Слышим, пишем, говорим
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующего вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slyshim_pishem_govorim.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №39.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

по развитию речи (ЗКР)

«Слышим, пишем, говорим»                                                                       

                                                                     

                                                                      Подготовила и провела

воспитатель: Масловская Т.А.

                                                                                                                          2021 г.

Цель: Совершенствовать умения различать на слух и произносить все звуки родного языка.

Задачи:

Образовательные: Формировать фонематический слух, умение различать гласные и согласные звуки, давать их характеристику и обозначать схематично, умение определять звук в слове и соотносить его с буквой; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие звук Ч, находить место звука в слове; упражнять в нахождении по образцу существительных с суффиксами.

Коррекционные: Развивать речь и воображение, мелкую и общую моторику.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время игры, культуру речевого общения. Учить детей снимать эмоциональное напряжение.

Методы и приемы:

Наглядный - показ предметных картинок, карточки с буквами.

Словесный - беседа.

Игровой - игровые упражнения «Угадай и покажи»«Мое имя», «Кузовок», «Где спрятался звук в слове?».

Практический - физкультминутка.

Материал и оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, лукошко, грибы, пластилин красного и синего цвета, музыкальный центр, буквы.

Предварительная работа: Игры: «Раздели правильно», «Гласные – согласные звуки», «Где звук Ч», «Где спрятался звук в слове?», «Придумай слово с окончанием на «ок».

Ход занятия.

1 частьэмоциональный настрой детей, приветствие гостей

Воспитатель: 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

И с гостями в этот день!

Если каждый улыбнётся

–Утро доброе начнётся.

 – ДОБРОЕ УТРО!

- Ребята, скоро в школу нам идти, и поэтому

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

 Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня устроить день игр!!! Хотите играть?

Дети: - Да!

Воспитатель: Тогда не ленитесь

                          Полукругом становитесь!

1. Игра «Мое имя»

- Мы будем играть в игру, которая называется «Мое имя».

- Я сейчас вам буду показывать карточки с буквами, а чье имя начинается с этой буквы, сделайте шаг вперед и назовете свое имя.

-Например, моя буква «Т», зовут меня Татьяна (дети выполняют задание).

- Молодцы, ребята, вот наши гости с вами и познакомились.

Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глазки и представьте, что вас перенес в игру со звуками и словами ласковый ветерок (дети садятся на места).

- Посмотрите, здесь нас встречает Мальвина, она предлагает поиграть.

  игры за столом.

2. Игра называется «Угадай и покажи»

Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

Воспитатель: Правильно! Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные мы произносим свободно, можем пропеть, а согласные произносим коротко, отрывисто, не можем их пропеть.

Воспитатель: Правильно! У вас на столах есть кружочки. Каким кружочком мы обозначаем гласные звуки? А согласные?

Дети: красным – гласные, синим – согласные.

1-й вариант: Я буду вам называть слова (апельсин, гриб, игла, арбуз, шапка, эскалатор), а вы должны, определить с какого звука начинается слово, с гласного или согласного и поднять соответствующий кружок.

2-й вариант: Я буду показывать вам картинки (банан, трамвай, самолет, свисток, улитка, тапки, апельсин), а вы должны, определить с какого звука начинается это слово, с гласного или согласного и поднять соответствующий кружок.

-Например«Автобус» произносите слово вслух, 1-й звук какой? Гласный или согласный? Правильно и так, мы поднимаем красный кружок. (Аналогично разбираем несколько слов)

- Вы очень хорошо поиграли, молодцы!!! И так, нас ждет следующая игра!!!

3.  Игра называется «Найди место звука Ч в словах» (работаем со схемой)

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

                                                У бычка два бочка

                                                И у овечки два бочка.

                                                У овечки и бычка

                                                Четыре черненьких бочка.

- Какой звук я часто выделяла голосом?

Дети: Звук Ч.

- Правильно!!! А сейчас поиграем, я буду называть звуки (слоги, слова), а вы как услышите звук ч, так «поймаете» его (хлопните в ладоши).

