"Подготовка к обучению грамоте"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_rechevoe_razvitie.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование грамматического строя речи, интереса к родному языку.
Задачи:
1. учить составлять схему предложения, продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение делить слова на слоги, упражнять в определении последовательности и местоположения звуков в словах, закреплять умение подбирать слова-признаки.
2. развивать фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи.
3. воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: раздаточный и демонстрационный материал для составления схемы предложения, схемы-полоски и фишки для определения местоположения звука в слове, мнемотаблица стихотворения «День и ночь», карточки с цифрами, мяч, колокольчик, картинка «Мак».
Ход занятия.
1. Мотивация
Колокольчик наш звенит
В круг собраться нам велит.
Со словами поиграем,
Много нового узнаем!
2. Сл./ игра «Подбери слово».
Сегодня хорошая погода. Какие слова о погоде можно подобрать, чтобы сказать точнее? (тёплая, солнечная, прекрасная и т.п.).
А на днях была плохая погода. Какими слова можно подобрать о такой погоде? (ветреная, холодная, ненастная и т.п.).
3. «Расскажи стихотворение» (с опорой на схему).
Какое стихотворение о весне мы свами недавно учили» («Ночь и день»)
Давайте вспомним его.
Ребёнок по желанию рассказывает стихотворение (при затруднении опирается на схему).
Ночь зимой, как чёрный кот,
День как серенькая мышь.
Но весна, весна идёт!
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв.
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой блестящий кот!
4. «Предложение»
Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Зима недаром злится.
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Из чего состоит стихотворение? (из предложений).
- А из чего состоит предложение? (из слов)
- Сколько слов в предложении «Зима недаром злится». (три слова)
- (на доске выкладывается схема предложения)
- Какое первое слово в этом предложении?
- Какое последнее (третье) слово в этом предложении?
- Каким по счёту в этом предложении стоит слово «недаром»?
- Выложите схему предложения «Наступила весна».
- Выложите схему предложения «Сегодня расцвёл первый подснежник».
- Сравните эти предложения по количеству слов. Что вы можете сказать?
(первое предложение короткое, а второе длинное).
- Почему вы так считаете? (в первом предложении меньше слов (2), а во втором больше (4)).
- Какие бывают предложения по количеству слов? (короткие и длинные).
5. Физминутка
Игры с мячом:
«Назови одним словом»
Подснежник, фиалка, одуванчик – это (цветы)
Синица, кукушка, соловей – это (птицы)
Берёза, рябина, клён –это (деревья)
Сом, карась, щука – это (рыбы)
«Скажи три слова»
Мебель – (стол, шкаф, кровать)
Музыкальные инструменты – (скрипка, барабан, пианино)
Дикие животные – (волк, лиса, медведь)
Посуда – (тарелка, кастрюля, сковорода)
«Скажи наоборот»
Далеко – (близко)
Высоко – (низко)
Темно – (светло)
Холодно – (жарко)
6. «Части слова»
- Как называются части, из которых состоят слова? (слоги).
- Сколько частей (слогов) в словах «зима», «злится», «весна», «стучится».
(дети определяют количество слогов в словах любым способом и поднимают карточку с соответствующей цифрой).
7. «Место звука в слове»
Отгадайте загадку:
Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный ... (мак)
- Сколько звуков в слове «мак»?
- Какой звук стоит первым в этом слове?
- Какой звук последний (третий) в этом слове?
- Каким по счёту в слове «мак» стоит звук «а»?
- Определите место звука «м» в словах «мак», «ком», «яма».
(дети отмечают местоположение звука в слове с помощью полоски с делениями и фишек).
8. Итог занятия.
Колокольчик вновь звенит,
В круг собраться нам велит.
Со словами мы играли,
Что сегодня вы узнали?
(Дети рассказывают, чем они занимались на занятии, что вызвало наибольший интерес, в чём испытывали трудности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе" Грамотеи"
закрепить знания детей и помочь освоить материал...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...