Конструкт занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Газдийчук Людмила Васильевна

Конструкт занятия для подготовительной группы по развитию речи на тему "Весенняя картина."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_gazdiychuk_l.v.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по освоению образовательной области  речевое развитие.

 

МАДОУ д/с №2 «Росинка»

Группа: Подготовительная

Тема: «Весенняя картина»

Цель: Закрепление умений детей составлять звуковую схему слова.

Задачи: 

Образовательные: Совершенствовать умение слышать звук «с» в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.  Закрепить  представления детей о весне: приметы весны, знание весенних месяцев. Закрепить умения  детей отгадывать загадки – описания. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет слов прилагательных, глаголов (например: солнце жёлтое,  лучистое, горячее, золотое, яркое, жаркое, оно светит, греет, согревает, освещает; лучики жёлтые, теплые, золотые, они светят, греют, освещают).

Развивающие:  Развивать общую   моторику, внимание, память и воображение и художественно-эстетическое восприятие.  Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать любовь к окружающему миру. Воспитывать активность и инициативность. Воспитывать умение детей выслушивать ответы сверстников не перебивая друг друга.

Планируемый результат:  Дети  составляют звуковую схему слова, комментируют ее.

Предварительная работа: Изучение лексической темы «Весна». Наблюдения на прогулке «Весна пришла, весне дорогу…», Прослушивание музыкальных композиций по теме «Весна», отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворений о весне, чтение рассказов и стихов о весне, наблюдение признаков весны в природе. Рассматривание тематических картинок и иллюстраций. Составление с детьми мнемо-таблицы по картине «Весна». Проведение игр «Поймай звук», «Какой звук спрятался», «Покажи звук цветом».

Пространственно – временной ресурс: дети свободно перемещаются в групповой комнате, для выполнения практической работы пересаживаются за столы. Временной ресурс-30 минут.

Методическое обеспечение: доска, картина с изображением  весны, солнышко, лучики из картона на клеевой основе, карточки с изображением различных предметов, мнемо – таблица составленная с детьми ранее.

 

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

 Вводно-организационный этап. 2-3 мин.

Организация направленного внимания. Формирование интереса к содержанию НОД.

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Ребята, у вас хорошее настроение?

У меня тоже, потому что я сегодня получила письмо! Наш друг Незнайка прислал по почте нам в подарок картину! Он сам ее нарисовал, очень старался. Посмотрите-ка, какая  она красивая! Как вы думаете, какое время года на ней нарисовано? Правильно ребята весна!

 А как вы поняли, что это нарисована именно весна?

 А какие, ребята, признаки весны, вы еще знаете? 

Обращают внимание на картину, Подходят к воспитателю, и рассматривают картину.  Отвечают на вопросы.

Сюрпризный момент. Беседа.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно -побудительный этап,

1-2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Ребята, вы молодцы,  Незнайка нарисовал нам именно такую весну,  про которую вы сейчас рассказали. И птички прилетели, и ручейки побежали, и солнышко светит яркое,  освещает все вокруг. Вам нравится ребята картина Незнайки? ( Подвести детей к тому, что солнце лучистое, но нет чего….?  Солнышко светит совсем не по-весеннему.)  

А почему ты так считаешь, а кто еще как считает?

 Да, я тоже так думаю, что не хватает весенних солнечных лучиков.

Весенние лучики это детки солнышка. Что мы с вами можем сделать, чтобы солнышко стало лучистым, светило по весеннему? (ответы детей)

Вернуть солнышку лучики мы сможем. Весенние лучики это детки солнышка и  чтобы нам вернуть каждый лучик к солнышку, нам необходимо сначала выполнить весеннее задание которое они нам приготовили.

Отвечают на вопросы

Осознают и принимают поставленную задачу.

Создание проблемной ситуации.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Первый лучик мы с вами берем, а задание он приготовил нам такое: Отгадайте-ка ребятки, вы весенние загадки!

Приходит с добром, Веет теплом, Светом солнечным красна, А зовут ее … (весна)

Из-под снега расцветает. Раньше всех весну встречает. (Подснежник).

