Лексическая тема в старшей группе «Комнатные растения»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_komnatnye_rasteniya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Комнатные растения»

Предметы: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегония, герань, глоксиния, кактус сансевьева, традесканция, фиалка, фикус, хлорофитум…

Действия: удобрять, пересадить, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться; растет, цветет, распускаются, вянет, засыхает…

Признаки: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистая, красивая, нежные, капризные, сочный, хрупкий, влажный…

Задания 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): герань (какая?) – …

2. Подбери действия (не менее трех действий): герань (что делает?) – …

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

цветок – нет цветка

бутон — …

корень — …

4. Почитай: один цветок, два цветка, три…, четыре…, пять …;

одна ветка, две ветки, три…, четыре…, пять…

5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». — Кактус).

6. Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).

Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.

Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.

Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
Упражнения

7. Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА,

БЕГОНИЯ, ГЕРАНЬ.

• Назови одним словом, что это. (растения, цветы)

• Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?

• Перечисли растения, которые растут у тебя дома (2 – 3 растения)

• Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять,

рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков

и т.д.)

8. Расскажи, что есть у всех растений? (корень, стебель, листья, бутоны,

цветы). Расскажи, для чего растению нужны корень и листья?

9. Скажи по образцу:

• 1 лист – 5 ……. (листьев)

• 1 корень – 2……….

• 1 стебель – 3 …………

• 1 цветок – 4 ………..

10 Скажи по образцу:

• Я поливаю – ты ……поливаешь – он …… поливает

• Я сажаю – ты …………….. он - …………………..

• Я вытираю – ты - ……………. он - ………………

• Я опрыскиваю – ты - ………….. он - ……………..

• Я пересаживаю – ты - …………. он - ……

Пальчиковая гимнастика «Цветок»:

Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)

Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (движение пальцами)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки (ладошка закрывается)

Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)

И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке)

Упражнение «На окне в горшочках»

Координация речи с движением

На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг,

Поднялись цветочки. медленно встают).

К солнцу потянулись, (тянуться на носочках, руки вверх,

Солнцу улыбнулись широко в стороны).

К солнышку листочки (ладони развёрнуты вверх).

Повернут цветочки.

Развернут бутоны, (руки соединить над головой, медленно

В солнышке утонут. развести в стороны). И. Нищева

ДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»

Фиалка — фиалочка,

герань — геранька,

 кактус — кактусик,

корешок — корешочек,

стебель — стебелек,

лист — листок (листик),

бутон — бутончик,

отросток — отросточек,

цветок — цветочек,

земля — землица,

вода — водичка (водица),

солнце — солнышко.

       Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»

Фиалка — фиалки — фиалок,

фикус — фикусы — фикусов,

фуксия — фуксии — фуксий,

кактус — кактусы — кактусов,

папоротник — папоротники — папоротников,

свет — много света,

корень — корни — корней,

стебель — стебли — стеблей,

лист — листья — листьев,

бутон — бутоны — бутонов,

лепесток — лепестки — лепестков,

цветок — цветки — цветков,

рассада — много рассады,

вода — воды — много воды (вод),

подоконник — подоконники — подоконников.

       Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном  падежах «Посчитай один — два — пять»

Фиалка — две фиалки — пять фиалок. Один колючий кактус – два колючих кактуса – пять колючих кактусов.

Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток. 

Лексический строй речи

       Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (описывая его строение, уход за ним и способ размножения)

Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухажи­вать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием.

МИНУТКА ОТДЫХА

Огонек

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду горят огоньки.

Его поливаю, его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

Е Благинина

Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей моторики, регуляция мышечного тонуса.]

Предложить  детям пройти на ковер и встать свободно.

 Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

Вос-ль показывает упражнения для регуляции мышечного тону­са и проводит с детьми игру.

Упражнение «Закончи предложение». [Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.]

Я начи­наю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающую­ся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.

  • Комнатные растения необходимо поливать...

       1 -й р е б е н о к. для того, чтобы они не завяли. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

  • Листья на комнатных растениях нужно протирать...

       2-й ребенок. .для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

  • Комнатным растениям нужен солнечный свет...

       3-й ребенок. ...для того, чтобы они могли хорошо расти. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

  • Комнатные растения нужны человеку...

       4-й ребенок. ...для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Отгадай загадки. Придумай со словами – отгадками предложения.

Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон)

Лист – горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час

(Столетник или алоэ)

Куст оконный и балконный,

Лист пушистый и душистый.

А цветы в окне – словно шапка в огне!

(Герань)

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Я повешу шторочку,

На белую распорочку,

Не крючком плетеную —

Живую и зеленую. (Традесканция)

Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их всех удержать.

Вот так и висят те пучки-малолетки.

На нитях – зелёные растения-детки. (Хлорофитум)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе:"Комнатные растения дарят здоровье"

Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.Программные задачи:Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, калан...

Конспект НОД для старшей группы. Комнатное растение «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.Цель: - Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.- Углубить знания о лекарственных свойст...

Конспект НОД для старшей группы. Комнатное растение «Фиалка». Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.Углубить знания о л...

Проект в старшей группе"Комнатные растения в детском саду"

Проект направлен на более углублённое изучение   воспитанниками комнатных растений....

Рекомендации воспитателям работающим с детьми старшего возраста в группах комбинированной направленности по лексической теме: "Маленькие исследователи + Комнатные растения "

Рекоменшдации воспитателям работающим с детьми старшего возраста в группах комбинированной направленности. Лексические темы : " Маленькие исследователи + Комнатные растения."...