Использование технологии моделирования в развитии связной речи старших дошкольников.
статья (старшая группа)
На результативность работы по развитию связной речи старших дошкольников средствами моделирования влияют следующие педагогические условия:
1. Разработка и реализация системы игр и упражнений с использованием моделирования, которая включает поэтапное введение моделей.
2. Использование разнообразных приемов моделирования и форм работы с детьми в зависимости от уровня развития связной речи.
Мы разработали систему игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования. Все упражнения должны быть выстроены по принципу «от простого к сложному». Начинать с простых, доступных им видов работы (рассказ по образцу), постепенно усложняя, вводя в них все больший элемент самостоятельности и сложности, подводить их к наиболее сложным видам работы (творческое рассказывание).
Определив уровень развития связной речи, мы провели эксперимент с применением разработанной нами системы упражнений по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
Целью эксперимента было повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, средствами моделирования.
Условием успешного развития связной речи является разработка и реализация системы игр и упражнений с использованием моделирования, которая включает поэтапное введение моделей.
Созданная нами система игр и упражнений включает три блока, различных по уровню сложности.
Первый блок - подготовительный. Его цель- это знакомство детей с моделями. Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей.
Второй блок – продуктивный. В этом блоке мы выделяем 3 этапа по развитию связной речи средствами моделирования. Первый этап посвящен пересказу рассказа, сказки с использованием наглядного моделирования. Второй этап посвящен составлению рассказа по серии сюжетных картин и
составление рассказа по картине. Его цель научить составлять последовательный рассказ. Третий этап составление описательного рассказа по схемам. Этап направлен на то, чтобы научить детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ.
И третий блок – заключительный. В этом блоке нужно научить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, составлять и зарисовывать сказки, которые нужно логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.
В первом блоке мы вводили игры и упражнения на знакомство с моделями, которые способствовали освоению детей видеть условное изображение предметов, показать детям, что любой предмет (живой, неживой) можно обозначить геометрической фигурой.
Так, например, Аня Ч. В игре «Что в круге?» проявила свою фантазию и больше всех из ребят назвала круг многими предметами. Круг у нее был похож на яблоко, мячик, тарелку, солнце, колесо и апельсин. А Игорь Щ. в игре «Что это?» называл все геометрические фигуры животными (зеленый круг-лягушка, серый прямоугольник-волк, серый кружок-мышка). Это говорит о том, что дети старшего возраста могут выделить главное в предмете.
Во втором блоке мы предлагали различные игры и упражнения направленные на пересказ рассказа, сказки с использованием наглядного моделирования. На этом этапе мы продолжаем закреплять графическую аналогию у детей. Графическая аналогия – это обозначение, каким- либо символом. Продолжать закреплять умение видеть самое главное и уметь «свертывать» понятие. Т.е круг – это колесо, солнце. При рассказывании сказки «Теремок» мы использовали сначала модели-заместители (игрушки), а потом заменили их на геометрические фигуры разного цвета.
Так, Даня Ц. показал мышку черным кружком, но потом сказал что поменяет, т. к. мышка должна быть серенькая, и поменял кружок на серый цвет. Это говорит о том, что ребенок не просто так выбирает цвет кружка, а выбирает его осмысленно реальному изображению предмета.
Также на этом этапе мы предлагали детям пересказывать небольшие рассказы со знаковой символикой и использовали такой прием как «рассказывание по схеме». Использование знака при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Читая рассказ, мы предлагали запомнить его и пересказать. Но некоторым детям было сложно это сделать и тут мы предлагали им карточки с условным обозначением прочитанного текста. Так, Ира П. сказала, что по картинке ей легче вспоминается рассказ и опираясь на схему пересказала все в точности используя выражения прочитанного текста. Здесь можно сделать вывод о том, что использование наглядных моделей дает возможность детям лучше справиться с заданием.
Также предлагали детям упражнения направленные на составление рассказа по серии сюжетных картин и составление рассказа по картине. Цель упражнений - научить составлять последовательный рассказ.
В начале занятия мы провели беседу с детьми о домашних животных и их детенышах. Далее мы показали детям картину « Собака со щенятами». Предложили рассмотреть её и провели беседу по картине. Так же мы предложили детям сначала рассказать о каждом герое картины отдельно, а затем составить целый рассказ о картине.