Распустились почки, травка вырастает, В это время птички с юга прилетают. (Весна)

Снег чернеет на полянке. С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года? (Весна)

В голубой рубашке, бежит по овражку. (Ручей)

Доброе, хорошее. На людей глядит. А людям на себя, Глядеть не велит. (Ответы детей - Солнце)

Молодцы ребята, справились с заданием, Таня, бери лучик и приклеивай его к солнышку.

Отгадывают загадки, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное. Приклеивают лучик к солнышку.

Игровой прием, Загадки.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

3-4 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д.

Теперь берем второй лучик, а задание он нам  приготовил такое: (Игра «Доскажи словечко»)

Я прочту вам  стихотворение, а вы назовете мне весенние месяцы. Слушайте внимательно

Пришла весна и каждый рад

Спешит весна и месяц… Март.

За ним,  другой стучится в дверь

Он называется… Апрель.

И третий месяц вспоминай

Как называется он… Май.

 Кира, назови три весенних месяца. Кира, какой первый месяц?  Какой второй?  Третий месяц весны?

Молодцы ребята, Кира иди, приклей солнышку второй лучик.

Подбирают слова в рифму, продолжают незаконченную фразу, употребляют  в речи  слова имеющие отношение к данной лексической теме.

  Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Словесная игра.

Осознанны усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность.

Динамическая пауза,

1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

А теперь мы с вами посмотрим, какое задание приготовил третий лучик: (Физминутка - «Подснежники».)  

А с третьим лучиком мы с вами поиграем:  сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние цветочки:

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А деревья вырастают

Лучик заглянул в окошко,

протяни к нему ладошки.

 К нам Весна лишь заглянула

В снег ладошки окунула,

И расцвёл там нежный,

Маленький подснежник.

Молодцы, ребята, какие замечательные «Подснежники» расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнитесь. Сашенька приклеивай солнышку лучик.

Участвуют в игре.

 Выполняют физические упражнения:

Руками выполняют волну,

машут ручками как птицы,

 приседаем,

поднимаемся,

расправляем руки,

дети вытягивают руки вперёд ладонями вверх,

 опускают руки с раскрытыми ладонями вниз,

соединяют ладони перед собой, имитируя бутон,

 медленно раскрывают пальцы, имитируя распустивший цветок.

Приклеивают лучик.

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыта

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

3-4 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д.

А теперь, посмотрим, что же для нас приготовил следующий лучик? Справимся ли мы с его заданием?

Вставайте в круг. Скажите ребята, какой первый звук в слове СОЛНЫШКО?  Правильно звук С. сегодня мы поиграем со звуком «С». Какой это звук ребята? (согласный) Давайте вместе проверим глухой он или звонкий?  Итак, я буду произносить слова, как только вы услышали звук «С» в слове вы хлопаете в ладошки, ловите этот звук. Если в слове звука «С» нет, то вы топаете ногами. ( ВЕСНА, КАПЕЛЬ, ЛАСТОЧКА, АПРЕЛЬ, СОЛНЦЕ, ЛЕС, ВЕТЕР, СНЕГ, ПОДСНЕЖНИК, РУЧЕЙ)

  Молодцы ребята вот и еще один лучик мы с вами подарили солнышку.

Дети встают в круг, (прикладываем ладонь к горлу, произносим звук «С») – выясняем какой он согл, глухой.

Дети «ловят» звук, играют с воспитателем.

Приклеивают лучик.

  Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Дидактическая игра.

Показ способа действия.

Осознанны усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность.

Практическая работа

5-7мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

А сейчас мы с вами разделимся на три команды по три человека. Я раздам вам карточки со словами, вам нужно будет выложить к каждому слову звуковую схему. Давайте вспомним  карточкой какого цвета мы с вами обозначаем гласный звук? (красный) карточкой какого цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим), карточкой какого цвета обозначаем мягкий согласный звук? (зеленым) Нужно составить звуковую схему  к словам: «Март», «Весна», «Подснежник» (по уровню сложности) .  Работать будем в парах. Чья команда справится с заданием, поднимает руки.

