Использование педагогической технологии моделирования для развития связной монологической речи
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) по теме
Данный материал содержит презентацию из опыта работы, а также конспект образовательной деятельности по ОО "Речевое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie.pptx | 2.33 МБ |
karovaevasyuobrazovatelnayadeyatelnostzimastrashayagruppa.pdf | 388.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование связной речи у детей - одна из важнейших задач педагогической работы с дошкольниками. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
Задачи речевого развития: развитие связной речи; обогащение и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; воспитание звуковой культуры речи.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: В диалоге В монологе
Трудности детей нашей группы в развитии связной речи: отсутствие четкости и последовательности изложения; высказывания – набор однословных предложений – прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отображать необходимые слова, строить предложения; преобладают простые предложения, иногда с однородными членами; полное или частичное отсутствие двусоставных предложений. с трудом строится связный текст, так как дети не знают, как начать и закончить свое высказывание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения.
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Использование наглядного моделирования: уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.
Модель – графический способ предоставления информации. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ; коллаж.
Виды моделирования: сериационный ; двигательный; временно-пространственный.
Наглядное моделирование использую при обучении дошкольников: пересказу; составлению описательного рассказа о единичных предметах; составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составлению рассказов из личного опыта; рассказыванию (с элементами творчества) ; составлению сравнительного описательного рассказа; составлению рассказа по плану; составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям.
Требования к моделям: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Подготовительная работа направлена на устранение лексико-грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Упражнение «Укрась слово». Цель: стимулировать у детей употребление в речи слов-эпитетов, которые характеризуют предмет и отражают субъектные отношения ребенка к нему. Зима – суровая, морозная, белоснежная, долгожданная. Упражнение «Скажи по-другому». Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов. Зима пришла, наступила, вступила в свои владения. Упражнение «Какой? Какая? Какие?». Цель: обогащать словарь детей с помощью слов-описаний. Снежинка – красивая, пушистая, искристая, блестящая. Упражнение «На какую фигуру похож?». Цель: формировать умение определять, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета. Снежок – круглый, елка – треугольная.
Этапы работы: 1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу игровые упражнения. Упражнение «Расшифруй знаки-символы». Дети объясняют значение символа. Упражнение «Найди ошибку». Дети указывают, какая категория пропущена, объясняя содержание ее условного обозначения. Упражнение «Покажи правильный символ». Дети показывают на схеме предмет, который описывает воспитатель.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
3 этап. После перекодирования осуществляется самостоятельный рассказ по заданной теме.
Обогащение словаря Игра «Снежная куча» Цель игры : расширять словарный запас детей с помощью однокоренных слов: снег, снежинка, снегопад, снеговик, снегурочка, подснежник, снегирь, снежный.
Составление предложений Игра «Что бывает зимой?» Цель: упражнять в составлении предложений о зиме. Зимой солнце светит мало, Снег лежит на земле, Люди зимой делают небо покрыто тучами. на деревьях, на домах. Кормушки для птиц. Часто идёт снег.
Составление рассказов на заданную тему Цель: развивать у детей умение составлять рассказ на заданную тему.
Результаты: Активизируется словарный запас. Дети свободно рассказывают на заданную тему, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Расширяется круг знаний об окружающем мире. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Развивается фантазия и творческое воображение детей.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...
Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.
Использование моделей оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать словосочетания, распространять простые пр...
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
В статье говорится о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...
Презентация по логопедии на тему «Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР».
Разработка системы работы с детьми, в старшем дошкольном возрасте. Использовалась методика Глухова. Проведён анализ результатов, сравнение, показан итог.Методика обследования связной речи Глухова В. П...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников...
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...