После рассказывания по картине мы раздали детям карточки с изображением разных животных и предложили составить маленькие рассказы по ним. Детям, которые затруднялись в составлении рассказов, мы задавали наводящие вопросы.
Нами были использованы игры и упражнения, направленные на составление описательного рассказа по схемам. Важным моментом здесь было научить детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. Здесь нами вводился прием «работа со схемами».
И на последнем, сложном этапе мы провели игры в которых вводится прием «творческое рассказывание». Цель - научить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, которое нужно логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Например, на одном из занятий мы предложили детям много различных предметных картинок и предложили детям придумать рассказ, в начале мы начили рассказ, а затем, когда дети поняли суть задания, ребята сами начинали и продумывали свой рассказ. Так Игорь Щ. и Илья Г. составили очень интересные, содержательные и грамматически правильно выстроенные рассказы.
Последним заданием в нашем блоке называлось «Сказки о животных». На этом этапе мы учили детей сочинять сказку. В начале занятия мы показали детям две игрушки: лисенка и щенка. Проведя беседу об игрушках, мы дали игрушечным животным клички. Затем попросили детей сочинить о наших героях сказку. Перед сочинением сказки мы напомнили детям, что сказочные животные могут говорить, выполнять работу по дому, встречаться с друзьями и т.д.
Анализируя результаты работы, мы заметили, что использование разнообразных приемов моделирования заметно облегчает овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Также мы использовали различные формы работы детьми (игры и упражнения в коллективной, групповой, индивидуальной форме).
Коллективную форму мы использовали при работе со сказкой. Например, при моделировании сказки «Теремок» по окончанию задания детям было предложено проиграть эту сказку.
Групповая форма чаще всего использовалась при работе со схемами, особенно на первых занятиях, когда ребята описывая предмет по схеме друг друга дополняли.
Все игры и упражнения направлены на то, чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. Был использован большой, разнообразный наглядный материал.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что используя моделирование, мы помогаем детям старшего дошкольного возраста в развитии связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии моделирования в развитии связной речи старших дошкольников.
На результативность работы по развитию связной речи старших дошкольников средствами моделирования влияют следующие педагогические условия:
1. Разработка и реализация системы игр и упражнений с использованием моделирования, которая включает поэтапное введение моделей.
2. Использование разнообразных приемов моделирования и форм работы с детьми в зависимости от уровня развития связной речи.
Мы разработали систему игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования. Все упражнения должны быть выстроены по принципу «от простого к сложному». Начинать с простых, доступных им видов работы (рассказ по образцу), постепенно усложняя, вводя в них все больший элемент самостоятельности и сложности, подводить их к наиболее сложным видам работы (творческое рассказывание).
Определив уровень развития связной речи, мы провели эксперимент с применением разработанной нами системы упражнений по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
Целью эксперимента было повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, средствами моделирования.
Условием успешного развития связной речи является разработка и реализация системы игр и упражнений с использованием моделирования, которая включает поэтапное введение моделей.
Созданная нами система игр и упражнений включает три блока, различных по уровню сложности.
Первый блок - подготовительный. Его цель- это знакомство детей с моделями. Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей.
Второй блок – продуктивный. В этом блоке мы выделяем 3 этапа по развитию связной речи средствами моделирования. Первый этап посвящен пересказу рассказа, сказки с использованием наглядного моделирования. Второй этап посвящен составлению рассказа по серии сюжетных картин и
составление рассказа по картине. Его цель научить составлять последовательный рассказ. Третий этап составление описательного рассказа по схемам. Этап направлен на то, чтобы научить детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ.
И третий блок – заключительный. В этом блоке нужно научить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, составлять и зарисовывать сказки, которые нужно логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.
В первом блоке мы вводили игры и упражнения на знакомство с моделями, которые способствовали освоению детей видеть условное изображение предметов, показать детям, что любой предмет (живой, неживой) можно обозначить геометрической фигурой.
Так, например, Аня Ч. В игре «Что в круге?» проявила свою фантазию и больше всех из ребят назвала круг многими предметами. Круг у нее был похож на яблоко, мячик, тарелку, солнце, колесо и апельсин. А Игорь Щ. в игре «Что это?» называл все геометрические фигуры животными (зеленый круг-лягушка, серый прямоугольник-волк, серый кружок-мышка). Это говорит о том, что дети старшего возраста могут выделить главное в предмете.