Дать характеристику каждому звуку. Объяснить, почему такую схему составили? Полными ответами детей.

Молодцы ребята, смотрите, еще один солнечный лучик появился на нашей картинке.

Выполняют практическую работу.

Взаимодействуют с другими детьми в парах и с педагогом.

Делятся на три команды, подбирают звуковые схемы к словам

Приклеивают лучик.

Выполнение практической  работы.

Групповые,  индивидуальные формы организации деятельности.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа),

5 мин

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами.

Посмотрите-ка,  какое солнышко получилось у нас теперь? Настя  какое солнышко получилось? (Яркое, светлое, желтое, лучистое…)   Ксюша, а какое оно еще бывает? Давайте расскажем. (Солнце жёлтое,  лучистое, горячее, золотое, яркое, жаркое…) А если, мы скажем про лучики, когда их много, какие они?  (Жёлтые, теплые, золотые…) Ребята, а вы знаете какую пользу приносит солнце? (Светит, греет, согревает, освещает, помогает расти деревьям, траве…) А его лучики? (Светят, греют, освещают…)

Отвечают на вопросы, активизируют в своей речи прилагательные и глаголы

Фронтальная, индивидуальная работа.

Сформированность элементарных навыков самоконтроля.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ОПП ДО)

Заключительный этап.

Рефлексия,

3 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Посмотрите, ребята на картину, которую нам подарил Незнайка, какое весеннее теплое солнышко у нас теперь получилось, как пригревают его лучики!  Ребята, какое задание вам показалось самым непростым? Почему?  Что было самым интересным? Какое задание понравилось больше всего? Молодцы, все сегодня хорошо поработали, играли дружно и весело. А  чудесная картина Незнайки пусть висит  у нас в группе, создает весеннее настроение, греет и радует нас и наших гостей!

Высказываются, отвечают на вопросы, дают самооценку своей работе.

Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа, индивидуально-коллективная.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Сформирован

ность элементарных навыков самооценки.

Анализ образовательной деятельности

по речевому развитию детей

 Данное занятие проводилось мной в подготовительной группе. Длительность занятия составила  35 мин, с учетом смены видов деятельности это время  соответствует нормам Сан Пина. При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Занятие осуществлялось по  технологической карте, составленной в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы,  и с учетом требований ФГОС ДО. Оно построено в логической последовательности, все  части занятия взаимосвязаны и объединены  между собой  общей темой. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки обозначенного времени. Предварительная работа была проведена в полном объеме.

 Для реализации каждой части  занятия были  эффективно подобраны  методы и приемы, в интересной и занимательной форме, а так же  наглядные пособия, которые стимулировали детей к мыслительной деятельности. Материал подобран на доступном для детей уровне. Использованные в занятии пособия и материалы достаточного размера, эстетически оформлены и соответствовали гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. 

Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. В ходе занятия мной  использовались наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на  развитие  внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия.  В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Используя игровые, организационные моменты, я смогла позитивно настроить детей по отношению к себе и к происходящему. У меня получилось установить контакт с группой, и с каждым ребенком. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. 

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.  Дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор. Задания, предложенные мною, дети выполнили в полном объеме,  проявив творчество и фантазию. Дети остались довольны и проявили радость от созданного  в конце занятия изображения солнышка на картине, от того что все лучики смогли самостоятельно приклеить.

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы создать  им ситуацию успеха. Индивидуальная работа была проведена с Кирой К. и заключалась в совершенствовании звукопроизношения в названиях весенних месяцев. Индивидуальная работа использовалась так же в помощи, при  составлении звуковой схемы слова, потребовалась помощь детям Мирославе С. и Савелию Ж..

 В процессе проведения занятия у детей было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь детей. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены и проведенное занятие заслуживает положительной оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конструкт занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста "Чья мама? Чей малыш?"

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми по развитию речи "Чья мама? Чей малыш?" Цель: развитие речевой активности путем закрепления и расширения первоначальных ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...