Пересказ украинской сказки "Колосок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_r.r._st.gr_._kolosok.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специально организованная образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет.
Образовательная область «Речевое развитие».
Воспитатель: Ивашкина Т. А.
Тема: пересказ украинской сказки «Колосок».
Цель: приобщать детей к истокам народного фольклора.
Задачи.
Образовательные:
- формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на мнемотаблицу;
- учить понимать мораль сказки;.
- упражнять в назывании хлебобулочных изделий;
- активизировать в речи детей слова-действия, связанные с производством хлеба;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением (словоизменение).
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи детей;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- вызвать интерес к сказке, эмоциональное проживание поступков героев сказки;
- воспитывать желание помогать другим, трудиться;
- воспитывать уважение к труду взрослых и бережное отношение к хлебу.
Взаимодополняющие образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,
двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Предварительная работа:
- рассматривание альбома «Откуда хлеб пришёл?»;
- презентация «Как делают хлеб»;
- обсуждение поговорки «Труд кормит, а лень портит»;
- проведение дидактических игр «Сложи колосок», «Чего не стало?»;
- загадывание загадок о хлебобулочных изделиях;
- сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
- лепка муляжей хлебобулочных изделий;
- рассматривание коллекции семян злаковых растений;
- опыты с водой «Волшебница вода»;
- чтение украинской народной сказки «Колосок»;
- показ настольного театра по сказке «Колосок»;
- работа с мнемоквадратами, с мнемодорожками по сказке «Колосок»;
- обсуждение с детьми замысла создания мнемотаблицы по сказке «Колосок».
Средства реализации:
- мультимедийные технологии: проектор, компьютер, экран;
- диск с записью музыки Л. Яртовой «На зарядку становись»;
- пшеничный колосок;
- мнемотаблица по сказке;
- костюмы «мышата», «петушок»;
- муляжи хлебобулочных изделий;
- солёное тесто для лепки;
- корзина;
- поднос для детских работ;
- поднос с пирожками (для каждого ребёнка)
Структура занятия.
1. Вводная часть (введение в тему) – 5 мин.
2. Основная часть – 18 мин.
3. Заключительная часть (подведение итогов) – 2 мин.
Методы и приемы:
Словесные (рассказывание, пересказ, беседа, показ, рассматривание иллюстраций, вопросы, объяснение, оценка детской речи).
Наглядные (показ иллюстративного материала, рассказывание по мнемотаблице).
Практический (дидактическая игра, ).
Игровые (дидактическая игра, ролевая игра, внесение игрушек, загадывание загадок, сюрпризность).
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Дети стоят вокруг стола.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: - Кто-то в двери к нам стучится,
Может зверь, а может птица?
Никита, Маша, Настя, выходите
Кто стучится, поглядите!
(Заходит ребёнок в костюме петушка)
Воспитатель: - Кто это?
Дети: - Петушок!
Воспитатель: - Здравствуй, петушок! Что это ты принёс?
Петушок: - Я принёс корзинку. А что в ней, вы узнайте сами.
Воспитатель из корзинки достаёт муляжи хлебобулочных изделий.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это?
Дети: - Хлеб, булка, кекс, ватрушка, … .
Воспитатель: - А как это называется одним словом?
Дети: - Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: - Правильно, это хлебобулочные изделия, изделия из теста.
Разгадайте загадки про хлебобулочные изделия.
Это печенье в глазури обычно,
В виде лепёшки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное .
Ставь быстро чайник,
Если к столу принесёт кто-то …(пряник).
Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это - нарезной …(батон).
С открытою начинкою лепёшка,
Посередине – творога немножко.
Всех пирожков известная подружка –
Питательная, вкусная … (ватрушка).
На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки –
Ароматны … (пирожки).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Приготовьте ручки, выполняйте со мной.
Пальчиковая гимнастика «Пекарь».
Бублик,
Баранку,
Батон
И буханку
Пекарь из теста
Испёк спозаранку.
(Большой и указательный пальцы образуют круг; большой и безымянный пальцы образуют круг, большой и мизинец образуют круг; имитируют лепку хлеба. Дети проговаривают слова вместе с воспитателем)
Воспитатель: - Ребята, мы знаем, как много людей трудиться, прежде чем хлеб попадает к нам на стол. Этот путь очень долгий и трудный, поэтому к хлебу нужно относиться бережно.
2. Основная часть.
(Дети садятся на ковёр полукругом)
Вы слышали такую поговорку: «Труд кормит, а лень портит». Подскажите мне, в какой сказке трудолюбивый петушок проучил ленивых мышат?
Дети: - В сказке «Колосок».
Воспитатель: - Я сейчас расскажу вам украинскую народную сказку «Колосок». Слушайте внимательно и запоминайте, чтобы вы смогли ее рассказать сами.
Воспитатель рассказывает сказку с демонстрацией слайдов. Проводит беседу по содержанию сказки и словарную работу.
- Вам понравилась сказка?
- Как она называется?
- Про кого эта сказка?
- Как вы понимаете слово обмолол?
