Консультация для педагогов ДОУ "Пальчиковые игры с детьми младшего возраста".
консультация по развитию речи

Чеменева Роза Петровна

В. А. Сухомлинский сказал: Ум ребёнка находитсяна кончике его пальцев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch_gimnastika.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры с детьми младшего возраста.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлоефильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместоживой бабушкиной сказки - аудиосказка с магнитофона или диски свидеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей:одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозитне только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, ксожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей снарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем,один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшнийдень особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различнымиречевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытываюттрудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическимиформами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связныевысказывания.

Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другойвид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями,делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.Многие ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиямиголовного мозга и психического развития детей, давно доказали связь междумелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развитымелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчикималыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже ссамого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но простоделать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интереснуюигру. В группе раннего возраста используют один из способов развитиямелкой моторики рук – пальчиковые игры.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим тремпринципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи,творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть,тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: Ум ребёнка находитсяна кончике его пальцев»

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло ихолод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеетсамое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутреннихорганов: мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник,указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуяна определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке органчеловека.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальнойготовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокийуровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у негодостаточно развиты память и внимание, связная речь.Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должныодинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаряпальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорныевпечатления, у него развивается внимательность и способностьсосредоточиться.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут бытьтрадиционными и нетрадиционными.

Традиционные: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождениеми без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы,мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры:пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой;лепкаиз глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений«гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами,карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованиемразнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.

Нетрадиционные пальчиковые игры, которые я использую в своей работе: Игра с мячиками.Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики.

(Можнокатать по ладошке, столу, коврику.)

-Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

-Взад, вперёд его гоняю.

-Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).

-И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаеммячик).

-Колобок я разожму и другой рукой начну.

-Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое другой

рукой).

Игра «Сапожки»

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, какобувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, неотрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

-Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

-Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.

Игра с использованием бельевых прищепок.Пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она небыла слишком тугой).

-У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

-Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

-Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

-Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Игра «Карандаш»с использованием карандаша с гранями.

-Карандаш в руках катаю,

-Между пальчиков верчу.

-Непременно каждый пальчик,

-Быть послушным научу.

Игра с пластмассовыми крышками (пуговицами).

Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйтевыложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научитсявыполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков.

Игра с бусинами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можносортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом иобратном порядке.

-Дома я одна скучала,

-Бусы мамины достала.

-Бусы я перебираю,

-Свои пальцы развиваю.

Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено).

Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на нейрисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа нерассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал.

Список использованных источников:

1.Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999.

3.Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4.Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка

дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»...

Рекомендации педагогам для работы с детьми младшего возраста в адаптационный период с разным типом темперамента

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Консультация "Индивидуальные игры с детьми младшего возраста"

Ведущей деятельностью в период младшего дошкольного детства (3-4 года) становится игра. В это время особенно важно подобрать для занятий с детьми интересные развивающие упражнения...

Консультация для педагогов"Как играть с детьми в подвижные игры".

Конспект мастер класса для детей второй младшей группы.Игра « Цыплята и ястреб»...

консультация для родителей "Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста в домашних условиях".

С помощью игр можно развивать память, внимание, воображение и мышление детей. Посредством игры дети приобретают новые знания и умения, развивают различные способности....

Консультация для педагогов "Особенности занятий с детьми младшего возраста"

Внимание детей младшего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют ст...