Картотека речевых игр на тему Космос (подготовительная группа)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Новая лексика

Существительные:

космос, комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль  (космический),  космодром,   станция,   спутник,   полёт,   планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет  (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные:

первый, космический, межпланетный, звёздное.

Беседа. 

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevykh_igr_tema_kosmos.docx54.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Лексическая тема: «Космос»

 

Новая лексика

Существительные:

космос, комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль  (космический),  космодром,   станция,   спутник,   полёт,   планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет  (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные:

первый, космический, межпланетный, звёздное.

Беседа.  

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

  • Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики. 
  • Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. 
  • Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции. 
  • Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом. 
  • Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин. 
  • Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром. 
  • Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр. 
  • Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля. 
  • Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?

Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

2. Словесная игра «Подскажи словечко». 

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете). 

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля). 

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп). 

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе …(звездочёт). 

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин). 

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт … (луна). 

Специальный космический есть аппарат

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник). 

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

3. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...

1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...

1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...

1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

 

  1. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в родительном падеже.  

Один космонавт - много космонавтов.

Одна ракета - много ракет и т.д.

  1. «Составь предложение из слов».

Ракета, космос, летать, в.

Космонавт, в, летать, космос.

  1. Развитие слухового внимания, памяти. 

Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить. 

"Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он.

"Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!"

Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!"

Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к

Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?"

"10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве".

Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только

8 минут. Полетели?"

Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз..."

Вопросы после прочтения: 

  • Что наблюдал Звездочет ночью? 
  • Что он наблюдал днем? 
  • Куда решил полететь Звездочет? 
  • Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту? 
  • Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца? 
  • Сколько времени понадобилось солнечному лучу?  

 

  1. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным  значением (антонимы).

 Например:

далёкий — близкий; тесный — ... большой — ...;      улетать — ... высокий — ...      взлетать — ... известный — ...   включать — ... тёмный  — ... подниматься  — ... яркий  — ...

  1. Игра  «Сосчитай -ка »

Цель:  развивать  грамматический строй  речи   (согласование  существительных с числительными).

Например:

Один   большой   метеорит, два   больших   метеорита, пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Один опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

  1. Игра «Составь предложение» 

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

 

Ход   игры.  Взрослый   предлагает   ребенку послушать  предложение,   в   котором  все   слова   поменялись   местами,   и построить правильное предложение.

 

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с, комета, неба, хвостатая.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

 

КОСМОНАВТ 

В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

                      В. Степанов

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

                              Я. Аким

 

 

Текст для пересказа

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо».

Но ты не верь. Большие медведи думают:  «Звёзды  —  это   снежинки,   что  забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай   меня   лучше.   Мне  кажется,   виноват   большой  дождь.  После большого дождя   растут  большие  цветы.  А ещё мне  кажется,   когда они достают   головой небо,  то и  засыпают  там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные  ножки.

 

                                                                                                              Г. Цыферов  

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи ?

Что рассказал о звёздах лягушонок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Космос" (подготовительная группа)

Данный материал поможет педагогам совершенствовать и дополнить знания детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос"....

Картотека опытов и экспериментов. Тема «Космос» (старшая группа)

Подборка опытов и экспериментов для старшего дошкольного возроста по теме "Космос"...

Лексическая тема "Космос" (подготовительная группа)

Логопедическое занятие для подготовительной группы....

Презентация на тему "Космос" (подготовительная группа)

Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. Презентация направлена на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении...

Занятие по познавательно-речевому развитию «Этот загадочный космос» (подготовительная группа)

Занятие по познавательно-речевому развитию«Этот загадочный космос»   (подготовительная группа)Задачи:    Познавательно-речевое развитие:-Закрепить умение четко, кр...