Ребёнок: - Обмолол – значит, перетёр зёрна в муку.
Воспитатель: - Также в сказке встретилось слово молотить. Что оно обозначает?
Ребёнок: - Молотить – значит, выбивать зёрна из колоска цепом.
Воспитатель: - А что значит замесить тесто?
Ребёнок: - Муку насыпать в воду, перемешать и получится тесто.
- Что нашёл петушок?
- Что сделал петушок с колоском?
- Куда петушок отнёс зерно?
- Зачем петушок отнёс колосок на мельницу?
- Что из муки сделал петушок?
- Как из теста получились пироги?
- Какие получились пироги?
-Дети: - Пироги получились вкусные, мягкие, пышные.
- Чем занимались мышата, когда петушок работал?
- А как их звали? Почему?
-Что сделали мышата, когда пироги были готовы?
- Почему Петушок не угостил мышат пирогами?
Дети: - Петушок не угостил мышат, потому что они не трудились, не помогали ему.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим на таблицу, которую мы с вами вместе составляли. Что обозначают рисунки в квадратах?
Дети: - Жили – были петушок Голосистое горлышко, два мышонка Круть и Верть.
- Мышата только пели и плясали, крутились да вертелись.
- Петушок рано вставал и начинал трудиться.
- Петушок нашёл колосок.
- Он обмолотил колосок.
- Зёрна понёс на мельницу, а мышата играли и не хотели петушку помогать.
- Петушок принёс муку, замесил тесто, а мышата веселились.
- Петушок испёк в печке пирожки.
- Мышат пирогами не угостил, потому что они не помогали, не трудились.
Воспитатель: - Кто желает пересказать сказку? Смотрите на таблицу, она вам поможет.
Пересказ сказки детьми с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель: - Молодцы! Хорошо пересказали сказку!
Физкультминутка.
Воспитатель: - Встаньте в круг, сейчас мы будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной.
Петушок стоит на ножке
И клюёт в саду горошки.
- Ой, устала ножка,
Похожу немножко.
(Стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюёт; выполняют ходьбу на месте; те же упражнения выполняют, стоя на другой ноге).
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель разыгрывает сценку с игрушками (мышатами).
Воспитатель. - Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл? Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?
Мышата. - Круть и Верть.
Воспитатель. - Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?
Круть: Наш дружок Петушок
Вкусных пирожков испёк
Ну, а нас не угостил,
Ведь на нас сердит он был.
Мы ему не помогали,
От работы убегали,
Стыдно очень нам теперь
За безделье и за лень.
Верть: - К Петушку мы приходили
И прощения попросили.
Обещали не лениться,
Вместе хорошо трудиться.
Снова в поле побежали,
Колосок там отыскали.
Вот пришли у вас спросить,
Что с ним делать, как нам быть?
Нам, ребята, помогите,
Пирожки печь научите!
Воспитатель: - Ребята! Садитесь за столы и слепите из теста любое хлебобулочное изделие. У вас на столе лежит все необходимое для лепки.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Воспитатель: - Люди очень любят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. Вы слепили разные хлебобулочные изделия, давайте назовём их ласково.
(Дети показывают свою работу, называют ласково, кладут на поднос: булка –булочка, пряник –пряничек, пирог – пирожок, сухарь - сухарик, батон – батончик, …)
Заключительная часть.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу.
- Что вам понравилось?
- Чему научила вас сказка?
Дети: - Сказка научила нас не лениться, помогать друг другу, бережно относиться к хлебу.
Мышата: - Ребята, вы научили нас печь, мы хотим угостить вас пирожками и обещаем больше никогда не лениться (выставляется поднос с пирожками).
Воспитатель: - Спасибо, мышата, за угощение. Мы обязательно попробуем ваши пирожки.
Литература:
1. Большева Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2. Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А.. Программа «От рождения до школы»— М.: мозаика синтез, 2014.
3. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
4. Н.В. Лободина «Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы». Технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Издание 2016г.
5. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
6.Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа,1985.
7.Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.
8.Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста г. Санкт-Петербург. - Детство-Пресс,2010.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект пересказа украинской сказки «Колосок» в старшей группе.
Задачи:Образовательные.Учить детей составлять пересказ украинской народной сказки «Колосок» логично, последовательно, близко к тексту. С опорой на иллюстрации.Учить отвечать на вопро...
НОД по развитию речи Чтение и пересказ украинской народной сказки «Колосок»
Данное занятие способствует обучению детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Пересказ украинской народной сказки «Колосок»
Конспект зантие по развитию речи...
Презентация к ООД "Пересказ украинской народной сказки "Колосок"
Презентация к ООД "Пересказ украинской народной сказки "Колосок" (для детей старшего дошкольного возраста)...
Презентация к ООД "Пересказ украинской народной сказки "Колосок"
Презентация к ООД "Пересказ украинской народной сказки "Колосок"...
Пересказ Украинской сказки «Колобок»
Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Пересказ украинской сказки «Колосок».
Конспект ООДпо развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Пересказ украинской сказки «Колосок».Программные задачи:Образовательные.Учить детей составлять пересказ украинской народ...