- Отлично вы справились с этой игрой!!! А теперь сложнее, игра «Найди место звука Ч в словах» (работаем со схемой). Скажите мне звук ч какой, гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Какой кружок возьмете?

Дети: Синий.

(работаем со схемой)

Воспитатель: Берите схемы и синие кружочки, да внимательно слушайте слова, в который спрятался звук ччайник, ключ, тачка, калач, туча, четыре.

(проводится индивидуальная работа)

Воспитатель: Вот это да!!!! Здорово вы играете!!! Молодцы!!!

3 часть: физкультминутка

Воспитатель: А теперь пора и отдохнуть, а то засиделись! Следующая игра «Гласные и согласные буквы». Для этого надевайте шапочки с буквами и проходите на ковер.

(дети одевают шапочки и проходят на ковер)

4.  Игра «Гласные и согласные буквы»

1-й вариант:

- Послушайте правила игры: будет звучать музыка, а вы двигаться под музыку, как только музыка остановится, вы должны будете встать в два ряда, гласные буквы – в один ряд, согласные в другой.

(играем 1-2 раза)

2-й вариант:

- Теперь по-другому поиграем: как только музыка остановится, вы должны встать парами гласная буква с согласной. А если две буковки стоят рядом, то что это получается?

Дети: Слог.

- Правильно! Вот мы их и прочитаем!

(дети встают парами, образуя слоги (ма, ус, ло и др.) и сами по желанию их читают, играем 2 раза)

Воспитатель: Какие вы будете замечательные ученики!!!! Все правильно сделали!!!!

(дети снимают шапочки)

- Молодцы ребята, а теперь поиграем в игру «Кузовок». А сейчас вставайте в круг.

5. Игра «Волшебный кузовок»

(детям раздаю грибочки, всем по одному, а у меня в руках лукошко)

Воспитатель: Слушайте внимательно правила игры:

- В это волшебное лукошко можно класть только те грибочки-слова, которые заканчиваются на – «ок». Каждый положит в кузовок один грибочек со словами: «Кладу в кузовок цветок (например -грибок, молоток, замок, коробок, колобок, сапожок, клубок. мешок, листок, чулок, носок, колобок, колпачок, гребешок, воротничок, сахарок)».

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: А сейчас приглашаю вас за столы, слепим из пластилина букву, с которой начинается ваше имя. Для этого у вас имеются пластилин красного и синего цвета, вы должны сами выбрать цвет своей буквы. (дети сами выбирают цвет пластилина - гласный- красный, синий—согласный)

-Покажите, ребята, нашим гостям, ваши буквы. Какие красивые, ровные буквы у вас получились!!! (дети с места показывают буквы).

- Вам понравилось играть? О том, как мы сегодня справились со всеми заданиями, вы обязательно расскажите дома своим близким.

Сегодня слова и звуки вспоминали, в общем дружно мы играли. Спасибо, вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Слышать,понимать, говорить!"

Формирование фонематических представлений у детей младшего дошкольного возраста...

Малыш подрастает- как помогать ему слышать и говорить?

Рекомендации родителям по общению с малышами....

Дополнительная общеобразовательная программа для детей-инвалидов с нарушениями развития "Слышу, понимаю, говорю"

Программа разработана для детей-инвалидов с нарушениями развития, которые являются получателями социально-педагогических услуг в  социально-реабилитационном центре....

Мастер-класс для родителей «Звуки- это, что мы слышим и говорим»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: • активизировать знания родителей о звуках и буквах; • уточнить представления о гласных и согласных звуках (...

Статья : "Слышим, различаем, говорим правильно" (для родителей дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием)

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слияния звуков речи в слоги ...

Технологическая карта по речевому развитию. Приоритетное направление «Слышу. Вижу. Говорю». Программа «Ладошки». Тема: "Веселые потешки".

Потешка "Петешок, петушок". Герой Цыпа приходит в гости к ребятам и просит их о помощи, он проголодался, детям нужно его накормить крупой. Ребята вместе с Цыпой дуют, как ветер: сначала слаб...

Образовательная программа ДО "Слышу.Вижу.Говорю"

Образовательная программа ДО "Слышу.Вижу.Говорю"...