонематического слуха и восприятия, что вызывает затруднения в тонкой дифференциации слов, близких по звучанию, в усвоении способов словообразования и словоизменения, а это приводит у некоторых детей к торможению развития лексико-грамматической стороны речи, а также малым ограниченным словарным запасом, сниженной функцией запоминания материала и недостаточной сформированностью связной речи. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Поэтому, чтобы избежать нарушений и трудностей при начале школьного обучения, необходимо в дошкольном возрасте проводить работу по формированию связной речи.

Связная речь – это высшая форма мыслительной деятельности. Она определяет и уровень речевого, и уровень умственного развития ребенка.

В формировании связной речи отчетливо прослеживается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия. Особую роль в успешном становлении связной речи играет память. Еще великий ученый Л.С. Выготский характеризовал память как «одну из важнейших глав детской психологии». Он считал, что именно в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на вспомогательные средства, возникает и развивается высшая форма памяти человека. [3]

У детей с тяжелыми нарушениями речи становление всех видов речи происходит медленнее, чем у детей с нормативным речевым развитием. Это побудило нас изучить и выделить наиболее эффективные методы и техники для развития памяти и связной речи. В настоящее время существует множество техник, способствующих лучшему запоминанию изучаемой информации. Это интеллектуальные карты, лэпбуки и различные мнемотехники. На последнем мы бы хотели остановится подробнее.

Мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.

Мнемотехника основана на словесно-логическом мышлении. Овладение приемами работы с ней значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления. Не связанные на первый взгляд между собой картинки соединяются в сюжет, а схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребенку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение или текст. Эти картинки служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, обеспечивают быстрое усвоение слов и обогащают словарный запас. [1, 2]

Мнемотехника также помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки, опираясь на веселые рисунки.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок с помощью графического изображения воспроизводит стихотворение целиком. [4]

При знакомстве детей с техникой мы начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемодорожки - это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.

Мнемотаблицы – схемы, состоящие из последовательно расположенных символов, в которых отражается образное содержание стихотворения, сказки или рассказа.

В качестве символов могут быть использованы: предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры.

Мнемотаблицы бывают: обучающие – содержащие познавательный материал и развивающие – которые содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.

Для успешной работы с мнемотаблицами необходимо рассмотреть  таблицу и обсудить с детьми то, что на ней изображено, помочь им перекодировать информацию (т. е. преобразовать из абстрактных символов в образы). Затем дети должны пересказать сказку или рассказ по заданной теме.[5]

В таблице схематически можно изобразить персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть все то, что вы посчитаете нужным, но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Как сказал великий педагог К.Д. Ушинский:  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –  он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». [6]

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

2. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

3. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. – Т.2. – Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1982. – С. 386-395

4. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

6. Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих // Собр. соч. – М., 1948. – Т.6. С. 267-268


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи дошкольников».

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

Использование педагогической технологии моделирования для развития связной монологической речи

Данный материал содержит презентацию из опыта работы, а также конспект образовательной деятельности по ОО "Речевое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологи...

План самообразования «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связно...

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

План по самообразованию на тему: «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»К плану прилагаются консультации для родителей и...

Использование технологии моделирования в развитии связной речи старших дошкольников.

На результативность работы по развитию связной речи старших дошкольников средствами моделирования влияют следующие педагогические условия:1. Разработка и реализация системы игр и упражнений с использо...

Использование инновационной технологии моделирования в развитии связной речи "Мнемотехника"

В статье  рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования.Овладение приемами работы с мнемотехникой значительно сокращает время об...