Использование сказкотерапии для развития речи детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи

Родина Юлия Юрьевна

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с

которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша,

который был бы равнодушен к сказке.

Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться

слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает

ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные

способы   выхода из затруднительных положений. 

Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою

детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи.

В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное

русло - русло самопознания и безграничного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 943779.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование сказкотерапии для развития речи детей дошкольного возраста Родина Ю.Ю. Воспитатель МДОУ ДС №17 «Березка»

Слайд 2

« Сказка - ложь, да в ней намек – Д обрым молодцам урок » Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные способы выхода из затруднительных положений. Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное русло - русло самопознания и безграничного творчества. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение» Д. Родари

Слайд 3

Сказкотерапия Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Слайд 4

Виды сказок (классификация Зинкевич - Евстигнеевой):

Слайд 5

• Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным. • Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка. Например, девочке необходимы сказки, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров. • Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне. При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя

Слайд 6

Структура сказкотерапевтического занятия содержит: Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Основную часть , где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня. Ритуал «выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Слайд 7

Структура сказки 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть. 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Слайд 8

слова-маркеры - жила-была...(представление героев); - и вот однажды...(описание проблемы); - из-за этого...(почему это проблема); - и тогда... (решение); - теперь... (как изменилась жизнь); - стали они жить-поживать (мораль). Для более простого написания сказки можно использовать готовый алгоритм.

Слайд 9

Жили – были… Начало сказки, встреча с ее героями. И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью, и приписать герою все переживания ребенка. Из – за этого…. Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки . Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели. Кульминация Герои сказки справляются с трудностями Развязка Результат действий героев сказки: «-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка коррекционной сказки должна быть позитивной Мораль сей сказки такова… Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется Сочинение сказок Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Слайд 10

П риемы , которые помогут Вам творчески подойти к написанию собственных сказок. Бином фантазии . Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю используя эти слова. Ввести уже в известную ребенку сказку комического персонажа или придумать продолжение. Игра - наоборот . Несоответствие характера образу, например как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная ….» Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п. Исчезновение предмета , который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, бумага, ветер и что же произошло дальше? Необычный герой – предмет, который оживает, или существо, которое вообще не существует в природе и придумано Вами. Сказка, где Ваш ребенок является главным действующим персонажем. Здесь важно, чтобы он выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми сложностями на пути (даже если в жизни он неуверенный, робкий, застенчивый). Так родители могут передать своему ребенку надежду на успех авансом.

Слайд 11

Чтение сказки и её анализ Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Приёмы работы с готовыми сказками:

Слайд 12

Приёмы работы со сказкой: Рассказывание сказок : Рассказывание сказки от первого или третьего лица . Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок». Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.

Слайд 13

Проигрывание эпизодов сказки, драматизация Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Постановка сказок с помощью кукол Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Рисование по мотивам сказки - рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; любимого сказочного героя, сказочной страны Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Приёмы работы со сказкой:

Слайд 14

Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья и развития ребенка . Попробуйте ! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

"Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей до...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

Консультация для воспитателей «Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...