Во втором блоке мы предлагали различные игры и упражнения направленные на пересказ рассказа, сказки с использованием наглядного моделирования. На этом этапе мы продолжаем закреплять графическую аналогию у детей. Графическая аналогия – это обозначение, каким- либо символом. Продолжать закреплять умение видеть самое главное и уметь «свертывать» понятие. Т.е круг – это колесо, солнце. При рассказывании сказки «Теремок» мы использовали сначала модели-заместители (игрушки), а потом заменили их на геометрические фигуры разного цвета.
Так, Даня Ц. показал мышку черным кружком, но потом сказал что поменяет, т. к. мышка должна быть серенькая, и поменял кружок на серый цвет. Это говорит о том, что ребенок не просто так выбирает цвет кружка, а выбирает его осмысленно реальному изображению предмета.
Также на этом этапе мы предлагали детям пересказывать небольшие рассказы со знаковой символикой и использовали такой прием как «рассказывание по схеме». Использование знака при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Читая рассказ, мы предлагали запомнить его и пересказать. Но некоторым детям было сложно это сделать и тут мы предлагали им карточки с условным обозначением прочитанного текста. Так, Ира П. сказала, что по картинке ей легче вспоминается рассказ и опираясь на схему пересказала все в точности используя выражения прочитанного текста. Здесь можно сделать вывод о том, что использование наглядных моделей дает возможность детям лучше справиться с заданием.
Также предлагали детям упражнения направленные на составление рассказа по серии сюжетных картин и составление рассказа по картине. Цель упражнений - научить составлять последовательный рассказ.
В начале занятия мы провели беседу с детьми о домашних животных и их детенышах. Далее мы показали детям картину « Собака со щенятами». Предложили рассмотреть её и провели беседу по картине. Так же мы предложили детям сначала рассказать о каждом герое картины отдельно, а затем составить целый рассказ о картине.
После рассказывания по картине мы раздали детям карточки с изображением разных животных и предложили составить маленькие рассказы по ним. Детям, которые затруднялись в составлении рассказов, мы задавали наводящие вопросы.
Нами были использованы игры и упражнения, направленные на составление описательного рассказа по схемам. Важным моментом здесь было научить детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. Здесь нами вводился прием «работа со схемами».
И на последнем, сложном этапе мы провели игры в которых вводится прием «творческое рассказывание». Цель - научить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, которое нужно логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Например, на одном из занятий мы предложили детям много различных предметных картинок и предложили детям придумать рассказ, в начале мы начили рассказ, а затем, когда дети поняли суть задания, ребята сами начинали и продумывали свой рассказ. Так Игорь Щ. и Илья Г. составили очень интересные, содержательные и грамматически правильно выстроенные рассказы.
Последним заданием в нашем блоке называлось «Сказки о животных». На этом этапе мы учили детей сочинять сказку. В начале занятия мы показали детям две игрушки: лисенка и щенка. Проведя беседу об игрушках, мы дали игрушечным животным клички. Затем попросили детей сочинить о наших героях сказку. Перед сочинением сказки мы напомнили детям, что сказочные животные могут говорить, выполнять работу по дому, встречаться с друзьями и т.д.
Анализируя результаты работы, мы заметили, что использование разнообразных приемов моделирования заметно облегчает овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Также мы использовали различные формы работы детьми (игры и упражнения в коллективной, групповой, индивидуальной форме).
Коллективную форму мы использовали при работе со сказкой. Например, при моделировании сказки «Теремок» по окончанию задания детям было предложено проиграть эту сказку.
Групповая форма чаще всего использовалась при работе со схемами, особенно на первых занятиях, когда ребята описывая предмет по схеме друг друга дополняли.
Все игры и упражнения направлены на то, чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. Был использован большой, разнообразный наглядный материал.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что используя моделирование, мы помогаем детям старшего дошкольного возраста в развитии связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....
«Использование технологии моделирования в развитии связной речи дошкольников».
laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....
Конспект родительского собрания в старше-подготовительной группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи старших дошкольников»
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.План:1. Вступительное слово педагога.2. Просмотр презентации.3...
Метод наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников
Наглядное моделирование...
План самообразования «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связно...
«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»
План по самообразованию на тему: «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»К плану прилагаются консультации для родителей и...
использование метода моделирования в развитии связной речи у дошкольников
Связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Из всех существующих приёмов обучен...